Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Товарооборот Беларуси и Литвы по итогам 2015 года сложился на уровне 1,2 млрд долларов. Объем белорусского экспорта в Литву снизился до 964,4 млн долларов (на 7,1%), импорт — до 277,7 млн (на 24%). Такую информацию TUT.BY сообщили в посольстве Беларуси в Литве.

«В 2014 и 2015 году торговля была подвержена влиянию глобального кризиса. Основные товарные позиции увеличились в физическом объеме, но уменьшились в стоимостном», — говорит советник по экономическим вопросам посольства Беларуси в Литве Сергей Линг. Так, снижение цен на нефть и нефтепродукты привело к тому, что поставки в физическом объеме выросли на 67%, но в стоимостном только на 7%. Кроме того, просели цены на металлопродукцию и удобрения — ключевые позиции белорусского экспорта.

По словам Линга, между странами «идет мощное взаимодействие» в сфере услуг, в первую очередь — транспортных. Общий оборот товаров и услуг Беларуси и Литвы составляет более 2,6 млрд долларов. То есть на услуги приходится 1,4 млрд долларов оборота. Но для Беларуси получается отрицательное сальдо. Правда, Минск получает доступ в порт, вырабатывает льготные тарифы с Литовской железной дорогой, отмечает Линг.

По данным «Клайпедос нафта», транзит белорусских нефтепродуктов через терминал компании за первые девять месяцев 2015 года достиг 1,6 млн тонн.

В целом Беларусь обеспечивает треть грузооборота Клайпедского порта. При этом основную долю всех белорусских грузов (71,7%) занимают химические и минеральные удобрения.

В прошлом году через Клайпедский порт перевалено свыше 90% общего объема экспорта «Беларуськалия», отправленного через морские порты, и всего объема экспорта «Гродно Азота».

Чтобы снизить расходы на перевалку продукции, крупные белорусские экспортеры активно изучают возможность приобретения долей в уставном капитале литовских компаний — операторов терминалов. В 2013-2015 годах «Беларуськалий» и Белорусская калийная компания обзавелись активами в порту Клайпеды.

Литва и Беларусь также плодотворно сотрудничают в инвестиционной сфере. Литовские инвестиции в Беларусь составляет около 230−250 млн долларов в год. Беларусь не очень активно инвестирует в соседнюю страну — 19,9 млн долларов, сказал Линг.

Из знаковых проектов стоит выделить создание литовской Vakaru medienos grupe мебельного кластера в Могилеве. Но компания хочет удвоить мощности в Беларуси.

На территории Гродненской области компания Arvi в 2015 году вывела на проектную мощность ветеринарно-санитарный утилизационный завод. В завершающей стадии находится проект этой компаний по строительству интегрированного комплекса выращивания и переработки мяса индейки в Лидском районе.

Основные владельцы 13 строительных гипермаркетов ОМА в Беларуси (финская Kesko и литовская Senukai) изъявляют желание и дальше развивать бизнес в Беларуси. На завершающей стадии строительства еще 2 объекта (Минск и Бобруйск). Объем инвестиций оценивается в 30 млн евро.

Одновременно с этим хозяева Senukai выступили с инициативой об открытии в пригородной зоне Минска торгово-логистического центра с созданием базового предприятия. «На эти цели на этот год они зарезервировали 50 млн евро», — сказал Линг.

Литовская Enerstena намерена сдать под ключ до апреля 2017 года новую котельную мощностью 20 МВт для теплосетей города Червеня. Финансирование проекта (6 млн евро) осуществляется за счет средств Всемирного банка. По утверждению инженеров Enerstena, после реализации проекта работа тепловых сетей может быть на 90% обеспечена использованием биотоплива (древесная щепа влажностью до 55%). В настоящее время Enerstena принимает участие в тендере на строительство «под ключ» котельной в Калинковичах. Проект предварительно оценивается в 11−15 млн евро.

Из белорусских инвестиций Сергей Линг выделил завод «Амкодор-Baltic» под Вильнюсом. В 2015 году там запустили модернизированный цех площадью 1000 кв. м, наладив сбор техники «Амкодор» и МТЗ. Руководители этих заводов регулярно, примерно раз в месяц, появляются в Литве и питают большие надежды на выход на рынок Евросоюза, говорит дипломат. В целом  цех в «Амкодор-Baltic» — это проект пилотной сборки, которая позволяет пройти сертификацию техники по стандартам ЕС. Сейчас уже прошли сертификацию 7 единиц белорусской техники. «За январь 2016 года продано 78 белорусских тракторов, что в 3 раза больше по сравнению с январем 2015 года. Если будет такая динамика до конца года, то мы можем достичь показателя в 1000 тракторов по году. А таких объемов уже давно не было», — резюмировал Сергей Линг.