• Другие новости

Экономика и бизнес


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
По одним оценкам, капитализация его бизнесов превысила полмиллиарда долларов, по другим - близка к миллиарду. Возможно, ему самому захочется сегодня подвести итоги - 15 марта отмечает 45-летие Александр Мошенский.

Иногда можно услышать, что его бизнес-империя не состоялась бы, если бы не идея и связи отца, которого Александр Мошенский сменил во главе компании в 2000 году. Заслуги основателя "Санта Импэкс Брест" и "Санта Бремор" Мошенского-старшего несомненны. Только два бизнесмена, в память которых сегодня названы улицы в городах Беларуси – это бывший директор "Оливарии" Тамара Дудко (в Молодечно) и Михаил Мошенский (в Бресте). Иногда высказывают предположение, что свой успех Мошенский-младший должен разделять с загадочным инвестором-партнером, чья фирма зарегистрирована в депрессивном немецком Дуйсбурге. Иногда говорят, что он не достиг бы того, что имеет, если бы не хорошие связи в ближнем круге нынешнего руководства.

Но это все никак не умаляет, а, наоборот, дополняет выдающиеся личные качества и уникальный опыт математика-аналитика из Бреста.

В бизнес отца Александр Мошенский пришел в 22 года, отказавшись от аспирантуры в БГУ. Здесь его ждали не биномы и константы. Новому делу он начинал учиться в цехах с филетирования и копчения рыбы и, как говорит сейчас, "я не боюсь зайти в цех, могу, если надо, взять в руки нож и разделать рыбу". При отце на нем была торговая составляющая бизнеса, в том числе и международные контакты. После 2000 года – добавилось и производство.

Он достроил то, что не успел сделать отец, - один из крупнейших и современнейших на постсоветском пространстве рыбоперерабатывающих заводов. Молоко и глобализация бизнеса были уже его идеями, ставшими успешно реализованными проектами. Он увидел возможности в переработке молока и в 2006 году купил Брестский молочный комбинат, сделав его одним из лидеров отрасли. В 2013 году он договорился с близким другом российского президента Геннадием Тимченко и стал владельцем крупнейшего в России производителя красной икры и продуктов из красной рыбы "Русское море".

Его рыбоперерабатывающий холдинг – самый крупный в СНГ, в Брест и Ногинск на переработку стекается рыба, выловленная во всех мировых океанах – в Атлантике, в Тихом, в Индийском. Океаны – это особая тема для Мошенского. И в прямом, и в переносном смыслах. В прямом можно добавить, что Мошенский всегда был близко к воде – он разрядник в гребле на байдарках (хотя также имеет разряды и в борьбе, и в спортивной гимнастике), пару лет назад бизнесмен встал во главе Белорусской федерации гребли. Федерация представляет элитный бизнес-клуб, в который входит цвет белорусского бизнеса, руководители ее региональных отделений - Олег Хусаенов, Евгений Баскин, Валентин Байко.

Что касается переносного смысла, то он связан с концепцией, на основе которой строятся и делаются его бизнесы, бренды, продукты. Бизнес Мошенского консервативен в своей сути: правительства приходят и уходят, а котлета остается. Может, и из-за этой котлеты, поддерживающей политическую стабильность, в Беларуси частнику, инвестирующему в продовольственный сектор, всегда было тяжело. Это в общем-то показал один из немногих неудачных проектов бизнесмена с созданием национальной молочной компании.

Но и в этих условиях Мошенский сумел превратить бизнес в "голубой океан", в отраслевом масштабе продукты "Санта Бремор" и "Савушкина продукта" - это линейка Apple и иногда даже концепт facebook.

Инновации – вот что заложено в основе роста бизнеса и его успеха. Икра мойвы, выловленная в Атлантике исландцами и переделанная белорусами в "Икру №1" - де-факто facebook продовольственного рынка. Идею "Санты" подхватили во всем мире, а для исландских рыболовов, которые со времени викингов не знали, куда деть 2/3 добываемой икры, Мошенский стал чуть ли не национальным героем. Он же первый брендировал белорусскую молочку. Раньше Россия кушала просто масло и сыр из Беларуси, сейчас Россельхознадзор, Роспотребнадзор etc всеми путями тормозят потоки продукции "Савушкина продукта", "Бабушкиной крынки", "Малочнага гасцінца" и др.

Для всех бизнесов Мошенского характерна инновационность, доведенная до разумного перфекционизма в технологиях, в sales, в тех же кадровых вопросах. Сегодня его бизнес отстроен, его компании возглавляют лучшие менеджеры страны, и он может спокойно проводить время поближе к океану - на любимом Средиземноморье. Но, думаем , создавать новые "голубые океаны" он не бросит никогда.
 
Made in Belarus. Как сухопутные белорусские технари узнали о рыбе всё, а "Санта Бремор" переросла национальный масштаб>>>