Политика
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY

Экономика и бизнес


В полупраздничный день 23 февраля Александр Лукашенко своим указом № 78 утвердил меры по повышению эффективности социально-экономического комплекса Беларуси. Антикризисный документ, призванный быть на страже интересов народа, поддерживать «семьи, детей и стариков», вызвал неоднозначную реакцию экспертного сообщества.

Первое слово, которое пришло на ум старшему аналитику «Альпари» Вадиму Иосубу после прочтения указа, — это «декларативность». «Набор слов („улучшить“, „повысить“, „обеспечить“) — это благие намерения без всякой расшифровки, каким именно образом можно достигнуть озвученных пожеланий», — говорит эксперт.

Исполнительный директор центра «Стратегия» Ярослав Романчук вообще называет указ № 78 «нормотворческим флудом». «Лукашенко сдержал слово — никаких рыночных реформ не будет. Власти планируют латать старую модель, надеясь на ее чудотворное перерождение из пепла рецессии», — считает эксперт.

По словам экономистов, указ опять переключает внимание с внутренних причин кризиса на внешние. Их указано целых пять: «нарастание негативных явлений в мировой экономике, сокращение спроса на наших традиционных экспортных рынках, резкое падение цен на нефть и сырьевые товары, геополитическая нестабильность». Но белорусские власти «не считают причинами острого кризиса низкое качество государственного и корпоративного управления, вытеснение частных инвестиций, широкое распространение дискриминационных практик и удушающую налоговую и регуляторную нагрузку». «При таком поверхностном диагнозе едва ли стоит ожидать адекватных мер по ликвидации структурных искажений, детоксикации капитала, раскрепощению предпринимательства и расширению сферы экономической свободы. Вся словесная эквилибристика призвана пустить пыль в глаза кредиторам и убедить население, что власти делают все, что в их силах», — добавляет Романчук.

Вадим Иосуб также указывает на недопонимание авторами документа некоторых базовых вещей. Например, правительство совместно с Нацбанком должно обеспечить поступательное снижение ставок по кредитам. «Но кредитные ставки в экономике — это рыночная величина, которая складывается под воздействием ряда факторов, и прямо ею управлять невозможно. Это примерно как поставить задачу добиться увеличения мировых цен на нефть», — отмечает Иосуб. По его словам, можно, конечно, попробовать снизить ставки по депозитам, таким образом снизив ресурсную базу банков. «Но в последние месяцы идет отток срочных депозитов из банков, валютных депозитов, люди таким образом выносят свои деньги из банков, подрывая тем самым их ресурсную базу. Попытка в ручном режиме понизить ставки по депозитам может еще больше усложнить ситуацию и обернуться серьезными проблемами», — заключает эксперт.

У Екатерины Борнуковой из BEROC более радужные впечатления от свежеиспеченного указа. Ей кажется, что документ может стать «серьезным и положительным разворотом экономической политики в стране». Самый большой позитив указа — «упоминание о разработке механизмов приватизации». «То, что президент заговорил о приватизации (причем в прикладном ключе) в своем указе — это прорыв. Есть в документе много других правильных слов про поддержку предпринимательства, иностранных инвестиций, про развитие конкуренции. Похоже, важность развития частного сектора экономики наконец признается. Отдельный раздел указа про обеспечение неприкосновенности собственности тоже очень важен — это центральный для роста экономики институт», — говорит Борнукова. «Теперь главное, чтобы эти слова указа нашли свое воплощение в реальных действиях правительства», — добавляет она.

В то же время Екатерина Борнукова считает, что в документе есть много требований, которые «взяты с потолка». Например, почему себестоимость надо снизить именно на 25%? Как это скажется на качестве? «Опять звучит необходимость импортозамещения, но такая политика ведет к протекционизму и падению эффективности наших предприятий, и напрямую противоречит призывам поддержать конкуренцию. Многие другие пункты звучат просто как пожелания быть здоровым, богатым и счастливым (создать 50 тысяч рабочих мест, привлечь инвестиции)», — заключает она.