Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Правительство и Нацбанк опубликовали комплекс мер по решению задач социально-экономического развития Беларуси в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности. Документ утвержден совместным постановлением Совета министров и Национального банка от 18 января 2016 года № 28/2. В документ из 93 пунктов вошло большинство многократно озвученных экспертами и чиновниками предложений от работы над снижением себестоимости услуг ЖКХ до размещения акций белорусских предприятий на мировых фондовых рынках. Пока с реализацией многих из этих пунктов были проблемы.

Фото: porta19.com
Фото: porta19.com

В документе есть разделы, касающиеся внешнеэкономической, интеграционной, инвестиционной, инновационной, промышленной, ценовой, антимонопольной, социальной, региональной, денежно-кредитной политик. Сюда включены меры по развитию внутреннего рынка, предпринимательства, совершенствованию системы управления экономикой, функционирования банковской системы.

В сфере внешнеэкономической и интеграционной политики обещана либерализация законодательства, регулирующего порядок проведения и контроля внешнеторговых операций, внедрение механизма «единого окна» в администрировании внешней торговли, сокращение количества документов, необходимых для оформления внешнеторговых сделок. Уже в первом квартале при участии МИД и Банка развития предлагается разработать план поддержки отечественных экспортеров. Отдельным пунктом оговорена диверсификация экспорта и развитие поставок в страны «дальней дуги»: на рынок ЕАЭС должно приходиться 37,3% экспорта, ЕС — 35,2%, рынки иных стран — 27,5%.

Продолжатся также переговоры по вступлению Беларуси в ВТО.

Отдельным блоком в документ включены мероприятия в области инвестиционной и инновационной политики. Речь идет о реализации совместных инвестиционных проектов в рамках межрегионального китайско-белорусского сотрудничества (цель — привлечение каждой областью и Минском не менее 100 млн долларов в год прямых китайских инвестиций), развитие парка «Великий камень». Предусмотрена реализация инвестпроектов в рамках Государственной инвестиционной программы на 2016 год, в том числе строительство объектов инженерной инфраструктуры Белорусской АЭС. Власти обещают организовать индустриальные площадки, оборудованные инженерной и транспортной инфраструктурой, для реализации инвестпроектов в сфере промышленности.

Будет организована подготовка пилотных проектов, направленных на формирование инновационно-промышленных кластеров в отраслях высокотехнологичного сектора. Предполагается также создание двух базовых инжиниринговых центров для сопровождения процесса внедрения в производство научно-технической продукции.

При этом отдельно оговорено сокращение бюджетных расходов (в том числе за счет оптимизации и сокращения сети и штатной численности бюджетных организаций) и объемов предоставления льготных кредитов на непервоочередные, социальные и инфраструктурные проекты. Лимиты льготного кредитования госпрограмм и мероприятий на первый квартал 2016 года установлены на уровне 4,75 трлн рублей.

В разделе «Промышленная политика и реальный сектор экономики» оговорены меры по экономической модернизации: привлечение независимых консалтинговых и инжиниринговых фирм к деятельности крупных промпредприятий, оптимизация вспомогательных служб крупных предприятий с передачей этих функций по аутсорсингу специализированным компаниям и малому бизнесу.

Предусмотрено совершенствование института поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с международной практикой, привлечение  предпринимателей к строительству и функционированию инфраструктурных объектов, активизация работы по модели государственно-частного партнерства.

Планируется обеспечить прирост розничного товарооборота в 2016 году не менее чем на 1,6%. Планом также предусмотрено достижение удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли в размере 70−75%.

В области социальной политики планируется создание новых рабочих мест, совершенствование механизмов поддержки безработных, а также механизмов предоставления государственной адресной социальной помощи.

Удержать безработицу правительство намерено в пределах социально допустимого уровня (1,5-2% от экономически активного населения).

На фоне роста стоимости услуг ЖКХ и скорой перспективы полной оплаты услуг населением (об этом также идет речь и в плане) правительство намерено добиться снижения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению не менее чем на 15% к соответствующему периоду 2015 года в сопоставимых условиях.

В разделе «Ценовая и антимонопольная политика» кроме поэтапного повышения уровня возмещения населением затрат на оказание услуг ЖКХ оговорено повышение уровня возмещения стоимости услуг по перевозке пассажиров с направлением высвобождаемых ресурсов от снижения объемов перекрестного субсидирования предприятиям реального сектора экономики, а бюджетных ресурсов — для поддержки социально уязвимых категорий граждан. Уже в 2016 году тарифы на внутриреспубликанские услуги электросвязи и почтовой связи должны обеспечивать полное возмещение затрат на их оказание.

Совершенствование системы управления экономикой предполагает подготовку комплексной стратегии реформирования и реструктуризации госпредприятий, совершенствование корпоративного управления и разделение функций регуляторного надзора и собственника, создание независимого антимонопольного органа.

Правительство намерено организовать работу по размещению акций отечественных акционерных обществ на мировых фондовых рынках и обеспечить с учетом экономической целесообразности продажу инвесторам пакетов акций отдельных госпредприятий.

Не забыло правительство и про финансовое оздоровление и реформирование устойчиво неплатежеспособных сельхозорганизаций. Для этого будет создано ОАО «Агентство по управлению активами» и ему передадут активы банков, сформированные при кредитовании устойчиво неплатежеспособных сельхозорганизаций. До 1 мая Минсельхозпрод должен разработать меры по финансовому оздоровлению и реформированию устойчиво неплатежеспособных предприятий АПК. Предполагается, что их ждет реорганизация, продажа, безвозмездная передача или возбуждение процедуры антикризисного управления.

,