Политика
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Экономика и бизнес


Захар Щербаков,

Представители малого и среднего бизнеса скептически оценивают проект новой директивы по предпринимательству.

Фото: пресс-служба президента Беларуси

Как сообщалось ранее, проект директивы президента "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь" разработан Министерством экономики по поручению Совета министров. 27 марта документ опубликован на сайте Минэкономики "для проведения публичных консультаций и общественного обсуждения". Предложения по директиве министерство просит направлять не позднее 20 апреля, воспользовавшись специальной электронной формой.

Новая директива предполагает "создание равных условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечение дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования независимо от формы собственности".

Предусмотрено также "принять меры по развитию частной собственности и кардинальному повышению защиты права собственности и пользования имуществом и на этой основе повышению инвестиционной привлекательности белорусской экономики".

Минэкономики отмечает, что документ подготовлен с учетом практики реализации уже действующей директивы № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" и "направлен на дальнейшее развитие содержащихся в ней принципов".

В комментарии БелаПАН сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов отметил: проект новой директивы фактически целиком состоит из нерешенных вопросов директивы № 4, принятой в 2010 году. Но, добавил он, "если директива № 4 прошла снизу вверх, то эта директива спускается сверху".

По словам Маргелова, "самые активные оппоненты новой директивы из среды чиновников — те же люди, которые фактически зарубили реализацию директивы № 4".

Например, пояснил он, в проекте новой директивы нашла отражение давняя проблема выкупа имущества и помещений, в течение долгого времени арендуемых предпринимателями у государства. Для реализации права представителей бизнеса выкупать коммунальные площади были приняты ряд постановлений, указ президента, напомнил Маргелов, "но все эти документы оказались слабыми и вопрос не решили". "Где-то порядка 30-40 объектов в год выкупалось в Минской области, но неизвестно, кому продали и по каким причинам. В то же время сотни тысяч предпринимателей арендуют имущество и помещения, которые хотели бы все это выкупить, но по многим причинам не могут этого сделать", — сказал сопредседатель РКП.

Нерешенной, по его словам, остается и проблема добросовестной конкуренции. "Антимонопольный комитет создается уже порядка четырех-пяти лет, но всякий раз под каким-то предлогом его создание переносится", — констатировал Маргелов.

Он также обратил внимание, что в директиве № 4 отдельное место отводилось вопросу ценообразования — когда в стране цены формируются либо в результате конкуренции, либо посредством государственного регулирования. "Говорилось, что нельзя допускать никаких гибридов конкуренции и регулирования, но что мы видим сейчас?" — задал Маргелов риторический вопрос.

Проблемы, которые затронуты в проекте новой директивы, по его оценке, "безусловно важные, от их решения зависит судьба страны в целом, не говоря уже о сотнях тысяч предпринимателей". "Но где гарантия, что с помощью новой директивы они будут решаться? Все эти вопросы уже не в директиву, а в указ прямого действия нужно облекать. А так — появляется нехорошее ощущение, что это больше политические торги, нежели конкретное желание что-то сделать в области предпринимательства", — заявил сопредседатель РКП.

О возможном политическом подтексте новой директивы говорит и председатель РОО "Перспектива" Анатолий Шумченко.

Он отметил, что новая директива по предпринимательству разрабатывается в год президентских выборов — так же, как это было и с директивой № 4 в 2010-м. "Это наводит на мысли, что такой документ имеет большее значение для пиара. Еще толком не исполняется директива № 4, а государство уже пытается выдать еще один аналогичный документ", — сказал Шумченко.

По его словам, новая директива "была бы ценна для малого предпринимательства, если бы содержала запрет на любые конфискации у малого бизнеса". "Если мы сегодня спросим у предпринимателей, интересуют ли их такие шаги власти, они посмотрят на это иронично, поскольку у них много других проблем, нежели обсуждать какую-то директиву", — отметил лидер "Перспективы".

Директива, считает он, может быть хороша в том случае, если бы власти "слушали и слышали" предпринимателей. "Если этого не происходит, то хоть двадцать директив выпусти — они останутся просто хорошим текстом на бумаге. Конечно, можно приветствовать работу чиновников в этом направлении, которые хоть что-то делают. Но ждать многого от этой директивы мы не будем, поскольку это наивно", — добавил Шумченко.

Он обратил внимание на то, что предпринимательское объединение "Перспектива" узнало о проекте новой директивы из СМИ. "Хотя было бы логично, если бы власти приглашали, в том числе и "Перспективу", к обсуждению того, что мы хотим видеть в этом документе", — заявил лидер организации.

По его словам, если профильные ведомства пригласят "Перспективу" к обсуждению этого документа на личной встрече, предприниматели подключатся к работе, поскольку "такой серьезный документ требует личного, а не дистанционного внимания и участия субъектов хозяйствования". В противном случае, малый бизнес не уверен, что "предложения ИП будут услышаны".

Шумченко также сообщил, что проект новой директивы будет обсуждаться на очередном форуме предпринимателей, который "Перспектива" планирует провести в апреле или мае.