Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


www.alternativakz.com
www.alternativakz.com

В конце января правительство Беларуси сделало вторую попытку убедить президента решиться на системные преобразования для решения нарастающих макроэкономических проблем. Попытка оказалась безуспешной, а свет увидела модернизированная директива № 3, в которой фокус сместился с бережливости на экономическую безопасность. Сергей Чалый в очередной передаче «Экономика на пальцах» проанализировал оба события, а также отметил, что Россия предложила куда более продуманный антикризисный план.

Второй заход

Прошедшее совещание с традиционным названием «об актуальных вопросах развития экономики — второй заход правительства. «Первый был, видимо, сразу после выборов и ответом была инаугурационная речь», — уверен эксперт.

Президент Александр Лукашенко отметил, что правительство ставит ряд вопросов, требующих принятия решений на уровне главы государства, и подчеркнул, что обдумывал предложения правительства не один день и не одну неделю."И я не нахожу возможности и необходимости менять курс (если у кого-то есть такие предложения) в этой ситуации. Курс, по которому мы получили независимость, создали свое государство. И сегодня что-то ломать, притом излишне напрягая людей, притом безрезультатно, — я на это не то что не могу пойти, я категорически против этого", — сказал глава государства. Сергей Чалый при этом отметил, что курс на «уникальную белорусскую модель» страна взяла заметно позже, чем получила независимость.

Лукашенко попросил придерживаться политики, которую обещали народу в предвыборную кампанию. «Врать людям нельзя. В противном случае мы будем проводить так называемые реформы для себя, которые будут отторгнуты народом, это не только внесет сумятицу в умы людей, но и дестабилизирует обстановку, и тогда нам потребуется при потере управляемости, возможно, и лица власти, денег гораздо больше, чем надо, допустим, сегодня для погашения внешнего заимствования», — отметил президент. То есть заход правительства был в ситуации с напряженным погашением внешнего долга, считает Чалый. «У нас классический долговой кризис развивающихся стран», — добавил он.

Глава государства рассказал, что была создана мониторинговая группа, которая изучила предложения либералов-реформаторов. При этом президент подчеркнул, что курс, который определен государством, является «критерием принятия сегодняшних решений». При этом, обращает внимание Чалый, перед прошедшими осенью выборами ничего, кроме сохранения существующего порядка, не обещали.

Эксперт также отмечает хронологию событий: 11 января президенту докладывает первый вице-премьер Василий Матюшевский, явно озвучивая какие-то предложения, 15-го в Совете Республики проходит расширенное заседание мониторинговой группы, созданной год назад во главе с экс-премьером Михаилом Мясниковичем, 26 января президент говорит, что много думал, но смены курса не будет.

«Явно не худшим премьером был Мясникович. Мы же помним, и рыночная экономика Мясниковича — Румаса, и аппаратный вес неслабый, многие странные и непродуманные решения удавалось волшебным рашпилем скорректировать, — отмечает Чалый. — А потом отставка и почетная должность, и неуклюжие предложения вроде НДС на посылки. Странно получается. Не мог же человек поменяться за год. То есть, наверное, наше институциональное устройство органов власти таково, что человек на одном месте занимается одним делом, а на другом начинает совершенно другим».

Положение правительства странное, продолжает эксперт: «От них президент требовал предложений по своему фронту работ, предложения озвучены, не приняты… Если быть последовательным, надо либо убирать этих людей и назначать других, которые считают, что нужно делать по-другому. Иначе как министры будут делать то, во что сами не верят? Если они знают, что делать надо так, а пациент слушает шарлатанов? Врач говорит — резать. Шарлатан — да нормально у вас все! Сейчас гомеопатию вам выпишем, пошепчем, припарки — и все хорошо будет. И долговой кризис рассосется, и рост будет! Такие сладкоголосые вещи были безобидны, пока ни на что не влияли. Но в ситуации, когда приходится выбирать, между невкусным, но полезным, и вредным, но сладким, они неприемлемы».

«Фактически это недоверие правительству и доверие тому, кто и делать сам не будет, и отвечать за результат не будет», — резюмирует эксперт.

Безопасная директива vs антикризисный план

Часть передачи Сергей Чалый посвятил обновленной директиве № 3. Про рост экономики в ней уже не говорится —  на кону «экономическая безопасность». При этом, как следует из преамбулы директивы, у нас уже создана за истекшее двадцатилетие «эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния».

«Экономическая безопасность сейчас — важный идеологический кульбит: понимая, что вместо мер, стимулирующих рост, нам предлагаются меры экономии и бережливости, которые этот рост дополнительно будут убивать. То есть и есть мы будем меньше, и зарабатывать хуже. Это политика не контрциклическая, а проциклическая», — отмечает эксперт, добавляя, что это путь в классическую «ловушку бедности».

Причем в директиве прямо написано, почему у нас не работает инновационная экономика, продолжает он: не сформирован спрос у госсектора, потому что нет конкуренции, которая создавала бы основания для того, чтобы был спрос на инновационные наукоемкие разработки. «А как раз для возникновения этого спроса и нужны те реформы, о которых давно говорят, в том числе правительство», — уверен Чалый.

«То есть в преамбуле все правильно, а дальше вновь давно известные меры вроде „принять меры по дальнейшему структурному реформированию отраслей промышленности путем создания холдингов“ и т.п. Сколько можно пересаживать этот крыловский „Квартет“, объединять в холдинги, разъединять… Этим заняты уже лет десять!» — недоумевает он.

Чалый также обратил внимание на комментарий к документу заместителя председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгия Грица, опубликованный агентством БЕЛТА. «Полагаю, что документ в большей степени имеет мобилизующий характер и указывает на то, что нужно не заниматься какими-то фантазиями и строить „Город Солнца“, а сконцентрировать усилия на ключевых моментах для экономической безопасности, причем сделать это необходимо прямо сегодня и сейчас», — считает Гриц.

«То есть не больше свободы дать частному сектору и рынку, которые сами в состоянии эффективно распределять ресурсы, — аргументирует Чалый. — Нет, мы проблемы экономики, возникшие из-за неверного инвестирования, в результате чего предприятия, в которые вложены деньги, сейчас работают на склад, и непонятно, как они к 2030 году с долгами рассчитаются, предлагаем решать тем же путем: „концентрировать внимание на ключевых моментах“, а какие моменты у нас ключевые — традиционно определяет государство».

Эксперт также обратил внимание на прошедшее заседание Совбеза, где отмечалось, что прямая военная угроза для страны отсутствует, но безопасность — главное условие устойчивого развития. «Поэтому, если останется последний рубль в бюджете или кармане государственном, то потратить его следует на безопасность нашего народа, на безопасную жизнь народа. Это главное», — заявил президент. «А с учетом того, что с исполнением бюджета будут проблемы, понятно, какие статьи не тронут, — говорит Чалый. — Это такая закольцованная логика: почему вы плохо живете? А потому, что последний рубль потрачен на безопасность. Причем безопасность экономическую. Выражающуюся в затягивании поясов. Но зато вы можете себя чувствовать безопаснее от того, что деньги из бюджета идут не на стимулирование роста, а на экономию и бережливость. Так что чем беднее, тем безопаснее».

Для контраста, добавил он, в России обсуждается уже вполне конкретный антикризисный план. По данным «Ведомостей», его цена — 750 млрд российских рублей с учетом уже предусмотренных в бюджете денег. Частично это будут средства, сэкономленные от сокращения бюджета на 10%. В плане есть блок оперативных действий по оздоровлению экономики из 36 пунктов: поддержка занятости, отраслей, малого бизнеса, высокотехнологичного экспорта и регионов и т.д. Почти все оперативные меры должны быть приняты в марте-июне.

Блок о социально-экономическом развитии расходов не предусматривает. В нем судебная реформа, поддержка государственно-частного партнерства, снижение рисков уголовного преследования предпринимателей и т.д. Предпринимателям обещана реформа контроля и надзора (сокращение числа проверок, риск-ориентированный подход), снижение налоговой нагрузки. Блок про соцподдержку содержит предложения ограничить выплаты пенсии работающим пенсионерам с учетом их доходов и повысить требования к досрочному выходу на пенсию. Пункт о подготовке предложений о повышении пенсионного возраста из плана исключен.