Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


«Придумываю новые проекты или когда бессонница, или в поездках. А потом надо собрать свою команду — это человек 10 — рассказать идею… А их дело — продумать, как это законно осуществить», — улыбается мэр литовского Друскининкая Ричардас Малинаускас. В конце ноября в городе закончили две знаковые стройки общим объемом инвестиций 9 млн евро: канатную дорогу из центра города к горнолыжному комплексу и новую гостиницу при аквапарке. TUT.BY выяснял, как в кризисные времена найти и во что вложить деньги.

Восток и ню

Малинаускас возглавляет город 15 лет. «Что мы сделали для 250 тысяч туристов, посещающих нас ежегодно, вы видели. Не меньше делаем для местного населения — на прямых выборах мэра я получил 70% голосов, это лучший аргумент!» — отмечает он. С учетом того, какая ожесточенная борьба была перед выборами, — реально аргумент.

Стратегия, принятая органами самоуправления в 2000-м году. — сделать город не сезонным курортом, а круглогодичным, причем с акцентом не только на санаторно-курортное лечение, но и на активный отдых и спорт, сработала. С тех пор город не только восстановил санаторную инфраструктуру, оказавшуюся в упадке с развалом Союза, но и обзавелся аквапарком и горнолыжным комплексом SnowArena.

Схема работает так, рассказывает Малинаускас, сперва муниципалитет ищет, кто смог бы нужную городу идею осуществить. Если частного инвестора не находят, самоуправление начинает реализацию самостоятельно. Пример — аквапарк, за который бизнес взяться не рискнул.

Объекты, казавшиеся неподъемными и неокупаемыми для небольшого городка с 15-тысячным населением, стали визитной карточкой и приличными генераторами прибыли. К примеру, аквапарк уже принял трехмиллионного посетителя, а его прибыль позволила наконец расширить вечно переполненный «Акваотель» — его средняя загрузка в нынешнем году добралась до 91%, уик-энды забронированы на месяцы вперед, новогодние праздники выкуплены еще летом, рассказывает замдиректора Druskininku vandentiekis Витаутас Хоха.

Мэр Друскининкая с супругой на открытии отеля

Строительство новой гостиницы Flores на 42 номера, соединенной галереями с аквапарком и лечебницей, обошлось в 5 млн евро, срок окупаемости — 6−7 лет. Предприятие, управляющее аквапарком и гостиницей, принадлежит местному муниципалитету, но деньги в проект вкладываются не бюджетные, а прибыль комплекса и банковские кредиты. Строительно-монтажные работы обошлись в 2,9 млн евро — корпус пришлось вписывать в узкий промежуток между зданиями, а сложные грунты — объект стоит на берегу Немана — потребовали дополнительных расходов на дренажную систему.

Номер в комплексе, декорированном в индонезийском стиле (приоритет у камня, дерева, бамбука), обойдется на 20% дороже «Акваотеля». Сутки на двоих с завтраком и ужином «шведский стол», безлимитным аквапарком, тренажерным залом и парковкой стоят 110 евро
В гостинице есть небольшой спа-комплекс и зимний сад. Изюминка отделки — мозаика американца литовского происхождения Аудрюса Наужокайтиса

Кроме основного корпуса, есть отдельный блок на 6 вип-номеров. Для них отделку выполняли в классическом стиле, самой спорной деталью стал декор душевых: гости надолго замирали возле гигантских дам неглиже, ввязываясь в бурные дискуссии, мол, не слишком ли…

Идея — в воздухе

«Эта идея висела в воздухе», — говорит мэр о канатном подъемнике. Его строительство год назад начинали в проливной дождь, а торжественно запустили — в густой туман, помешавший насладиться замечательными видами (в хорошую погоду с верхней точки можно даже рассмотреть Гродно).

В туман рассмотреть можно только Неман и Остров любви. Даже гигантский «лайк» на SnowАrena с трудом различим уже через пару десятков метров

Строительство подъемника из центра города, от аквапарка, до лыжных трасс SnowArena, заняло год. Объект обошелся в 3,9 млн евро. На него удалось привлечь деньги Евросоюза, который в рамках программ по борьбе с изменением климата выделил на подъемник почти половину от необходимых средств — 1,4 млн евро. Срок окупаемости — 7 лет. Остальные средства мэрия привлекла от частного инвестора на конкурсной основе. Победителем конкурса стала каунасская транспортная компания Kautra. Оборудование для подъемника поставила швейцарская Bartholet Maschinenbau.

У подъемника четыре гондолы, каждая — на 10 человек.

Подъем, занимающий около 10 минут, обойдется в 3 евро, билет в обе стороны — 5. Скоро должны появиться и абонементы на подъемник

Подъемник протяженностью 1200 метров и высотой 45 метров доступен и для людей в инвалидных колясках, что испытали в первый же день эксплуатации: в первый рейс кроме журналистов, инвесторов и чиновников отправился и глава местного общества людей с ограниченными возможностями.

Больше поток — смелее планы

Иронию местных журналистов, уточнивших у мэра, ждет ли Литва увеличения турпотока за счет закрытия для россиян Турции и Египта, Малинаускас не поддержал: «Проблемы у других стран — это не повод для шуток. Но потоки постепенно восстанавливаются. Мы ожидаем, что число туристов с 7,5 тысячи в сутки может вырасти примерно до 10,3 тысячи».

«Геополитическая ситуация напряженная, но результат хороший», — констатировал мэр. По итогам трех кварталов нынешнего года турпоток в Друскининкай вырос на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 218 тысяч человек. Снижение на 40% числа посетителей из России (город посетило 18,2 тысячи человек за три квартала) компенсировали поляки (+0,5%), литовцы (+15,4%), латыши (+25,2%), белорусы (+2%, более 17 тысяч человек), израильтяне (+3,9%). Больше половины гостей Друскининкая — литовцы. Среди иностранных гостей граждане Беларуси здесь — на втором месте по численности после россиян.

На вопрос, как обеспечить загрузку курорта, мэр отвечает лаконично: «Главное — инфраструктура лечения и развлечения для всех возрастов и грамотно просчитанная цена услуг. Если с ценой попали — все будет работать».

Юные велосипедисты, побросав велики, знакомятся с местной непуганой фауной

«Около аквапарка будет построено море под раздвижной крышей, с натуральными дюнами, подогреваемым песком и двухметровой волной, 75-метровой береговой линией», — рассказывает Малинаускас о следующих планах.

Друскининкай хочет взяться и за культурный туризм. Среди планируемых проектов — строительство центра культуры и конгрессов с залом не менее чем на 1,2 тысячи мест, кинотеатрами, концертной площадкой. Цена мечты мэра — около 15 млн евро.

— А что с вашими планами о строительстве аэропорта? — интересуются журналисты у мэра.

— Будет! Только нужен какой-нибудь миллиардер… Сразу будет!

Инфраструктура и радушие с местным колоритом. Хозяева рассчитываются, четвероногий друг не спускает глаз с благоухающего ассортимента