• Другие новости

Экономика и бизнес


Многочисленные жалобы перевозчиков, связанные с использованием товарно-транспортных накладных в международных перевозках, наконец были услышаны в Совете министров. 5 февраля были внесены изменения в Правила автомобильных перевозок грузов.

Как пояснил представитель адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Максим Шапелевич, теперь при выполнении международных перевозок грузов исключена необходимость оформления товарно-транспортной накладной (ТТН) наряду с CMR-накладной. Ранее действовавшее требование Правил автомобильных перевозок грузов предусматривало для международных перевозчиков необходимость иметь как «национальную» ТТН, так и международную накладную. С изменениями правил к обязанностям грузоотправителя отнесена обязанность по предоставлению перевозчику вместе с грузом грузосопроводительных документов и товарно-транспортных накладных. При этом четко оговорено, что при выполнении внутренних перевозок водитель должен иметь при себе товарно-транспортную накладную на перевозимые грузы товарного характера, оформленную в соответствии с белорусским законодательством, а при выполнении международных перевозок необходимо наличие международной CMR-накладной.

Вместе с тем по-прежнему сохраняется обязанность по составлению товарной накладной при передаче груза перевозчику для вывоза за пределы страны, так как товарная накладная является первичным учетным документом, содержащим стоимостные показатели товара, и используется для подтверждения нулевой ставки НДС.

Данные изменения упрощают жизнь перевозчикам, так как снимают весь груз ответственности за правильность оформления сопроводительных документов, а также — для международных перевозок — решен вопрос с использованием CMR-накладной и «белорусской» ТТН. В то же время возрастают обязанности грузоотправителей по контролю за правильностью оформления документов, считает Максим Шапелевич.

Ранее правильность и полнота грузосопроводительных документов также возлагалась на грузоотправителей, однако сейчас норма четко указывает, что перевозчик не должен проверять правильность данных сведений, говорит эксперт.

В связи с этим эксперты ожидают, что возрастет число так называемых «протоколов в отношении неустановленных лиц» по таможенным правонарушениям (дела об административных правонарушениях прекращаются за неустановлением лица, совершившего правонарушения, а изъятые товары обращаются в доход государства). Ранее в подобных ситуациях к ответственности привлекались перевозчики или их водители, а в нынешних условиях необходимо будет устанавливать грузоотправителя и уже в отношении грузоотправителя или его сотрудников составлять протокол — как лиц, непосредственно несущих ответственность за правильность (читай — достоверность) и полноту сопроводительных документов.

Описанные изменения вступают в силу с 11 марта 2016 года.