Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Фото: timer-odessa.net
Фото: timer-odessa.net

Социальные расходы бюджета на 2016-й год, который, по всем прогнозам, будет сложным, заслуживают особого внимания. О сокращении расходов по социальным статьям речи пока не шло, но тратить бюджетные средства планируется менее щедро. Доходы и расходы республиканского бюджета уже анализировали, однако по многим социальным статьям серьезные средства поступают и из местных бюджетов. TUT.BY выяснил, какие средства консолидированного бюджета пойдут на здравоохранение и образование, во что бюджету обойдутся пенсии силовиков, жилье льготников, пособия семьям с детьми и государственные СМИ.

Доходы консолидированного бюджета на 2016 год прогнозируются в размере 288,9 трлн рублей (+10,1% ожидаемого исполнения 2015 года), или 29% к ВВП. Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в сумме 272,3 трлн рублей (+7,7% к ожидаемому исполнению 2015 года), что составляет 27,3% к ВВП. Для обеспечения запланированных расходов бюджетов областей и Минска в 2016 году из республиканского бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты в сумме 33,9 трлн рублей. Кроме того, в 2016 году в виде субвенций планируется передать в бюджет Фонда соцзащиты населения 5,8 трлн рублей на финансирование расходов на выплату госпособий семьям, воспитывающим детей, пенсий госслужащим, пенсий за особые заслуги перед страной, пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат.

По некоторым видам расходов практически все затраты финансируются через республиканский бюджет. К примеру, расходы консолидированного бюджета на национальную оборону планируются в объеме 9,14 трлн рублей (+12,8%), из них в республиканском бюджете — 9,07 трлн рублей. По другим — значительная часть средств распределяется через местные бюджеты. В частности, расходы на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в консолидированном бюджете определены в сумме 16,4 трлн рублей (минус 3,5%), а на местные бюджеты приходится 16,3 трлн рублей.

Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение в 2016 году составят 40,3 трлн рублей (+14,1% к 2015 году). Доля расходов на здравоохранение в ВВП выросла до 4,05% с прежних 3,98%. Основной объем расходов приходится на местные бюджеты — 32,7 трлн рублей. Из республиканского бюджета на здравоохранение пойдет 7,6 трлн рублей, из них на оказание медпомощи населению — 4 трлн, на другие вопросы в области здравоохранения — 3,4 трлн, в том числе на покупку лекарств и изделий медназначения — 2,5 трлн рублей, медицинского оборудования — 0,6 трлн.

Кроме того, на финансирование здравоохранения будут направляться внебюджетные средства. Ожидается, что значительно больше прошлогоднего медучреждения смогут заработать: 3,8 трлн против 1,4 трлн год назад, что составит 9,3% от бюджетного финансирования.

Расходы на физкультуру, спорт, культуру и СМИ в консолидированном бюджете на 2016 год прогнозируются в сумме 9 трлн рублей (+16,2% к исполнению 2015 года), из них в республиканском бюджете — 3,4 трлн.

Расходы на культуру, запланированные в республиканском бюджете в сумме 834,5 млрд рублей, а также внебюджетные средства в сумме 164,8 млрд позволят выделить 440,8 млрд рублей на деятельность библиотек, музеев, учреждений клубного типа, 254,7 млрд — на поддержку государственных театров, включая создание новых постановок, 68,4 млрд — на господдержку кинематографии, в том числе производство национальных фильмов и фильмов в рамках госзаказа.

На финансирование СМИ в республиканском бюджете выделено 900,1 млрд рублей (+11,9%), а также внебюджетные средства Национальной гостелерадиокомпании и Национальной книжной палаты в сумме 236,4 млрд рублей. На телевидение и радиовещание при этом предусмотрено потратить 668,9 млрд рублей, что на 2,3% больше прошлогоднего. Среди получателей этих средств Национальная гостелерадиокомпания, межгосударственная телерадиокомпания «Мир», второй национальный телеканал (ОНТ), «Столичное телевидение» (СТВ). Запланированы также средства Мининформу в сумме 65,9 млрд рублей на возмещение расходов по эфирной трансляции программ ЗАО «Второй национальный телеканал» и ЗАО «Столичное телевидение» на территории страны.

Средства в размере 69,1 млрд рублей (минус 1,6%), запланированные на периодическую печать и издательства, направляются на поддержку редакций государственных периодических изданий («Советская Белоруссия», «Белорусская нива», «Народная газета», «Культура», «Знамя юности» и другие); на издание социально значимой литературы, на составление, издание и переиздание учебных карт и атласов.

В 2016 году доля расходов консолидированного бюджета на образование составляет до 4,85%. Расходы консолидированного бюджета на 2016 год на эти цели определены в объеме 48,3 трлн рублей (+13,1% к 2015 году), из них в республиканском бюджете — 8,3 трлн рублей.

Для развития учреждений образования будут привлечены также дополнительные источники финансирования, сформированные прежде всего за счет платного обучения. Расходы отрасли за счет внебюджетных поступлений составят 5,5 трлн рублей, или 10% в общем объеме расходов на образование.

Расходы бюджета на 50-процентную скидку со стоимости проезда для пенсионеров составят 92,4 млрд рублей (+24,5%), на компенсацию потерь от льготного проезда в междугородном и международном сообщениях инвалидов и участников войны понадобится 38,7 млрд рублей, на компенсацию льгот по оплате электроэнергии и тепла, а также газа — соответственно 51 млрд рублей и 53,8 млрд.

Расходы консолидированного бюджета на социальную политику в 2016 году прогнозируются в сумме 24,4 трлн рублей, из них в республиканском бюджете — 16,7 трлн.

Расходы на пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета госконтроля запланированы в сумме 7,9 трлн рублей (+14%).

В составе расходов на помощь семьям, воспитывающим детей, предусмотрены средства в сумме 2 трлн рублей на дополнительные меры по господдержке семей, воспитывающих детей, — формирование «семейного капитала».

Основными источниками финансирования жилищного строительства для очередников в 2016 году должны стать льготное кредитование и бюджетные средства. В республиканском бюджете на 2016 год в составе расходов на помощь в обеспечении жильем предусмотрено 4,9 трлн рублей (+25,6%) на компенсацию потерь банкам, связанных с предоставлением ими в 2003—2016 гг. собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства.

На оказание финансовой помощи государства многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство или покупку жилья планируются расходы республиканского бюджета в сумме 403,8 млрд рублей, а также расходы на финансовую помощь молодым семьям в сумме 73,4,8 млрд рублей на условиях указа президента № 13 от 6 января 2013 г.

На содержание учреждений соцобслуживания и финансирование мероприятий по социальной политике на 2016 год расходы сформированы в сумме 260,5 млрд рублей, 174,7 млрд — на обеспечение средствами реабилитации и путевками инвалидов и участников войны, пенсионеров, детей-инвалидов и др.

Также запланированы средства на компенсацию процентов по кредитам, выданным банками по решениям президента: 234,2 млрд рублей — на капремонт и реконструкцию жилья жителями населенных пунктов численностью до 20 тыс. человек, 54,1 млрд рублей (минус 20,8%) — на строительство или покупку жилья и строительство служебного жилья для военнослужащих, судей и прокурорских работников и отсрочки погашения кредита гражданам, проходящим военную службу.