Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Вадим Зеленков,

Готовя материал о рекламе с Захарьевской улицы, я понял, что как минимум одна торговая точка требует отдельной заметки. Почему? Попытаюсь объяснить.

В наше время слоган "Реклама – двигатель торговли" воспринимается скорее иронически, но сто лет назад он звучал совсем иначе, всерьез.

И по-русски:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
И по-польски:
Фото из архива Вадима Зеленкова

Увы, реклама минских предприятий, как торговых, так и промышленных, особой изобретательностью не отличалась. Перечисление товаров, адрес заведения, уверения в умеренности цен – и все. Ну, разве что еще картинка-другая для привлечения внимания.
 
Исключением был "оптик и механик" Иосиф Натус. Его магазин располагался в доме № 85 по Захарьевской улице – на пересечении с Петропавловской, там же, где и знаменитая в городе кондитерская Венгржецкого (владелец кондитерской и был собственником дома). Вот фрагмент старого снимка:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Вход в магазин Натуса находился примерно там, где у витрины стоит одинокий человек. Сегодня на этом месте вход в подземный переход станции метро "Октябрьская":
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Первое объявление, которое удалось отыскать, датировано 1893 годом:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Как видите, владельцем является еще не Иосиф, а его отец Абрам Натус, а фирма, по уверениям ее владельца, существует с 1847 года. Находился магазин "по Губернаторской улице против мужской гимназии в доме Ново-Московской гостиницы":
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
К сожалению, левая часть здания, где был магазин, в кадр фотографа столетней давности не попала; вот современный снимок примерно с той же точки:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Что может быть непонятно современному покупателю в этом объявлении? Прежде всего, конечно, "консервы": в таком контексте это, разумеется, не тушенка или сгущенка, а особые очки, защищавшие в конце XIX века глаза велосипедиста, а затем и мотоциклиста, и автомобилиста, и летчика от встречного ветра. Вот как у того, что стоит справа на этом снимке[2] времен Первой мировой войны:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Ареометры и алкоголометры предназначались для измерения процента содержания одной жидкости в другой. Сейчас мы редко покупаем разливное молоко, а в те времена контроль был необходим.
 
В романе Вениамина Каверина "Два капитана" есть такой диалог:
– А что такое лактометр, знаешь?
Я отвечал, что не знаю.
– Это прибор, показывающий, много ли воды в молоке. Известно, – Николай Антоныч поднял палец, – что молочницы разбавляют молоко водой. Положите в такое разбавленное молоко лактометр, и вы увидите, сколько молока и сколько воды. Понял?
– Понял.
 
Ну вот, лактометр – это тот же ареометр, только специализированный.

Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Через двенадцать лет, в 1905 году, магазин перешел уже к наследнику, успев по пути получить благодарность Минского общества сельского хозяйства – судя по дате, за участие в сельскохозяйственной выставке 1901 года. Обратите внимание на то, как забавно выглядит при увеличении памятная медаль с изображением богини земледелия Деметры:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Появился телефон (звоните по номеру 250!) и отодвинулась дата основания – теперь летосчисление ведется с 1834 года. Что ж, изучим ассортимент!

"Электрические влажные карманные фонари". Загадочное изделие. Скорее всего, имеется в виду влагонепроницаемость, но, если кто-то подскажет лучший ответ, буду признателен.
 
Эта картинка тоже вызвала затруднения:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
К счастью, в другом издании примерно того же времени[3] обнаружилось вот такое рекламное объявление:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Теперь понятно: это фотоаппарат, непонятно только, почему о нем ни слова нет в объявлении.
 
Обратите внимание на фирменный слоган: СКОРО, ТОЧНО И ДЕШЕВО. Мы еще увидим его.
 
Объявление 1908 года:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Волшебный фонарь – это то, что сегодня мы называем проектором. Популярнейшее развлечение тех лет, причем не только для детей, но и для взрослых: например, читались публичные лекции о дальних странах, проиллюстрированные диапозитивами, которые мог видеть весь зал.
 
Вечные свечи горели в небольшой металлической коробке. Вечными они, конечно, не были (требовалось по мере выгорания время от времени подбрасывать свечные огарки), но горели довольно долго. Интересующимся рекомендую эту заметку[4] – как видите, подобные устройства были востребованы даже в сороковые годы.
 
Самобрейка – всего-навсего безопасная бритва, та, которая со сменными лезвиями. "Пленки, пластинки, бумаги" – разумеется, имеются в виду фотопринадлежности.
 
Перенесемся в 1912 год:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Все, что мир выпускает нового и лучшего в области Пишущих машин, Фотографии, Велосипедов, Граммофонов, Оптики, Механики, по весьма доступным ценам только у Оптика-Механика ИОСИФА НАТУСА.

НИКТО! Только фирма Оптика-механика Иосифа Натуса Вам устроит без забот электрическое освещение по весьма доступным ценам.

Ох. Как принято выражаться в современном интернете, ЧСВ (чувство собственной важности) явно зашкаливает. Но фирма, что ни говори, процветает, магазин является ориентиром городского значения. Вот цитата из издания "Книжный вестник" за 1902 год: "В книжном магазине по Захарьевской ул., против кирки, рядом с магазином оптика Натуса…" Это как мы сегодня говорим "магазин возле ЦУМа" – ЦУМ (а сто лет назад – магазин Натуса) известен всем.
 
"Ладно, – скажет придирчивый читатель, – всё это прекрасно, но с какой стати в заголовке Иосифа Натуса назвали поэтом рекламы? Где поэзия-то?"
 
Будет и поэзия. Дело в том, что фирма публиковала свою рекламу не только на русском языке. Не будем забывать, что многие минчане в начале прошлого столетия говорили по-польски, так что Натус размещал объявления, например, в газете "Kurier Litewski" и приложении к ней "Kalendarz Ilustrowany ''Kuriera Litewskiego''. В последнем и было обнаружено дивное стихотворение:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Я попытался перевести его на русский язык. Надеюсь, у читателей хватит юмора понять, что, хотя в оригинале использована и перекрестная, и смежная, и опоясывающая рифмовка (прямо как в онегинской строфе!), Натусу или, точнее, тому, кто для него это сочинял, далеко до Мицкевича или Словацкого, чего стоят только дивные рифмы "mechanika – optyka" или "mechaniki – elektrotechniki". Так что читайте не всерьез:
 
Вернуть зрение – истинное чудо,
Удается оно не везде и не всюду.
Только пророки в древние времена
Умели вернуть зрение сполна.
Сегодня незрячих гораздо больше,
Но поправить зрение стало проще.
Женщина, мужчина, юный и старый,
Кто хочет на мир нормально взглянуть,
Скорее заводите себе окуляры
И на Захарьевскую держите путь.
Там в доме № 85 в Минске Литовском,
Принадлежащем фирме Иосифа Натуса,
Есть пенсне всевозможных диоптрий
И театральные бинокли
Разных конструкций и размеров
В оправе из кожи и металла, к примеру.
Бинокли есть также и для дам.
Еще термометры максимальные
Как больничные, так и для дома оптимальные.
И граммофоны найдете вы там.
Для детей фонари проекционные –
Волшебными не зря нареченные.
Выдвижные стереоскопы
И лучшие фотоаппараты из Европы.
Охотничьи ружья, заряжающиеся с казны,
Револьверы Браунинг, винчестеры – вас устроить должны,
Для Маузера пули, порох, пыжи, патроны,
Пистолеты Бера, американские Смит-Вессóны,
И все изделия оптические
По ценам, досель не известным,
Таким низким, таким честным,
Что это кажется фантастическим.
Итак, с приходом Иосифа Натуса
В оптике настала новая эра!
Но, в отличие от других магазинов оптических,
У нас есть много устройств механических.
Например, вы найдете здесь шприцы
И все, что может врачу пригодиться,
Вплоть до уникальных приборов.
Теперь от оптического и механического
Обратимся к электротехническому.
Смотрите, вот звонки тревожные,
Делающие кражу невозможною.
А вот домашние телефоны
Установить их может каждый,
Еще припомним громоотвод
И другие великие чудеса.
Вы купите все непременно
По очень низким ценам.
И это не фантазия!
Хотите в этом убедиться?
Спешите, спешите к Иосифу Натусу,
И не забудьте адресом поделиться:
Захарьевская улица, № 85, в Минске Литовском.
Фирма существует с 1834 года, телефон № 250.
Отправка наложенным платежом.
Любые ремонты осуществляются
Скоро, точно и дешево —
Просим обратить внимание на фирму.

Немного об упомянутом в объявлениях оружии. Почти без комментариев, большей частью просто иллюстрации, найденные на различных сайтах.
 
Ружье Буффало-Лебель и Монтекристо (на снимке). Малокалиберные винтовки; реклама предлагает даже "комнатную стрельбу" из них:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
В автобиографическом романе "Белеет парус одинокий", действие которого происходит как раз во времена расцвета фирмы Иосифа Натуса, Валентин Катаев пишет:
 
О, эти ружья, расставленные так заманчиво на специальных стойках! Маленькие, точно литые приклады, чисто сработанные из тяжелого, как железо, дерева, нарезанного острой сеткой в тех местах, где надобно браться рукой, чтобы не скользило. Толстый, но длинный граненый ствол синей вороненой стали с маленькой, как горошинка, дырочкой дула. Синяя стальная мушка. И так легко и просто поднимается рамка затвора.
 
Даже самые богатые мальчики мечтали о таком ружье. Слово "монтекристо" произносилось с замиранием сердца. В нем заключалось всеобъемлющее понятие сказочного богатства, счастья, славы, мужества. Обладать монтекристо было даже больше, чем иметь собственный велосипед.
 
Пистолет Бера, новинка того времени. Выпускался в 1900-1914 годах как скрытое оружие ближнего боя, предназначенное для самообороны:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Револьвер Браунинга. Здесь Натус, похоже, запутался в терминологии: эта фирма выпускала пистолеты, а не револьверы[5]. На снимке модель 1903 года:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Винтовка винчестер. Передовая по тому времени модель 1907 года:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Патрон к маузеру:
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
Смит-Вессон. Обратите внимание на пометку: "американский". Эти револьверы в начале прошлого века выпускались и в Российской империи, но Натус непатриотично предлагает импортный товар.
 
Фото из архива Вадима Зеленкова
 
 
Разумеется, мы поговорили не обо всех "чудесах", заявленных в рекламных объявлениях Иосифа Натуса. Но, надеюсь, читатели получили представление об одном из самых ярких представителей минского торгового капитала начала XX века.
 
Рекламные объявления взяты из "Памятных книжек Минской губернии" за 1908-1915 годы и из альманаха "Kalendarz Ilustrowany ''Kuriera Litewskiego'' за 1909 год. 


[1] https://news.tut.by/society/376817.html
[2] http://www.idrive.kz/clubs/auto-history/kolesnitsi_velikoy_voyni
[3] "Список фабрик и заводов России. 1910 год". Москва, Санкт-Петербург, Варшава, 1910. Стр. 1418.
[4] http://zhurnalko.net/=sam/sdelaj-sam_ogonek/1998-02--num63
[5] Шокарев Ю.В. "Большая энциклопедия оружия". Москва, РОСМЭН, 2008. Стр. 25-27.
-20%
-10%
-50%
-10%
-5%
-30%
-50%
-10%
-80%
-15%