Политика
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY

Новость дня


Создатель World of Tanks, компания Wargaming, присмотрел на белорусском рынке привлекательный актив. В апреле Wargaming подписал договор о долгосрочном стратегическом партнерстве с компанией - разработчиком игр Melesta Games белоруса Алексея Мелешкевича. Топ-менеджер Wargaming Андрей Яранцев рассказал TUT.BY, как построить "белорусский Supercell" и выпустить игру, которая смогла бы затмить "Мир танков".

Представители компаний после подписания договора.


- Почему столько внимания мобильным приложениям?


Во-первых, это самый быстрорастущий сегмент игрового рынка. За 2014 год общемировая выручка мобильных приложений увеличилась в два раза и превысила 25 миллиардов долларов, а количество используемых смартфонов и планшетов превышает 2 миллиарда устройств.

Во-вторых, мобильный геймдев удивительный и совершенно не похож на то, к чему мы привыкли на ПК и консолях. Здесь есть место и кликерам Flappy Bird, и гигантам, вроде Clash of Clans, зарабатывающим по полтора миллиона долларов в день.

В-третьих, мобильные устройства уже сейчас помогают нам решать массу рабочих и бытовых вопросов, и тенденции на спад их использования даже не маячат на горизонте. Гаджеты настолько сильно вплелись в нашу жизнь, что в Китае уже ввели специальные пешеходные дорожки для тех, кто любит пользоваться своим девайсом на ходу. Не удивлюсь, если это явление войдет в моду по всему миру.

Таким образом, мобильные игры - это огромная ниша, и поддержка этого направления — одна из стратегических задач Wargaming как бизнеса. А цель любого бизнеса - постоянно развиваться и не стоять на месте. Быть максимально мобильным, если позволите=)

- Почему вам приглянулась именно Melesta Games?

Melesta Games появилась в 2007 году. За эти годы компания зарекомендовала себя как отличный разработчик казуальных и мобильных игр. Наибольшего успеха команде удалось добиться в двух жанрах: time manager и tower defense. Множество игроков по всему миру знают и любят такие игры, как Farm Frenzy (более 300 миллионов установок) и Toy Defense (более 10 миллионов установок). Более того, они белорусы, так что мы много общались и знали друг о друге практически всё.

- Что значит "стратегическое партнерство"?


Во многом наши взаимоотношения напоминают классическую связку "разработчик + издатель". То есть на стороне "Мелесты" - придумывание и разработка игр, а Wargaming помогает в маркетинге и оперировании.
Однако есть особенности. Например, для нас важно, чтобы в "Мелесте" сохранилась своя уникальная культура разработки игр. Мы не планируем каких-либо ограничений на сеттинг или жанр игр. То есть, как издатель, Wargaming оставляет за собой финальное решение по запуску новых продуктов, использующих бренд компании. Но важно понимать, что сотрудничество с нами не ставит крест на проектах "Мелесты", вне военного сеттинга.

- Какого эффекта ожидаете от приобретения?

Это не покупка, то есть не поглощение одной компании другой. Компании заключили сделку (надеюсь, взаимовыгодную, время покажет) с четким разграничением ответственности и полномочий, которая принесет дивиденды каждой стороне.

У "Мелесты" есть успешный опыт разработки мобильных игр, у Wargaming - огромная, лояльная аудитория, и мы бы хотели вместе развить и приумножить этот успех, а возможно, найти и занять новые ниши/рынки.
Фактически наша цель - максимально усилить существующую команду опытными разработчиками, ресурсами, связями и совместно построить "белорусский Supercell".

- Долго ли велись переговоры?

Инициатива шла с двух сторон, поэтому общий язык был найден быстро. С момента возникновения идеи о сотрудничестве (декабрь 2014) до подписания договора (апрель 2015) прошло четыре с небольшим месяца. Из них три ушло на согласование юридических моментов.

Хотелось бы также отметить, что Wargaming всегда выстраивает отношения (будь то клиенты, работники или деловые партнеры) на основе взаимного уважения и чувства собственного достоинства. Melesta Games исповедуют тот же подход; наверное, это и помогло настолько быстро решить все вопросы.

- В чем преимущество роста именно за счет приобретения активов?

Развитие бизнеса невозможно без сотрудничества. Посмотрите на Apple и Samsung - это же лютые конкуренты на рынке смартфонов. Однако это не мешает корейцам успешно снабжать ребят из Пало Альто процессорами и, до недавнего времени, дисплеями.

В нашем случае партнерство с внешними студиями - это всегда новое дыхание как для нас, так и для студий. Мы можем изучить и где-то перенять их опыт или, в свою очередь, поделиться своим.

Не секрет, что для производства качественных игровых продуктов нужны высококлассные специалисты в своей области. Необходимо наращивать производственные мощности и расширять свое присутствие на различных платформах.

Когда Wargaming начала задумываться о том, как лучше выстраивать мобильную стратегию, то рассматривалось несколько сценариев: наращивать экспертизу изнутри; выйти на готовую слаженную команду и договориться о сотрудничестве; заняться венчурным инвестированием и вложить капитал в несколько студий. В результате пошли по второму пути и подружились с "Мелестой".

- Есть ли еще на белорусском рынке интересные для Wargaming активы?

В Беларуси немало талантливых разработчиков и всемирно известных компаний (EPAM, Viber). Надо отдать должное системе образования, резидентам и администрации Парка высоких технологий, которые работают над созданием бизнес-инкубаторов, коворкингов, проводят лекции и различные мероприятия. Цель этих мероприятий одна: расшевелить отечественное стартап-движение. Беларусь - это кладезь талантов.

Наша общая задача - сделать так, чтобы в стране появлялось больше перспективных IT-компаний.

По сути, для появления стартапов необходимо два основных элемента: инвестиции (деньги бизнес-ангелов) и инвесторы (люди с опытом). Если обратиться к опыту Финляндии, там первое поколение разработчиков массово продавало свои компании в 2004–2007 гг. Получив капитал на руки, они начали активно инвестировать (стали бизнес-ангелами). Однако, помимо денег, они предлагали свою экспертизу в разработке, маркетинге и менеджменте, обсуждали с командами, какие продукты делать и т. д. Прошло несколько лет, и сейчас на финские игровые компании (Supercell, Rovio) равняется весь мир, а ведь население Финляндии в два раза меньше нашего, и весь IT-рынок труда составляет пару тысяч человек (не больше минского EPAM).

Надеюсь, что подобный подход будет развиваться и в Беларуси. Важно не бояться делиться опытом с коллегами, быть максимально открытыми и вместе решать сложные вопросы. Тогда и активов, интересных не только для Wargaming, но и для других мировых компаний (Google, Apple, Facebook), будет больше.

- Какова дальнейшая стратегия роста компании?

Правильно говорить не о росте, а о развитии. Если говорить о "Мелесте", то стратегия развития простая - делать хитовые мобильные игры небольшими высокопрофессиональными командами. Сейчас в компании трудится около 70 человек, которые распределены по нескольким командам. Это комфортный размер, который позволяет не только эффективно управлять организацией, но и сохранять культуру, направленную на гибкость, скорость принятия решений и самоотдачу.

У Wargaming стратегия развития более разноплановая. Во-первых, компания основательно берется за мобильное направление. Учитывая те перспективы рынка, о которых мы говорили выше, это может стать основой для роста компании в будущем. Во-вторых, тема военных ММО продолжит развиваться. Успех World of Tanks позволил закрепиться в собственной нише и завоевать любовь миллионов игроков. У нас целая армия поклонников по всему миру, и нельзя игнорировать их потребности. И, в-третьих, Wargaming будет укреплять свою корпоративную культуру. Это часть "внутренней кухни", и может показаться странным, что я вообще упомянул этот пункт. Но опыт показывает, что без отличных взаимоотношений внутри команды, без той самой "химии", у вас не выйдет высококачественного продукта, неважно, в какой индустрии вы работаете.

- Разработана ли уже вами или еще кем-то игрушка, способная затмить "Танки"?

- История "Мира танков" - это, скорее, исключение из правил. Этим проектом мы сами себе поставили очень высокую планку, и теперь наша цель - выпустить игру, которая смогла бы приблизиться к его успеху. У World of Warships, кстати, в этом плане отличные перспективы. Игра скоро выходит на стадию открытого бета-теста, и хотя говорить об успехе еще рановато (чтобы не сглазить), отзывы игроков и прессы по итогам ЗБТ и бета-выходных говорят о том, что игра заходит на ура. Давайте дождемся релиза!