Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311

Новость дня


«Дорожная карта» структурных реформ для Беларуси содержит шесть разделов реформ, причем эти элементы должны «позитивно усиливать друг друга», заявил первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Александр Заборовский. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Мы в Министерстве экономики не делим экономистов и ученых на своих и чужих — главный критерий, это научная обоснованность, желание открыто и профессионально работать, конструктивно дискутировать», - заявил Заборовский. Именно в таком стиле, заверил он, Минэкономики совместно с Нацбанком и экспертами Всемирного банка работало над «дорожной картой» структурных реформ, которая легла в основу экономической политики в нынешнем году и «сформирует долгосрочную повестку структурной трансформации».

Приоритетным моментом Заборовский назвал вовлеченность: «открытый и понятный диалог, что делает политику правительства и Нацбанка предсказуемой для экономических агентов».

Фундаментом экономического развития страны первый замминистра считает макроэкономическую сбалансированность. «Это необходимое, но не достаточное условие для экономического роста», — признал Заборовский.

Главным результатом экономической политики 2015 года, базирующейся уже на «дорожной карте», стало то, что впервые за десять лет Беларусь вышла на лучшие показатели по текущему счету: дефицит составил 1,3% ВВП. «Дефицит счета текущих операций до 3% ВВП приемлем для Беларуси. Такой дефицит и по нашей оценке, и по оценке экспертов МВФ позволяет нормально финансироваться по финансовому счету на бездолговой основе», — отметил представитель Минэкономики.

Доверие к экономической политике властей, по оценке Заборовского, заметно выросло: «Как бы ее ни оценивали местные эксперты, объективный оценщик — мировой рынок капитала. Премии к суверенным бондам Беларуси сократились до минимального за год уровня по сравнению с другими развивающимися рынками. Наши евробонды с февраля выросли в цене в два раза больше, чем бумаги России. Спред доходности долларовых облигаций с погашением в январе 2018 года по отношению к долговому индексу развивающихся стран JP Morgan сократился до одиннадцатимесячного минимума".

Он также озвучил ключевые параметры макроэкономического прогноза на будущий год, которые сегодня одобрило правительство. Инфляция в 2016 году не должна превысить 12% (декабрь к декабрю), дефицит счета текущих операций — до 3% ВВП, приток прямых иностранных инвестиций на чистой основе — до 2,5% ВВП, что обеспечит в целом бездолговое финансирование дефицита счета текущих операций. «Наряду с антиинфляционной программой и уверенной денежно-кредитной и валютной политикой Нацбанка это внесет ключевой вклад в поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности», — подчеркнул Заборовский.

Второй блок «дорожной карты» — формирование эффективных финансовых рынков для улучшения распределения капитала. «Сегодня приоритет — это пошаговое устранение дисбалансов. Директивное кредитование не по рыночным ставкам сокращается с расширением эффективного рыночного кредитования на коммерческих принципах. В 2016 году, и сегодня это решение утверждено правительством, будет наведен идеальный порядок с администрированием и последовательным сокращением нерыночных кредитов», — заверил он. Это внесет свой вклад в увеличение ликвидности и позволит снижать ставки на кредитном рынке.

Все новые кредиты Банка развития с 2016 года будут выделять только по конкурсу, и условия будут одни для субъектов хозяйствования всех форм собственности, подчеркнул замминистра.

Третья составляющая реформ — трансформация госсектора. Заборовский подчеркнул, что доля государства в экономике Беларуси уже не 70−80%, как многие называют, реально менее 50% добавленной стоимости производят субъекты хозяйствования с долей государства 50% плюс одна акция и более. «Если убрать металлургию, калий и нефтянку, то есть сугубо сырьевые, рентные отрасли, работающие эффективно и имеющие специфику, доля государства снизится до 37%», — добавил он. К 2020 году этот вклад составит и вовсе менее четверти.

Для трансформации госсектора предлагается «многомерная последовательная стратегия», которая включает сокращение господдержки и оказание ее на конкурсной основе (пакет документов об этом уже подготовлен), установление рыночной дисциплины и жестких бюджетных ограничений, реструктуризацию госкомпаний и отказ от убыточных видов деятельности (проект документа, по словам Заборовского, уже подготовлен). Вопросами реструктуризации и управляемого банкротства обещают заняться уже в будущем году.

Также запланирован переход от директивного планирования к индикативному.

«Все эти меры системно создают условия для межсекторального перетока ресурсов из государственного в частный сектор, в том числе — в малый и средний бизнес, из сокращающихся секторов экономики в растущие», — подчеркнул он.

Четвертой составляющей программы стало создание условий для увеличения числа рабочих мест в частном секторе путем улучшения инвестиционного климата, снижение регулятивной и налоговой нагрузки, обеспечение безусловных гарантий прав частной собственности.

Пятым пунктом «дорожной карты» Заборовский назвал содействие динамичному развитию рынка труда для повышения эффективности распределения трудовых ресурсов и укрепление системы соцзащиты. «Ключевая новация — переход к проактивной политике. Защищать не собственно рабочие места, а возможности людей зарабатывать доход. В том числе — на новых рабочих местах».

«Сегодня важно понимать: рынок труда в Беларуси не будет профицитным. За пять лет численность занятого населения сократится на 225 тысяч человек. Значит, ежегодно на рынок страны приходит меньше трудовых ресурсов, чем его покидает. Здесь у нас схожий профиль проблем, что и в Европе. Для роста эффективности рынка труда есть два приоритета — обеспечение мобильности рабочей силы и поддержка тех, кто временно работу потерял», — отметил он.

Шестая составляющая — формирование эффективных товарных рынков и рынков финансовых услуг. Тема включает «весь спектр институциональных секторальных реформ». Особенно, добавил Заборовский, в сферах инфраструктурных монополий — энергетике, ЖКХ. Здесь важно развитие мощной антимонопольной службы, поддержка конкуренции, либерализация ценообразования.

В частности, обратил внимание он, важна тарифная реформа в ЖКХ. «Субсидировать богатых за счет тарифов, не покрывающих затраты, расточительно», - уверен он. Уязвимым слоям населения при переходе к новому порядку ценообразования обещаны адресные субсидии.