/

Последние два года МАЗ стабильно оказывается в лидерах антирейтинга самых убыточных ОАО страны. За три квартала прошлого года, по данным Минфина, Минский автозавод получил чистый убыток в размере 248,4 млрд рублей, оказавшись на пятом месте в стране по размеру финансовых потерь. От сегодняшнего посещения президентом одного из грандов белорусского автомобилестроения ждали решения, продолжится ли масштабная господдержка проблемных белорусских предприятий-брендов, которые в последнее время все чаще стали называть предприятиями-зомби.

Фото: БЕЛТА
Фото: БЕЛТА

В четверг президент заявил, что и МАЗ, и другие известные белорусские бренды необходимо сохранить. «Прежде всего вы должны сохранить это предприятие. Его необходимо обновить, насколько это возможно, придать ему новое лицо. С конвейеров должны сходить полностью белорусские машины высочайшего качества», — цитирует БЕЛТА слова Александра Лукашенко.

От трудового коллектива президент потребовал обеспечить высокое качество, отметив, что на это есть объективные нарекания. Лукашенко признал, что в нынешних экономических условиях предприятие сталкивается с целым рядом трудностей, поставив задачу не допустить ухудшения ситуации, чего бы это ни стоило. «МАЗ, как и БелАЗ, и Мотовелозавод — это лицо нашей страны. Мы ни в коем случае не можем и не имеем права угробить эти предприятия. Поэтому, отвечая скептикам и тем, кто сегодня не верит в это: МАЗу быть, быть всегда, и при мне, и после меня», — заявил глава государства.

При этом Лукашенко подчеркнул, что на господдержку, в том числе кредитными ресурсами, МАЗ, как и другие предприятия, может рассчитывать только под конкретные рынки сбыта новой продукции.

«Вы получите деньги, возможно и китайские кредиты, только тогда, когда покажете, что у вас есть рынки, куда продадите эту продукцию. В противном случае не дадим ни копейки, — заявил Лукашенко. — Я не могу вложить сюда в очередной раз сотни миллионов долларов, за которые вы создадите некий продукт и поставите на склад, а еще хуже — просто проедите».

Общие объемы господдержки МАЗа в виде компенсации ставок по кредитам, налоговых льгот, содействия закупкам отечественных грузовиков эксперты прогнозировать не берутся. Соответственно, эффективность этой поддержки также вызывает сомнения, с учетом финансовых результатов предприятия.

Проблемы МАЗа обострились в 2013-м и стали абсолютно очевидными в 2014-м году. Сперва о высоких рисках потери белорусским производителем ключевого российского рынка говорили в основном сторонники объединения МАЗа с КамАЗом, обращавшие внимание на то, что мировые рынки производителей грузовиков консолидируются, и даже объединение не выводит белорусско-российского производителя на мощности в 100 тысяч автомобилей в год, необходимых для сохранения конкурентоспособности на общем рынке.

О потерях МАЗом позиций на рынке России TUT.BY уже писал. По данным «Автостата», продажи МАЗа в России в 2015 году сократились на 54%, до 3,6 тысяч грузовиков, доля бренда сократилась на 1,8 процентного пункта, до 6%.

Впрочем, стратегические вопросы сегодня, похоже, остались без ответа. Как отметил президент, ему предлагали провести совещание по вопросам стратегии развития отечественного машиностроения в целом, в частности, предполагалось обсудить вопрос распределения кредитных ресурсов, предоставляемых Беларуси Китаем. Но Лукашенко пояснил, что совещание пройдет позже и в другом формате.

-10%
-20%
-10%
-10%
-30%
-30%
-10%
-20%
0068422