Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Калейдоскоп


Минчанин Владимир Буйко – перидромофил. Нет, это не ругательство и не болезнь, а термин, обозначающий коллекционера знаков оплаты проезда в общественном транспорте. За полтора десятка лет Владимир скопил полторы сотни минских билетов на проезд различных видов. Вы помните, как талончик стоил четырнадцать тысяч рублей? А как два билетика давались оптовому покупателю бесплатно? А как проездной можно было предъявлять не только контролеру, но и пассажирам?

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Коллекционером можно быть "буйным", азартно-увлеченным, и собрать, как испанец Хуан Доминго Вентура, более 600 тысяч (!) билетов, или 35 тысяч – как киевлянин Алексей Бойко. А можно быть "тихим" собирателем и коллекционировать предметы, относящиеся к одной неширокой области, по мере их появления на свет. С девяносто восьмого года Владимир собирает минские билеты на проезд в городском транспорте, и его можно назвать как раз таким "тихим" коллекционером. Владимир рассказывает: "Когда-то коллекционировал белорусские марки, даже есть за пару лет полные комплекты, но потом бросил это дело, так как каждый год выходит около 20 выпусков марок, а иногда и больше. Это все отнимает время и деньги. Например, в 2008 году был выпущен маленький такой блок в 21 марку стандартного выпуска, а номинал каждой марки - 5000 руб., посчитайте…" На талончики много средств не нужно, купить их можно в любом газетном киоске, как только они появятся. Конечно, с совсем уж старыми билетами посложней, но зато пополнять коллекцию талонов куда проще и менее накладно, чем, скажем, коллекционировать банкноты. Впрочем, белорусские денежные знаки с момента появления первых "белочек" и "зайчиков" он тоже собирает.


Фото: Александр Лычавко, TUT.BY Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

- Начал с того, что, будучи школьником, стал ездить на общественном транспорте, и заметил, что талончиков становится все больше. Вот тогда, с девяносто восьмого, и стал собирать осознанно. Поначалу это все, как у большинства начинающих коллекционеров, было в куче, потом уже стал раскладывать в альбомы. Бывало и так, что вводили новые талоны, а я еще не успел приобрести старые, - такие талоны отыскивать нелегко. В последнее время я слегка подзабросил коллекцию, собираю несистемно. Не всякий раз удается найти талончик, который продается кондуктором в автобусе-экспрессе: на экспрессах я и так езжу редко, а еще, бывает, и кондуктор тебе выдаст талон не того номинала, что требуется, или два старых вместо одного нового. Доплатные талоны на автобусы-экспрессы (если у пассажира есть проездной на обычный автобус) – еще большая редкость.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

По талончикам можно изучать изменение стоимости оплаты проезда. Мы уже подробно расписывали, как менялся тариф на проезд в Минске за последние полтора десятка лет, но коллекция Владимира помогла нам добавить некоторые факты, например, по 1998 году. С лета-97 по лето-99 проезд в столице дорожал шесть раз: с двух до шести тысяч рублей. Интересны билеты за август девяносто девятого: на талончиках выбиты цифры "10000" и "14000" (при продаже водителем) рублей. Это – самый большой номинал на минских билетах. Если тенденция подорожания проезда продолжится, а деноминации не будет еще годика два, то не исключено, что на билетах снова появятся такие огромные цены.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

- Мне нравятся первые талоны на автобусы-экспрессы, они чуть шире, чем остальные билеты, и на них изображены такие красивые узоры-розетки. Дизайн новых билетов для электронных компостеров мне тоже нравится. В 2011-м, после девальвации, появилась новая серия талонов с изображениями Национальной библиотеки, Ворот Минска и Троицкого предместья - их дизайн оставался в силе в течение всех подорожаний 2011-го и вплоть до мая 2013-го, то есть два года, только ценник менялся. Потом появились билеты в той же стилистике, но с новыми изображениями: снова, как в 98-м, нарисовали площадь Победы, также Оперный театр, позже – ратушу. Можно также видеть, как появились в 96-м году первые талоны с водяными знаками и как менялся рисунок самих водяных знаков.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

На некоторых талонах, помимо городских видов, можно рассмотреть образцы подвижного состава городского транспорта, в том числе те, которых в Минске никогда не было, - этим отличались льготные талоны на метро 99-го. Текст на обороте чаще всего выполнен красными или малиновыми буквами, изредка – черными и зелеными. Очень часто билеты выпускали разной ориентации – то горизонтальной, то вертикальной. На всех минских билетах из коллекции Владимира все надписи выполнены по-белорусски (за исключением слов "Подвиг народа бессмертен" на изображении полукруглых домов на площади Победы) - в отличие от проездных, здесь повода для возмущений нет. И всегда на билетах написано "білет", а не "талон". Орфографических ошибок Владимир на билетах не замечал.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Когда проезд дорожал несколько раз за год, киоскеры продавали пассажирам старые билеты прежних лет – они снова становились действительными на какой-то период, пока не напечатают новых. Но, бывало, что новые так и не успевали появиться: проезд в очередной раз дорожал. Также не всегда печатали доплатные билеты на экспрессные маршруты для владельцев проездных на обычный автобус.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

По надписям на обороте можно проследить и некоторые правила пользования билетами. Например, на одном из билетов не сказано, что их запрещено подделывать. Частенько надписи предупреждают о том, что не стоит приобретать билеты с рук. У автора хранится старый проездной из Гомеля, на котором значится: "запрещено вкладывать в футляр и ламинировать". А вот у Владимира Буйко на старом минском проездном еще советской эпохи, которые, впрочем, использовались до конца девяностых, можно прочесть: "Войдя в салон предъявите билет водителю или пассажирам". Вспомните: в комедии "Джентльмены удачи" герой Евгения Леонова показывает свой проездной пассажиру-попутчику, герою Эраста Гарина.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

С этими же проездными связана и имевшаяся в те годы возможность экономить на проезде, если у вас был свой знакомый в транспортных органах. Как видно, на самом проездном не обозначен ни год, ни месяц, - дату помечали штемпелем. Если у вас был знакомый, ответственный за такую печать, то можно было свой проездной оклеить скотчем и ставить печати поверх него, а по истечении месяца смывать старый штамп и наносить новый.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

- А вот в девяносто восьмом были интересные талоны по цене в 2600 рублей. Их можно было покупать по отдельности, а можно – сразу блоком по 15 билетов, и тогда ты платил всего лишь как за 13 талонов, а два доставались тебе даром. На них надпись соответствующая есть: "Прэміяльны. Бясплатна". Да, было время, когда на транспорте хоть что-то было официально бесплатным…

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY