Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Белорусская налоговая система серьезно реформировалась в последние годы, страна резко улучшила свои позиции по этому показателю в международных рейтингах, а налоговая нагрузка снизилась до 25,1% по предварительным данным 2015 года с 36,1% в 2008 году. Но до желаемой бизнесом налоговой стабильности еще далеко: ежегодно налоговое законодательство серьезно перекраивается, нередко документы вступают в силу задним числом, а многочисленные налоговые льготы до последнего времени раздавались без оглядки на эффективность. Эти и другие вопросы в студии портала TUT.BY мы обсуждали с заместителем министра по налогам и сборам Эллой Селицкой и доцентом кафедры налогов и налогообложения БГЭУ Еленой Филиппович.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Представитель МНС, в частности, признала, что, несмотря на сокращение налоговой нагрузки, остается проблема большой нагрузки на фонд заработной платы. Однако, отметила Селицкая, снижение этой нагрузки требует принятие серьезных и непопулярных решений, в том числе, касающихся пенсионной системы. Она также прокомментировала, почему для ИП, работающих по упрощенке, с 2016 года резко снизили лимит выручки, и рассказала, какие лимиты действуют в соседних странах.

Эксперты сошлись во мнении о том, что одна из важнейших задач в экономической сфере сегодня — инвентаризация имеющихся льгот и оценка эффективности их применения.

«Речь идет не столько о снижении, сколько о перераспределении налоговой нагрузки между отдельными категориями плательщиков. Но иногда у плательщиков возникает потребительское отношение к разного рода преференциям. Налоговые льготы — очень действенный способ государственного регулирования. Если цель достигнута или она изменилась, то льготы могут быть отменены, заменены и т.д.», — отметила Филиппович.

Замглавы МНС рассказала, что сегодня объем предоставляемых преференций широк — в Беларуси действует около 240 льгот, их использует около 63 тысяч плательщиков, примерно 15% от общего числа. «Практика предоставления этих льгот у нас сегодня не совершенна, — сказала Элла Селицкая. — У нас отсутствует механизм оценки эффективности налоговых льгот. Не так страшен объем предоставляемых льгот — это решает каждое государство, определяя для себя, какие приоритетные виды деятельности развивать. Беда именно в отсутствии оценки эффективности. То есть на этапе принятия решения о предоставлении льгот обоснование готовится, рассчитывается, что получит плательщик, оставив в своем распоряжении эту сумму. Но впоследствии ни одно экономическое ведомство, ни одно отраслевое министерство, не анализирует, что та или иная льгота дала предприятию, насколько способствовала развитию».

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Она подчеркнула, что главная задача сегодня — не сократить льготы, а сделать их эффективными, трансформировать их так, чтобы увидеть эффект. Именно отсутствие оценки эффективности от предоставления льгот в Беларуси критиковал и Международный валютный фонд, отмечая, что в результате у нас значительно сужается налоговая база, не создается конкурентная среда среди плательщиков, напомнила Селицкая.

Но ревизия льгот проводится в сложный период, признала замминистра. Это не позволило и выполнить давно обещанное: ввести мораторий на любые изменения налогового законодательства. «Стабильность налогового законодательства — это одно из наиболее важных направлений, — отметила Селицкая. — Полностью разделяю мнение о том, что сегодня наше налоговое законодательство имеет признаки нестабильного. Это видно из тех многочисленных изменений, которые ежегодно у нас реализуются в Налоговом кодексе. Одно дело, когда правоприменительная практика подсказывает какие-то корректировки, второе — когда быстро развиваются те или иные виды деятельности, что требует регулирования. Но на определенном этапе мы должны свое налоговое законодательство стабилизировать. Вплотную подходили к этому вопросу, в том числе этот вопрос рассматривали в прошлом году на совещании у президента. Но к великому сожалению кризисные явления, которые мы наблюдаем на данном этапе не только в нашем государстве, но и по внешнему контуру, вынуждают правительство искать дополнительные источники доходов».

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (178.77 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (26.06 МБ)

На вопросы читатей, оставленные на форуме, представители Министерства по налогам и сборам обязательно ответят, ответы будут опубликованы на TUT.BY.

Интернет-портал TUT.BY после цикла материалов об опыте структурных реформ начал серию дискуссий под рубрикой «Практика реформ» о том, что уже меняется в экономике страны. В первой передаче цикла о бюджетной реформе в студии портала рассказал первый заместитель министра финансов Максим Ермолович: Госпредприятиям-брендам придется сражаться за господдержку наравне с частниками

Авторам лучших вопросов к гостям наших программ мы вручим по экземпляру «Финансовой диеты», научно-практического издания о реформе государственных финансов Беларуси, авторами которого стали 20 белорусских и зарубежных экономистов во главе с помощником президента Кириллом Рудым. Книга вышла в свет в середине января, но интерес к предлагаемым реформам оказался настолько велик, что тираж разошелся мгновенно, и книгу пришлось допечатывать.

Презентация книги состоится на XXIII Минской международной книжной выставке-ярмарке 12 февраля с участием авторов, дипломатов, представителей Мининформа и ПРООН, по заказу и при финансовой поддержке которых издана книга. В частности, ожидается выступление постоянного представителя ПРООН в Беларуси Санаки Самарасинхи.

,