Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Фото с сайта www.noo-ws.net
Фото с сайта www. noo-ws.net

Беларусь до сих пор нуждается в создании независимого органа по рассмотрению жалоб в области государственных закупок. Об этом говорится в обзоре «Индекс экономической политики в сфере малого и среднего бизнеса: страны Восточного партнерства», подготовленного Организацией экономического развития и сотрудничества, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским фондом образования и инвесткомпанией «Юнитер».

«Действующая система способствует потенциальному конфликту интересов, поскольку ответственность как за политику в сфере государственных закупок, так и за рассмотрение жалоб несет один и тот же орган — Министерство торговли Беларуси», — говорится в докладе.

Эксперты обращают внимание на то, что «Республикой Беларусь заключены соглашения с другими государствами о взаимном предоставлении доступа к рынкам госзакупок, однако в реальности доля иностранных предприятий на белорусском рынке очень ограничена».

«Закон, регламентирующий порядок действий при задержке выплат подрядчикам, отсутствует, равно как и положения законодательства, разрешающие компаниям принимать совместное участие в торгах или оговаривающие соответствующие квалификационные критерии и финансовые требования к малому и среднему предпринимательству (МСП)», — сказано в обзоре.

Доступность финансирования остается главным препятствием росту малого и среднего бизнеса. Это касается высоких ставок по кредитам в национальной валюте и долгосрочного финансирования в целом. «В последние годы правительство [Беларуси] сделало развитие данного сектора своим приоритетом и ввело ряд программ поддержки, которые, тем не менее, слишком зависимы от государства и недостаточно прозрачны, в силу чего банковское кредитование остается для МСП основным источником финансирования», — полагают эксперты.

Объемы кредитования субъектов частного сектора резко сократились: если в 2011 году оно превышало 60%, то в 2014 году составило всего 24% (в 2012 году коэффициент стал отрицательным, но это оказалось временным явлением), а доля кредитов, выданных МСП, в общем объеме по состоянию на 2013 год не превышала 23%, сказано в докладе.

Целью обзора была оценка применения Беларусью 10 принципов Европейского акта о малом бизнесе и степень соответствия нормам и стандартам ЕС. «Получились интересные результаты: Беларусь показала положительную динамику практически по всем направлениям (исключение составляет направление „стандарты и технические нормативы“), но, тем не менее, по сравнению с другими странами Восточного партнерства уступает по некоторым направлениям. Хотя работа последних лет привела к улучшению оценок в отношении условий деятельности МСП, включая процедуры банкротства, и определенного успеха удалось добиться в направлениях, касающихся человеческого капитала, но нашей стране все еще далеко до показателей Грузии и Армении», — сказал руководитель департамента аналитики и исследований «Юнитера» Дмитрий Кириленко.

,