Политика
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Экономика и бизнес


Фото с сайта: http://www.cpzf.ru
Фото с сайта: http://www.cpzf.ru

В 2015 году Беларусь оказалась в беспрецедентном для страны квадрокризисе, для выхода из него бизнес требует от власти радикально реформировать деловой климат страны. Такие предложения содержатся в очередной «Национальной платформе бизнеса Беларуси», которую 2 марта обсудили на Ассамблее деловых кругов.

Бизнес констатировал наличие системного, структурного, циклического и конъюнктурного кризиса, что было «усугублено острым дефицитом высококвалифицированных кадров в органах госуправления».

«В действиях белорусских властей доминировала логика поведения, свойственная режиму военного положения в экономике. При отсутствии видения и стратегии развития страны, исключении из процесса национального диалога значительной части бизнеса и общества качество и эффективность решений, принимаемых властями, резко снижали способность Беларуси противостоять опасным кризисным явлениям», — предупреждают разработчики.

В Платформе отмечено, что 2015 год был потерян для системного реформирования экономики. Ухудшилась структура капитала. Сохранились макроэкономическая разбалансировка и перекос экономики в сторону финансового сектора. Выросло напряжение на рынке труда. Увеличилась налоговая и регуляторная нагрузка на бизнес. Упала платежная дисциплина. Заметно снизилась конкурентоспособность белорусских товаров. Увеличились темпы деиндустриализации. Хроническим стал дефицит прямых иностранных инвестиций. Не были выравнены условия хозяйствования для малого и среднего бизнеса. Расширилась зона материального неблагополучия домашних хозяйств. Углубился кризис недоверия бизнеса и власти.

В Платформе обозначено семь причин попадания белорусской экономики в беспрецедентный квадрокризис. Причина № 1 — чрезмерная централизация принятия инвестиционных, производственных и потребительских решений. Сами власти признают высокую степень неопределенности рынков, обострение конкуренции в глобальной экономике, высокую скорость внедрения новых технологий, революционные изменения в коммуникации, информации и производстве. В такой ситуации концентрация капитала, ресурсов и имущества в руках государства неизбежно ведет к совершению грубых ошибок. В Беларуси малые и средние ошибки копились годами. Никто их не исправлял и не замерял уровень неликвидов и шлаков.

Причина № 2 — пренебрежение и блокировка многовекторности белорусской внешнеэкономической политики. Степень зависимости Беларуси от России — это результат пренебрежения европейским рынком, игнорирование важнейших процессов интеграции в глобальную экономику. Наша страна с 1993 года ведет переговоры о вступлении в ВТО. Мы до сих пор не получили статус страны с рыночной экономикой от Евросоюза. Белорусские власти не проявляют должной активности для снижения и ликвидации барьеров на вход белорусских товаров на богатый рынок ЕС.

Причина № 3 — жесткое ценовое регулирование, которое дезориентирует кредиторов, производителей и предпринимателей на рынке товаров и услуг. Цены в Беларуси не могут полноценно выполнять координирующую, информационную функцию. По ценовой либерализации мы отстали от стран Центральной и Восточной Европы более чем на 20 лет. Ручное управление ценами усугубляет инвестиционные, финансовые и потребительские ошибки.

Причина № 4 — блокировка частной собственности как краеугольного цивилизационного института. Де-факто в Беларуси есть институт временных управляющих активами и имуществом, которые де-юре являются частными. Ни один частный собственник не может чувствовать себя в 100-процентной имущественной безопасности. Поэтому в стране доминирует логика временщиков, искаженная система управления рисками и суженные горизонты реализации коммерческих проектов.

Причина № 5 — инвестиционная дезориентация. Белорусские власти сделали ставку на государственные инвестиции в большие проекты, которые основаны на предприятиях еще с советских времен. Они посчитали, что лучше централизованно вложить большие деньги в 100−150 крупных проектов, чем создать условия для того, чтобы в страну пришли сотни тысяч малых инвесторов с частными деньгами. Такой подход к инвестиционной политике стал одной из причин высокой концентрации кризисных явлений в Беларуси в 2015—2016 гг.

Причина № 6 — блокировка института банкротства и отказ от ликвидации инвестиционных и производственных ошибок. В Беларуси сформировалась устойчивая группа коммерчески бесперспективных предприятий, которые превратились в коллективный бюджетный «пылесос». В 2015 году проблема коммерческих структур, которые, по мнению правительства, «слишком-важные/большие-чтобы-обанкротиться», усугубила макроэкономическую нестабильность и неравенство условий хозяйствования.

Причина № 7 — кадровый застой. Существующая система допуска к работе в органах государственного управления не создала эффективных препятствий кумовству, региональным кланам, отраслевым группировкам и ассоциативным братствам. Они заблокировали доступ в органы госуправления профессионалов, современных технократов и принципиальных администраторов. Ротация субъектов в рамках одной и той же «кадровой обоймы» указывает на опасный для страны кадровый голод. Отсутствие «социальных лифтов» и открытых конкурсов на замещение вакансий препятствует кадровой оптимизации.

Приоритетными направлениями реформирования делового климата в 2016 году в «Национальной платформе бизнеса Беларуси» названы добросовестная конкуренция (в том числе через законодательное закрепление разделения функций государства как регулятора, собственника и контролера, оказание господдержки субъектам хозяйствования исключительно на конкурсной основе); эффективная дебюрократизация, в том числе в сфере общепита, розничной торговли, медицины, оценочной деятельности; регуляторная оптимизация (мораторий на введение новых налогов, сборов, пошлин, прекращение планирования поступлений от штрафов, отмена запрета на авансовые платежи за импорт, запрет 90-дневной отсрочки принятия ввозного НДС к вычету по импорту и др.); экономическая безопасность (борьба с инфляцией, ограничение объема льготных кредитов до 20% в общем объеме, пятилетний мораторий на изменение условий хозяйствования, ухудшающих положение инвесторов); честная приватизация (в том числе бизнес требует приватизации убыточных малых и средних государственных коммерческих организаций в сфере торговли, бытовых услуг, легпрома, деревообработки, стройматериалов).