Главное
Минск
Эксклюзив
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311

Деньги и власть


Полина Легина, belrynok.by

Двусторонний конфликт Польши и России, приведший к остановке грузового автосообщения между странами с 1 февраля, аукнулся и в Беларуси.

Госпогранкомитет РБ констатирует скопление грузового транспорта на литовском и украинском направлениях белорусской границы.

«Сейчас, к примеру, в пункте пропуска „Каменный Лог“ на границе с Литвой очередь на выезд — 90 грузовиков, в „Беняконях“ — 60», — по состоянию на 10 февраля заявлял пресс-секретарь ГПК РБ Александр Тищенко. На украинском направлении 9 февраля фиксировалась очередь из 50−70 машин. Грузопоток превышает пропускную способность пунктов пропуска.

Аналогичные сообщения поступают и из украинского Госпогранкомитета. «Накопление грузовых автомобилей перед пунктом пропуска „Доманово“ составляет 70 автомобилей. При пропускной способности этого пункта пропуска на въезд в Украину 75 грузовиков в сутки контрольные службы только за последние сутки оформили 125 грузовых транспортных средств», — так в ГПК Украины охарактеризовали ситуацию по состоянию на 9 февраля.

В своей оценке причин этого скопления белорусские и украинские пограничники тоже единодушны: виноват польско-российский конфликт. Стороны не смогли согласовать квоты разрешений на перевозки грузов, и с 1 февраля соглашение между Польшей и Россией о применении правил осуществления автомобильных перевозок прекратило действие, с этого же дня остановились взаимные перевозки и транзит. На то, чтобы вернуться в страны регистрации, у водителей фур есть время до 15 февраля.

В условиях запрета водители ищут объездные маршруты: через Беларусь и Литву грузы идут в порт Клайпеды и дальше паромом — в Германию и другие страны ЕС. Как сообщают СМИ, паромная переправа уже не справляется, очереди приходится ждать несколько дней. Из последних сообщений можно назвать информацию о самоубийстве псковского дальнобойщика, у которого в клайпедской очереди сдали нервы.

Через Беларусь и Украину грузы уходят в направлении Словакии и Венгрии. То, что в условиях польской блокады россиянам приходится пользоваться украинским коридором, придает истории дополнительную пикантность, ведь не далее как с 1 января Россия запретила транзит украинских товаров по своей территории. Информация о том, возникают ли трудности у россиян в преодолении украинской границы, разнится. По одним сведениям, да, и это одна из главных причин появившихся очередей. По другим — бизнес-интересы берут верх над политикой и никаких проблем нет.

Что касается грузов из РФ и Польши, которые предназначаются собственно для другой стороны конфликта, то их в объезд никак не доставишь — приходится перегружать в белорусские фуры.

Таким образом, не только литовская, но и белорусская транспортно-логистическая отрасль временно оказалась в выигрышной позиции. Компании не скрывают, что перевозки подорожали, причем существенно. По оценке специалистов ИООО ТД «Шенкер», тарифы в направлении Польши выросли на 70−80%. Другие специалисты называют абсолютные величины: перевозки в Европу подорожали на 350 евро за машину, в российском направлении — на 500 долларов за машину.

«Логистика не стоит на месте, и белорусы включились в схему доставки этих грузов, — описывает текущую ситуацию гендиректор ассоциации „БАМЭ“ Елена Ильина. — Появились мультимодальные перевозки: разные схемы есть, и с перегрузом, и с перецепками. Для нас это огромный плюс, ведь пошел грузопоток, мы стали больше зарабатывать. Экспорт услуг идет, сохраняются рабочие места, пока все нормально».

Впрочем, явление это краткосрочное. Как только Россия и Польша договорятся о выдаче новых разрешений друг другу, цены снизятся. Более того, замещая на рынке польских и российских перевозчиков, белорусы активно используют запас разрешений, но он не безлимитный.

«Пока у нас есть российские разрешения, — говорит Ильина. — А когда они закончатся, мы тоже не сможем возить эти грузы».

Количество разрешений лежит в основе и польско-российского конфликта. Хотя формально польская сторона предъявляет претензии к требованиям российского законодательства в сфере контроля над международными автомобильными перевозками, фактически речь идет об увеличении присутствия поляков на российском направлении международных перевозок.

«Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией», — так в начале февраля комментировал ситуацию генеральный директор российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин.

По его мнению, Польша как транзитное государство «использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков». При этом польские перевозчики и так имеют «наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%».

В Варшаве же утверждают, что российские предложения в сфере регулирования грузоперевозок не соответствуют международным договорам. По словам замминистра инфраструктуры Польши Ежи Шмита, «это элемент стратегии, чтобы вытолкнуть с российского рынка перевозчиков из других стран».

Примечательно, что белорусские перевозчики всячески уклоняются от оценки этого конфликта, подчеркивая, что Беларусь хоть и находится меж противоборствующих сторон, ни с одной из них в спор не вступает. При этом они замечают, что паритет квот — извечный больной вопрос и что гипотетически Беларусь тоже может быть втянута в подобные разбирательства.

«Ситуация, конечно, ненормальная. Долго так продолжаться не может», — сходятся во мнении специалисты.

В Минтрансе РБ прямо заявили, что не будут комментировать чужой конфликт.

Читайте также:

На белорусской границе очереди из фур в Литву. В порту Клайпеды - коллапс, повесился дальнобойщик


Комментарии с форума

  • alexey_belarus 11 февраля 2016 в 14:52 из Беларуси

    Конечно улучшило ситуацию - "яблочки белорусские на Россию тянут" )))

  • alexey_belarus 11 февраля 2016 в 14:52 из Беларуси

    Конечно улучшило ситуацию - "яблочки белорусские на Россию тянут" )))

  • medcorrect 11 февраля 2016 в 16:04 из Беларуси

    эх, украинцы, жиманули бы оккупантов и все было бы хорошо, тогда бы все на пароме повесились, а такую бы украинско-беларуско-балтийскую дугу могли построить, единый тариф в/из ЕС и России и жили бы только на потоках, а не хотите, везите через океан

  • bob.59 11 февраля 2016 в 16:11 из Беларуси

    с какой стати поляки должны возить российские грузы? у россии что своих перевозчиков нехватает? зачем довать зарабатывать деньги полякам?пусть свои возят грузы а российские вывезут перевозчики СНГ.Германия скоро полякам хвост накрутит за то что грузы на складах лежат из-за какойто дурости.

  • Eгерь 11 февраля 2016 в 17:22 из Беларуси

    Грех на дурнях не заработать. Дзынь - дзынь, монетки золотые!

  • Василий_Копов 11 февраля 2016 в 17:56 из Беларуси

    Это пишут люди, которые не совсем в теме. Важно знать, что белорусы не могут возить грузы из Польши в Россию как и из большинства развитых стран Европы по законам России (есть схемы, но это другой вопрос), т.к. Россия НЕ ДАЕТ НАМ РАЗРЕШЕНИЙ как и полякам, с чем поляки борются сейчас.... Поэтому наш путино-лукашенковский союз только на бумаге, на деле его нет!

  • grablya 11 февраля 2016 в 18:14 из Беларуси

    а белавия на конфликте России и Украины - много назарабатывала?

  • Владимир_Камай 11 февраля 2016 в 18:15 из Европы

    Ничего, "Платон" всё возместит с лихвой. И как были наши перевозчике в дерьме, так и останутся. Тем более с 1 марта дорожает топливо. Холяву белорус никогда не получит!

  • Виталий_Карасик 11 февраля 2016 в 21:56 из Беларуси

    Есть ещё одно. Очень много наших перевозчиков оформлено в РФ из за наших не скромных налогов. Так что много перевозчиков из РБ страдают так же. И это ещё не все-я как импортер не могу отправить товар как и госструктуры и из за этого терплю убытки и нет поступлений валюты-выводы делайте сами

  • qwerty111 11 февраля 2016 в 21:58 из Беларуси

    Не бывает худа без добра

  • Kivin 11 февраля 2016 в 22:15 из Беларуси

    Самое плохое, что поляки хоть как-то пытаются защищать свои рынки и перевозчиков, а наш БАМАП и Министерство только штаны просиживают и палец о палец не ударят хотя бы, чтобы "дозволы" отменить на мелкие машины..

  • daks999 11 февраля 2016 в 22:20 из России

    Да да... Сколько этих всплесков за последние 2 года было. И на том Беларусь поднимется и на этом, на креаетках и на перелетах, на сырах и на перевозках... А по факту в экономике дела все хуже и хуже.