Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Валентин Михальцов,

В погоне за инвестициями в Минске уже снесены Московский автовокзал и первая минская электростанция. Планы о сносе Осмоловки пока не осуществились. А совсем рядом находятся территории бывших заводов, фабрик и больниц, которые столичные власти пытаются продать годами. У части из них уже появился новый владелец, часть - его еще ждет. Пока же эти места превращаются в своеобразные достопримечательности. Прогуляемся по самым крупным площадкам в центре города.
 

Троллейбусный парк № 1

проспект Машерова, 5
 
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

В 2003 году по итогам тендера право застройки территории парка размером в 6,5 гектара получила российская компания "Манолиум-процессинг". На месте старого депо инвестор намеревался построить элитное жилье, пятизвездочный отель и бизнес-центр. Проект оценивался почти в 500 миллионов долларов.

Условием предоставления участка было строительство за счет инвестора нового троллейбусного депо в Уручье со всей необходимой инфраструктурой. Сумма затрат на строительство должна была составить 11,9 миллиона долларов. Еще 3,1 миллиона инвестор заплатил за старые здания на территории, а также пожертвовал 1 миллион долларов на строительство Национальной библиотеки. В процессе строительства выяснилось, что новое депо стоит гораздо дороже, чем 11,9 миллиона. Инвестор не хотел переплачивать, власти не хотели идти на уступки.
 
- Общая сумма затрат на данный момент составила порядка 40 миллионов долларов, депо мы построили практически, осталось немного. Чтобы все достроить, нужно вложить еще 3-4 миллиона, – рассказал TUT.BY директор белорусского представительства инвестора Андрей Долгов. – На данный момент инвестиционный договор с нами расторгнут. Права на застройку участка нас лишили. Сейчас мы в судах добиваемся возврата потраченных денег. 9 сентября суд первой инстанции отказал нам в удовлетворении иска. Будем пытаться добиться правды дальше, писать письмо главе государства.

На недавнем совещании у президента Николай Ладутько предложил рассматривать территорию троллейбусного парка в комплексе с находящейся рядом территорией завода "Горизонт". Строить планируют жилье и офисы.

Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
 
- Для того чтобы эта застройка началась, необходимо создание нормативно-правовой базы. Эта работа сейчас начата. В какие сроки, тут мы не можем точно сказать. И по инвесторам, соответственно, четкой позиции нет, – рассказал начальник управления инвестиций комитета экономики Мингорисполкома Николай Ахраменко.
 
Получается, что город получил за счет одного инвестора инфраструктуру, а землю в итоге получит другой?
 
- Мы сейчас будем обращаться и к российскому руководству, мы там не последние люди, чтобы аналогичное отношение было к белорусским инвесторам в России. Мы очень не хотим войны, но нас городские власти вынуждают идти по этому пути, - говорит Долгов.
 

Завод имени Кирова

Красноармейская, 21
 
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Старейшее машиностроительное предприятие Минска до сих пор работает, но большая часть заводских корпусов заброшена. Попытки продать территорию в 5,8 гектара столичные власти начали еще в 2003 году. В 2012 году напротив пустующих корпусов завода начали строить гостиницу "Пекин", вырубив для этого половину парка имени 40-летия Октября. Недовольные жители поинтересовались, почему под строительство отдан парк, а не территория завода. В ответ заместитель главы администрации Ленинского района Дмитрий Табакин заявил, что пустующие корпуса уже выкупил российский инвестор. Что же это за инвестор, чиновник не уточнил.

В 2013 году стало известно, кто владелец территории на берегу Свислочи. Победителем аукциона стала компания "Белнефтегаз", которая занимается оптовой торговлей нефтепродуктами. Цена – 90 миллиардов рублей. 

Как сообщил TUT.BY замначальника управления архитектуры администрации Ленинского района Андрей Бондаренко, завод частично продан.

- На текущий год намечена разработка градостроительного обоснования размещения на этой территории тех или иных объектов. Впоследствии инвестор сможет приступить к проектированию и строительству, - пояснил он.

Пока же в бывших цехах хоть сейчас можно снимать кино про войну или последствия атомной катастрофы. 
 

Городская больница № 2

Янки Купалы, 29
 
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY

Лечили людей здесь больше двухсот лет, пока в 2012 году не появился оманский инвестор. Больница переехала в новые корпуса на улице Энгельса, а в старых вот уже два года тишина. По плану на месте больницы и выставочного комплекса "Белэкспо" должны были появиться пятизвездочный отель и элитный жилой комплекс. Участок в границах улиц Я. Купалы - М. Богдановича - р. Свислочь был продан без проведения аукциона за 10 миллионов долларов. Общая стоимость реализации инвестиционного проекта должна была составить более 140 миллионов долларов.
 
Дальше красивого эскиза дело не пошло - оманский инвестор отказался от реализации проекта. Здания больницы пустуют до сих пор. Узнать, что будет дальше, не удалось.
 
- Вопрос на контроле у президента, – лишь кратко пояснили в Мингорисполкоме.
 
А пока и тут снимают кино. Странная деревянная конструкция, заметная с улицы Богдановича, – это декорации к новому российскому фильму "Красота по-советски". 
 

Тонкосуконный комбинат

Клары Цеткин, 5
 
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
 
После строительства новых производственных мощностей на улице Матусевича старые корпуса, расположенные на площади Богушевича, пустуют. Некоторые помещения сданы в аренду, за счет этого на заводской территории теплится жизнь. Попытки продать эту территорию с аукциона предпринимались неоднократно. И сейчас в инвестиционном атласе Минска можно найти вот такое выгодное предложение с начальной ценой продажи около 140 миллиардов белорусских рублей. Желающих приобрести пока не нашлось.
 
- На эту территорию пока никаких договоров не заключалось, – сообщила начальник отдела архитектуры администрации Московского района Минска Светлана Умецкая.
 

Птицефабрика №1

Нововиленская, 25
 
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Птицефабрика № 1 была просто обречена на снос. 40 гектаров столичной земли в "золотом" месте были лишь наполовину застроены старыми птичниками. Объем затрат на перенос фабрики на новое место оценивался в 70 миллионов долларов. Инвестор не заставил себя ждать. Право на участок у забора резиденции президента получила компания "Трайпл". По плану здесь должен появиться элитный жилой комплекс. Однако с реализацией проекта компания не спешит из-за финансовых трудностей.


 
Производственная база птицефабрики была перенесена в поселок Большевик, поближе к большой свалке. Процесс переезда практически завершен, однако в старых хранилищах лежат свежие мешки с кормом для птицы. Воняет он ужасно. А попасть на территорию может любой желающий. Достаточно пройти через огромные дыры в заборе. 
 

Фарфоровый завод

Кропоткина, 91
 
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
 
Успешно работавший в советские годы завод был закрыт в 2009 году после долгих лет работы в убыток. Сразу после закрытия он пользовался большой популярностью у любителей заброшенных мест. Тарелки и чайники стояли на застывших конвейерах, спецодежда висела в шкафах. Завод выглядел так, будто рабочие ушли на обед. За несколько лет от этой красоты ничего не осталось. Территорию обнесли колючей проволокой, а забор намазали солидолом. Эти меры хорошо останавливают школьников и любопытных журналистов. Но сверху хорошо видно плачевное состояние этой территории.

Территория завода нашла своего владельца на четвертом по счету аукционе. Стоимость продажи составила 13,4 млрд рублей.

- Перспектива увидеть на месте фарфорового завода новостройки пока не слишком близкая, – рассказывал год назад корреспонденту агентства "Минск-Новости" начальник отдела по организации проведения аукционов и конкурсов Минского городского центра недвижимости Дмитрий Сахаров. - После знакомства с генпланом предлагаемого к возведению комплекса Мингорисполком будет принимать решение об изъятии земельного участка у прежнего землепользователя и заключать договор с новым арендатором. Затем будущему хозяину предстоит погасить убытки, причиняемые изъятием участка, и только после этого он сможет приступить к непосредственному освоению территории.
 

А где инвесторы?

Подобных мест в городе немало. Чиновники подготовили целый атлас с десятками предложений. Почему же бизнесмены не выстраиваются в очередь за лакомыми кусками минской земли?
 
- У нас скверная история отношений с иностранными и внутренними инвесторами, когда частную собственность национализировали или грубо ущемили в правах. Это главная причина. Если копнуть глубже, то у наших властей и инвесторов разное представление о том, что такое частная собственность. В Беларуси существует около 25 требований к инвесторам. Они не изложены в одном документе. Они весьма субъективны и часто меняются. Серьезные инвесторы в таких условиях не работают, – поясняет экономист Ярослав Романчук. - Есть еще одна причина блокировки инвестиционных проектов. Большие начальники очень хотят получить себе хотя бы часть прав по их использованию. Они правдами и неправдами мурыжат проекты, чтобы потом сказать: "Ну вот, не получилось. Давайте попробуем…. И тут как раз на горизонте выруливает нужная компания, которая за бесценок получает в собственность очень лакомый кусок госимущества. Если бы чиновники, которые подписывали провалившиеся инвестиционные соглашения, ходили под угрозой увольнения, все было бы иначе. А так чрезвычайно выгодные площадки в нашей столице наносят бюджету города и страны большие издержки. Это издержки упущенной выгоды.
 

А где же наши?

В отсутствие иностранных конкурентов белорусские строительные компании тоже не проявляют большого интереса к местам нашей экскурсии. Почему так происходит?
 
- Нужно очень большое финансирование, у белорусских застройщиков таких средств нет. Сносить малоэтажную застройку и расселять жильцов тоже дорого, но не настолько. Но если бы цена участков снизилась, то застройщики бы подумали, – пояснил Андрей Лопато, коммерческий директор компании "Ареса Сервис".
 

А может, и не строить?

Не поленитесь, просмотрите фото еще раз. На многих территориях сохранились образцы промышленной архитектуры первых послевоенных годов. Эти здания по-своему красивы и могут быть реконструированы, превращены в интересные жилые и деловые пространства. Однако же существующие планы застройки предполагают их снос. Правильно ли это?
 
- Если инвестор рассчитывает быстро построить площади, быстро их сбыть и больше с этим городом никогда не иметь дел, то выгоднее снести все подчистую. Если у инвестора есть желание дальше делать бизнес в этом городе, то он заинтересован в появлении интересного объекта, исторического здания. Даже москвичи уже поняли выгоду от сохранения старой промышленной застройки, – пояснил урбанист Георгий Заборский. - Есть иллюзия, что отреставрированный завод подходит только креативному классу. Это не так. На месте старых цехов можно сделать хороший офис или производство, но уже новое и современное. Таких мест в Минске крайне мало, они будут популярны.