Политика
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное
  • Другие новости

Экономика и бизнес


Фото: reuters
Фото: reuters

Министерство торговли опубликовало на сайте текст проекта указа президента «О некоторых вопросах ограничения размеров торговой премии (бонуса) и платы за оказание услуг по продвижению товаров», которым планируется введение ограничений по использованию бонусов субъектами торговли, субъектами общественного питания и поставщиками. Старший юрист компании Cobalt Татьяна Беляева в комментарии для журналистов отметила, что ограничения могут иметь негативный эффект в виде увода этих платежей в тень.

Сейчас в белорусском законодательстве отсутствует прямое регулирование вопросов использования торговых премий или бонусов. Проектом указа предусматривается, что совокупный размер бонуса, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, определяются по соглашению сторон, но не может превышать 10% от цены продовольственных товаров (без НДС и акцизов). К услугам по продвижению отнесены услуги по рекламе продтоваров, проведению маркетинговых исследований, подготовки информации о таких исследованиях, логистические услуги. Наряду с этим предлагается запретить на выплату поставщиком и получение субъектами торговли других вознаграждений.

Под действие указа будут подпадать поставщики продовольственных товаров в торговые сети и крупные магазины, сетевой общепит, организации розничной торговли продовольствием через торговую сеть или крупные магазины.

В проекте указа предлагается отдельно в цене договора выделять размер торговой надбавки и не учитывать ее при определении цены продовольственных товаров, что позволило бы формировать цену товара без заложенного в нее бонуса, увеличивающего цену товара для потребителя.

В настоящее время торговые премии (бонусы) используются и в Беларуси, и во всем мире в качестве стимулирующей меры в оптовых продажах, например, при достижении определенного объема закупок или выполнении других условий покупателем товара. Бонусы могут выплачиваться как деньгами, так и, например, путем передачи дополнительного количества товара. Как правило, условия о премиях включаются в договор поставки либо оформляются в виде отдельного соглашения, а выплата производится на основании акта, отражающего выполнение покупателем программы закупки и других условий.

Документ оговаривает и ответственность за нарушение ограничений. В частности, получение или выплата бонуса, превышающего порог, грозит административной ответственностью в виде штрафа в двукратном размере разницы между фактически полученной суммой бонуса и предельно допустимым совокупным размером бонуса и платы за услуги. То есть если бонус превышает 10% от стоимости товара, то штрафом будет являться двукратный размер подобного превышения. Причем штраф заплатит и продавец, и покупатель.

Разработчики также решили бороться с навязыванием сетями своих услуг: понуждение к заключению договоров, направленных на оказание услуг по продвижению товаров, предлагается карать штрафом в размере до 400 базовых величин.

Таким образом, отметила Беляева, положения будущего указа направлены прежде всего на контроль за необоснованным увеличением цен на продовольственные товары, который предполагается осуществить путем введения ограничений на бонусы, размер которых оказывал непосредственное влияние на формирование цен для конечного потребителя, а также установления существенной ответственности за несоблюдение таких ограничений.

«В то же время существующий на сегодняшний момент принцип свободного ценообразования, не применяемый только к отдельным социально значимым продовольственным товарам, позволяет поставщику определять любые цены на поставляемый товар, и в ситуации, когда размер торговой надбавки ограничен и должен быть отделен от цены товара, у поставщика остается возможность увеличить цену на поставляемый товар, реализовать товар по завышенным ценам и впоследствии уйти, например, в нелегальные схемы выплат денежных средств в счет бонусов», - прокомментировала старший юрист Cobalt.

Она также отметила, что положение о запрете выплаты поставщиком вознаграждений, не предусмотренных проектом документа, лишает субъектов торговли существовавших ранее легальных способов проведения выплат денежных средств, которые де факто являются торговыми премиями, что опять-таки открывает путь теневым расчетам. «При этом цены для конечного потребителя не уменьшатся и в лучшем случае останутся без изменений, поскольку у поставщика есть возможность выделить законодательно установленный размер бонуса, увеличить цену на оставшуюся часть желаемого бонуса и рассчитаться с сетью в другой форме», — добавила Беляева.

«Существует вероятность того, что принятие такого документа будет способствовать развитию теневых денежных либо товарных расчетов вместо существующей на сегодняшний день легальной системы бонусов и торговых премий. Указ может иметь тем самым обратный эффект: вместо установления принципа прозрачности — развитие теневых расчетов, а вместо понижения цен — их адаптацию под интересы организаций торговли и их поставщиков иными способами», — резюмировала старший юрист Cobalt.


Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • id313746165 26 февраля 2016 в 21:43 из Беларуси

    Я могу сказать как простой потребитель: пока у нас в стране цены больше чем в соседних странах - я буду покупать за границей и увозить валюту туда. Если цены будут меньше, чем в соседних странах, то вывезут товар за границу... И то и другое - плохо. Вывод- цены должны быть такими, как в большинстве стран Европы. Вот и добивайтесь этого указами и законами для производителей и для магазинов!

  • Денис_Евгеньевич 26 февраля 2016 в 23:30 из Беларуси

    Весь товар не вывезут при меньшей цене. Цена эта - для конечного розничного потребителя и должна быть на уровне рыночных цен соседних стран и складываться исключительно рыночным механизмом, а не административным. Это должны понимать наши розничные торговые сети, а в частности - их руководители. Ведь я же не поеду в Украину за каким-нить товаров, потому что здесь он стоит столько же. Таким образом, и валюта останется в стране и розница увеличит свой оборот и прибыль. А государство должно этому просто способствовать, снижая внутриреспубликанские налоги и сокращая бестолковые гос.расходы, финансируя своих банкротов, которых финансирует простой народ - налогоплательщик. То есть - мы с вами.

  • Giibel 27 февраля 2016 в 06:46 из Беларуси

    Единственный способ сдержать цены - открытая конкуренция. Пусть к нам, в Беларусь везут свой товар Из Польши, с Украины, с Прибалтики, с России, без всяких пошлин и ограничений. Тогда в честной конкурентной борьбе установятся самые низкие из возможных цен. А антимонопольный комитет должен следить, что б никто не демпинговал. И никаких больше ограничений, постановлений, декретов и других излишних телодвижений не требуется.

  • ravenmaster 26 февраля 2016 в 17:07 из Беларуси

    Грамотный комментарий, спасибо эксперту и ТУТу. Только я не понял про "выделение размера торговой надбавки" в договоре поставки - это как вообще? Торговая надбавка это вопрос только розницы, причем тут договор с оптовиками? Да и вообще ерунда получается с "включением бонуса в цену договора", как в ней учитывать бонусы, уплата которых зависит от общего объема заявок на поставку, например, за квартал, и если нужный объем не достигнут - выплачиваться бонус не будет?

  • putilo.by 26 февраля 2016 в 18:47 из Беларуси

    А тут экспертом не надо быть, и так понятно, что "теневые схемы" были всегда. За необоснованный рост цен, до сих пор никого не наказали.

  • ryzenkoff 26 февраля 2016 в 19:01 из Беларуси

    Комментарий ни о чем. В настоящее время в Гражданском кодексе и так имеется запрещение дарения между коммерческими организациями, чем в принципе и являются премии и бонусы, или еще как хотите назовите их. Вместе с тем, существует и иная статья, которая позволяет изменять цену после поставки товара, как раз за достижение или выполнение тех или иных критериев или условий сделки, которые весьма часто отсутствуют в договорах.

  • dziima 26 февраля 2016 в 19:03 из Европы

    Торговля должна контролироваться предельно жестко. С целью рентабельности не выше 1-1,5%. Торговля не производящая, а лишь распределяющая сила.

  • vadimnik74 26 февраля 2016 в 21:39 из Беларуси

    правильный указ , а то наши сети скоро все предприятия пищевой промышленности разорит , накручивать по 70-80 % (это правда) и отдавать производителю (еще бы и вовремя) в лучшем случае 5% о каком развитии промышленности мы можем говорить. Я бы еще заставил указывать на ценнике цену приобретения и % торговой добавки (и не надо мне рассказывать про коммерческую тайну - не то время).

  • Доктор_Ха 26 февраля 2016 в 22:27 из Беларуси

    dziima (26.02.2016 19:03) писал(a):
    Торговля должна контролироваться предельно жестко. С целью рентабельности не выше 1-1,5%. Торговля не производящая, а лишь распределяющая сила.
    Здравая мысль, но только если предприятиям в РБ разрешат на счетах в валюте держать средства (как это когда то/в 1990-х/ и было кстати). А так - ну сами понимаете - 1.5% надбавка, а через 1 мес девальвация в 1.5 раза. Хто ж будет себе в убыток работать то? Я предлагаю ввести национальнй валютой доллар США - пример Эквадор!

  • hazanmm 26 февраля 2016 в 23:01 из Беларуси

    Дорегулируются. Только дефицита в нашей ситуации не хватало.

  • patrio-12 27 февраля 2016 в 10:31 из Беларуси

    У нас там, кто то считает. Там в минах есть люди занимавшиеся торговлей или советники ею занимающееся? Или как обычно по принципу "справедливости" (по факту протекционизм)

  • patrio-12 27 февраля 2016 в 10:37 из Беларуси

    id313746165 (26.02.2016 21:43) писал(a):
    Я могу сказать как простой потребитель: пока у нас в стране цены больше чем в соседних странах - я буду покупать за границей и увозить валюту туда. Если цены будут меньше, чем в соседних странах, то вывезут товар за границу... И то и другое - плохо. Вывод- цены должны быть такими, как в большинстве стран Европы. Вот и добивайтесь этого указами и законами для производителей и для магазинов!
    Вывезут товар за границу плохо Это мечта любого бизнеса - покупатель сам готов забрать товар, а нам деньги. При конкуренции дефицит возможен только или краткосрочно или форсмажёр (катастрофы всякие). Купят товар нам деньги, мы богаче, сможем купить дороже цены поднимутся и так до уровня, пока товар и у нас есть и за рубежь выгодна

  • rocking-horse 27 февраля 2016 в 15:08 из Беларуси

    ryzenkoff (26.02.2016 19:01) писал(a):
    Комментарий ни о чем. В настоящее время в Гражданском кодексе и так имеется запрещение дарения между коммерческими организациями, чем в принципе и являются премии и бонусы, или еще как хотите назовите их. Вместе с тем, существует и иная статья, которая позволяет изменять цену после поставки товара, как раз за достижение или выполнение тех или иных критериев или условий сделки, которые весьма часто отсутствуют в договорах.
    Комментарий ни о чем. Торговые премии - это не дар. Они имеют возмездный характер.

  • rocking-horse 27 февраля 2016 в 15:16 из Беларуси

    Giibel (27.02.2016 06:46) писал(a):
    Единственный способ сдержать цены - открытая конкуренция. Пусть к нам, в Беларусь везут свой товар Из Польши, с Украины, с Прибалтики, с России, без всяких пошлин и ограничений. Тогда в честной конкурентной борьбе установятся самые низкие из возможных цен. А антимонопольный комитет должен следить, что б никто не демпинговал. И никаких больше ограничений, постановлений, декретов и других излишних телодвижений не требуется.
    Это говорит специалист по антимонопольному законодательству?

  • skarfer88 27 февраля 2016 в 16:34 из Беларуси

    Я смогу помочь сдержать раст цен. Признаюсь я обкладываю свой толчек по 6-7 раз в сутки. Обложите меня дополнительным налогом на толчек, что бы я не мог покупать дорогие продукты.

  • sergey2056 27 февраля 2016 в 17:02 из Беларуси

    Пора не только искать бонусы у продавцов , но и производителей . Пластиковую упаковки селедки берешь , там вес 400г , реально 200 натур продукт и залито все фик знает чем еще 200 , все хотят бабла скосить .

  • ryzenkoff 27 февраля 2016 в 17:28 из Беларуси

    rocking-horse, Сегодня 15:08 Комментарий ни о чем. Торговые премии - это не дар. Они имеют возмездный характер. Это глупость, поскольку должно быть встречное удовлетворение потребности дающего, что, в свою очередь, будет фактически оказанием услуги. Премия-разновидность вознаграждения, награды, дара, при том обстоятельстве, что в ГК отсутствуют понятия премии и бонуса.

  • dimastep 27 февраля 2016 в 17:30 из Беларуси

    dziima (26.02.2016 19:03) писал(a):
    Торговля должна контролироваться предельно жестко. С целью рентабельности не выше 1-1,5%. Торговля не производящая, а лишь распределяющая сила.
    че-то вы не догоняете где мы живем ? магазы тоже жить хотят ,главбуху - 12/16 лямов , продавцам- 5/6 лямов ,директор- 20/40 лямов ,материальным -10/12 лямов и бабе глаше которая убирает магаз 2/3 ляма .... примерно выйдет средняя по городу 6.5-7.0 потом есть категория проверяющих организаций типо гражданина ШМАТ или как его там кличут, который за подложенную просрочку тут же рисует штраф 4/7 ляма и таких можно с десяток назвать а холодильные установки ,прилавки ,кассы и куча прочих проблем ,если не химичить то магазам тяжело выживать и конкурировать , а вы хотите дать 1% рентабельности

  • rocking-horse 27 февраля 2016 в 17:48 из Беларуси

    ryzenkoff (27.02.2016 17:28) писал(a):
    rocking-horse, Сегодня 15:08 Комментарий ни о чем. Торговые премии - это не дар. Они имеют возмездный характер. Это глупость, поскольку должно быть встречное удовлетворение потребности дающего, что, в свою очередь, будет фактически оказанием услуги. Премия-разновидность вознаграждения, награды, дара, при том обстоятельстве, что в ГК отсутствуют понятия премии и бонуса.
    Амиго, Вы не в теме, а уже имеете наглость навешивать ярлыки. Торговые премии имеют встречное представление со стороны покупателя. Даже в статье об этом написано: ".. Как правило, условия о премиях включаются в договор поставки либо оформляются в виде отдельного соглашения, а выплата производится на основании акта, отражающего выполнение покупателем программы закупки и других условий."

  • rocking-horse 27 февраля 2016 в 17:54 из Беларуси

    ryzenkoff (27.02.2016 17:28) писал(a):
    rocking-horse, Сегодня 15:08 ...Премия-разновидность вознаграждения, награды, дара, при том обстоятельстве, что в ГК отсутствуют понятия премии и бонуса.
    Кстати, Вы заблуждаетесь, когда ставите на одну доску дар и вознаграждение (т.е. награду за что-то).

  • Дед_Мазай_talks58 27 февраля 2016 в 18:01 из Беларуси

    mih1966 (26.02.2016 17:14) писал(a):
    У наших "горе управленцев" всегда так получается - пытаясь сдержать рост цен, они (цены) почему то всегда автоматически подымаются - и так во всём !!!
    Горе управленцы монополизировали право выпускать зайцев и белок в неограниченном количестве. Если верить статье о бонусах, то они есть распил с административной дележкой прибыли между договаривающимися сторонами. Что касается теневой перспективы распределения этих бонусов, то необходимо активизировать работу по посадке членов договаривающихся сторон в места не столь отдаленные и практиковать лишение лицензии субъектов.

  • fineday 27 февраля 2016 в 19:11 из Беларуси

    Да что ж происходит то? В Минторге что ни инициатива - то маразм. Снова расписались в полной и вопиющей своей некомпетентности. Тут даже школьнику понятно, что торговля найдет способ получить вознаграждение в обход указа. И производители всегда будут платить - никто не хочет выпасть из матрицы торговых сетей и лишиться оборота. А любого поставщика спросите, какая главная проблема работы с торговыми сетями. И никто не скажет про бонусы, так принято во всем мире и страшного ничего нет. А все в один голос ответят - просроченная дебиторская задолженность! Минторг то живет в Нарнии и не знает этого, поэтому и выдают смех на всю страну

  • ryzenkoff 27 февраля 2016 в 19:56 из Беларуси

    Для rocking-horse Во-первых,совершенно верно,награда,вознаграждение может быть за что-то. Например за добросовестное отношение к труду, в связи с Днем рождения, за какие-либо заслуги, что вовсе не является встречным удовлетворением. Во-вторых,данные бонусы и премии, а попросту называемые откаты,по моему разумению, ввели хитрожадные торгаши, которым потворствуют, либо несовсем компетентные юристы, либо эти же юристы идущие на поводу у своих хозяев и закрывают глаза на правовой беспредел. В-третьих,Вы сами ссылаетесь на некий акт между сторонами, который служит доказательством выполнения тех или иных встречных обязательств. Следовательно имеет место либо оказание возмездных услуг, и тогда не стоит говорить о бонусе, премии, либо имеет место притворная сделка. В-четвертых,результатом сделок о премиях и бонусах является увеличение цены поставщиком, на которую ретейлер накидывает свою наценку, вместо того чтобы использовать п.2 ст.394ГК. И в-пятых,лично я с Вами ни водку не пил, ни нужду на одном поле не справлял, ни чего другого не вытворял, а посему не стоит меня называть Амиго.Так что,

  • rocking-horse 27 февраля 2016 в 21:25 из Беларуси

    ryzenkoff (27.02.2016 19:56) писал(a):
    Так что, полемизировать с Вами я больше не буду, отмечу лишь то,что Вы своими некомпетентным умозаключениями можете довести своих клиентов до негативных последствий.Удачи.
    Смешной.

  • id308573562 27 февраля 2016 в 21:44 из Беларуси

    ravenmaster (26.02.2016 17:07) писал(a):
    Грамотный комментарий, спасибо эксперту и ТУТу. Только я не понял про "выделение размера торговой надбавки" в договоре поставки - это как вообще? Торговая надбавка это вопрос только розницы, причем тут договор с оптовиками? Да и вообще ерунда получается с "включением бонуса в цену договора", как в ней учитывать бонусы, уплата которых зависит от общего объема заявок на поставку, например, за квартал, и если нужный объем не достигнут - выплачиваться бонус не будет?
    Хороший вопрос.

  • dvd-re 28 февраля 2016 в 00:14 из Беларуси

    ВОПРОС!!! Электронное декларирование от ИМНС под подает под этот .... то тогда я за!!!! Только как натянуть ИМНС???? В принципе давно пора.

  • пaн Диpeктор 28 февраля 2016 в 03:01 из Беларуси

    dimastep (27.02.2016 17:30) писал(a):
    ...если не химичить то магазам тяжело выживать и конкурировать...
    Вот и правильно. Им и должно быть ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕХ. Раз у них изначально работа ЛЕГЧЕ ВСЕХ.

  • Повелитель 28 февраля 2016 в 06:53 из Сингапура

    С такой логикой давайте и уголовный кодекс отменим. Ведь все, что там запрещено люди могут делать нелегально...

  • viktork77 28 февраля 2016 в 12:41 из Беларуси

    Производители и оптовики , не молитесь на сети , работайте больше с мелкими и средними продавцами , душите сетевиков чтобы потом не стоять на коленях. Аргумент простой , если сеть годовой оборот на 1 000 000 долларов в эквиваленте в год, при 20-30 торговых объектах, а несетевой магазин 100 000 в год с одного объекта, может проще выстроить логистику с 10 ю магазами без хотелок, мегаакций и бонусов за полочку 100баксов? В бизнесе нет любви , дружбы , есть только деньги, рано или поздно сетевик становится импортером и посылает лесом поставщиков, так вот , чтобы этого не случилось работайте с мелкими, да хлопотнее, но это лучше чем банкротство (например тупо не рассчитываются по 6-12 месяцев в наших условиях). Ограничивать бонусы не надо , все расставит на свои места конкуренция, единственное довести сетевикам минимальный ассортиментный перечень чтобы были представлены 70-80 % отечественных производителей продовольствия.

  • interfoods 28 февраля 2016 в 17:45 из Беларуси

    dziima (26.02.2016 19:03) писал(a):
    Торговля должна контролироваться предельно жестко. С целью рентабельности не выше 1-1,5%. Торговля не производящая, а лишь распределяющая сила.
    Ещё один неугомонный. Не терпится наступить снова на те же грабли? В начале 2015 минторг уже предельно жёстко доконтролировался до того, что товары в магазинах начали исчезать, и пришлось срочно начать грабить калининградский транзит, дабы заставить девственную пустоту на полках. Развивайте конкуренцию среди торговли, избавьте её от произвола контролирующих инстанций, стимулируйте создание малых торговых объектов, верните УСН интернет-торговле, содействуйте производителям в расширении фирменных торговых сетей - и цены упадут сами собой. Но тогда возникнет новая проблема - сетям будет не за что не откатывать крышам из настоящих и бывших

  • id313746165 28 февраля 2016 в 19:54 из Беларуси

    Если ничего не менять в ценообразовании, то все так и останется. Цены будут высоки для покупателей, а склады так и не разгрузятся.. Лично я буду покупать белорусские товары, если цена будет чуть ниже, чем в в Китае (чтоб не ждать доставку)!!

  • KHAMAY_WOOD 28 февраля 2016 в 20:26 из Беларуси

    viktork77, Сегодня 11:41 Производители и оптовики , не молитесь на сети , работайте больше с мелкими и средними продавцами , душите сетевиков чтобы потом не стоять на коленях Оч с Вами согласен.Лет эдак через пяток останется только Евроопт в стране и не будет грузиться никакими бонусами.

  • Expertis 28 февраля 2016 в 21:47 из Беларуси

    Ничего, посадить пару таких гадов, или расстрелять кого - быстро перестанут нарушать закон!