• Другие новости

Экономика и бизнес


В Беларуси подготовлен проект указа о введении единого госдистрибьютора телеканалов. Данную информацию TUT.BY сообщили несколько информированных источников. По словам наших собеседников, «речь идет не только об общедоступном пакете, но обо всех каналах в целом, что будет означать монополизацию рынка еще и в этой области, дополнительную точку контроля ТВ-рекламы».

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Подготовка проекта указа по созданию единого государственного распространителя иностранных СМИ на территории Беларуси уже вышла на финишную прямую. Разработчик в лице Министерства информации объясняет необходимость создания единого оператора улучшением контроля рынка, продвижением достижений Республики Беларусь на международной арене и обещанием дополнительных отчислений в бюджет, утверждают наши источники. Получить комментарий в Мининформе не удалось.

Вступление в силу данного документа приведет к существенным нарушениям действующего национального и международного законодательства, дезорганизации работы отрасли связи, потере контроля над значительным сегментом информационного пространства и нанесению ущерба бюджету страны, говорится в письме Телекоммуникационного отраслевого союза (ТОС) Беларуси главе Администрации президента, премьер-министру и министру иностранных дел (копия есть в редакции TUT.BY).

Эксперты указывают на то, что создание единого оператора приведет к монополизации рынка. Это, в свою очередь, будет иметь ряд негативных последствий.

В ТОС отмечают, что сложившаяся практика распространения телепрограмм в Беларуси «подразумевает определенную гибкость в формировании ценовых отношений между оператором и телеканалом в условиях конкуренции, когда интересы одних и тех же каналов представляют несколько дистрибьюторов, вынужденных договариваться на заключение фиксированных платежей, в разы меньших, чем реальная база». «Данная ситуация влечет существенное уменьшение себестоимости услуги оператора и, следовательно, минимизацию тарифов для населения, а также значительное уменьшение валютных выплат за пределы страны. Имея общую информацию о действующих ценах и реальных выплатах, мы знаем, что совокупные выплаты операторов и поставщиков услуг страны составляют суммы, эквивалентные 0,01 доллару за одного абонента или даже меньше», говорится в письме ТОС.

В уставных документах, регламентирующих работу крупных международных медиахолдингов, присутствуют ограничения по партнерству с государственными и аффилированными компаниями. Существует также запрет на представительство интересов сходных по тематике и конкурирующих брендов одной компанией (VIASAT, Discovery, FOX, National Geographic, Sony Pictures Entertainment), так как все ценообразование, маркетинговая и рекламная политика будут открыты для конкурентов. То есть компания, представляющая интересы таких распространенных в Беларуси телеканалов, как «Моя планета», «Охотник и рыболов», «Дом кино», «Наше кино» и т.д., не получит прав на распространение телепрограмм указанных выше мировых брендов.

В мировом и европейском сообществе создание единого дистрибьютора будет воспринято «как ограничение свободы слова и информации на территории нашего государства, что повлечет ухудшение имиджа страны, условий (возможности) предоставления международного кредитования и экономического сотрудничества», полагают участники рынка.

Обоснование создания единого госраспространителя возможностью пропагандировать достижения Беларуси в мировом информационном пространстве посредством иностранных СМИ возможно с помощью разовых акций с каждым СМИ. «Поставить на постоянную основу подобную деятельность за пределами нашей страны, навязывая ее партнерам, невозможно, даже само предложение вызовет негативную реакцию у представителей всего медийного сообщества», — считают в ТОС.

Кроме того, деятельность единого госраспространителя рискует иметь «большую коррупционную составляющую»: «в одних руках будет подбор телеканала с учетом субъективного подхода в решении вопроса о выборе телепрограмм одной тематики», а «принятие решения о стоимости данной телепрограммы будет приниматься на основании субъективного мнения, так как речь идет о передаче прав и единых расценок нет, также отсутствует конкурентная среда, регулирующая ценовые предложения».

Участники рынка предрекают, что в случае появления единого оператора «существенно возрастет стоимость телепрограмм для оператора и конечного абонента, это становится экономически нецелесообразно и приведет к отказу от данной услуги». Оператор будет вынужден прекратить данный вид деятельности, а абоненты перейдут на услуги интернет СМИ и спутниковых платформ типа «НТВ+», «Триколор». «Второй составляющей данного изменения будет прекращение налоговых поступлений от деятельности дистрибьюторов, а роста данных поступлений от создаваемого единого государственного распространителя ожидать нецелесообразно, в связи с убыточностью первоначального периода и предлагаемыми налоговыми льготами на трехлетний период», говорится в письме.

Участники рынка подчеркивают, что подготовка данного проекта документа велась без привлечения отраслевых союзов, как того требует директива № 4.