Главное
Минск
Эксклюзив
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
  • Популярное

Деньги и власть


Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ

В Беларуси вновь начал увеличиваться внешний государственный долг, оцениваемый в долларах США. В конце июня наша страна привлекла кредит от российского банка ВТБ на $2 млрд, а позднее его часть в размере $450 млн была, вероятно, заменена государственным кредитом от России. До этих заимствований уровень внешнего государственного долга Беларуси постепенно снижался.
 
По итогам января-мая снижение составляло $426,5 млн. Оно было обеспечено выплатой основного долга по ряду кредитов - "стэнд-бай" от МВФ, кредитам китайских банков и госкредитам России. Очевидно, поступление 2 млрд в июне отразится в статистике ростом внешнего государственного долга.
 
Привлечение новых займов обусловлено необходимостью рефинансировать ранее аккумулированный долг. В 2014 году государство должно выплатить около $3 млрд внешним кредиторам. Такая же сумма обязательств приходится и на 2015 год. Часть этих средств выплачивается за счет внутренних ресурсов экономики – средств, аккумулированных бюджетом или заимствованных на внутреннем рынке в форме валютных облигаций. Вторая часть должна быть рефинансирована за счет привлечения внешних кредитов. В этом году данная сумма составляет $2 млрд, а в следующем, по планам Минфина, должна снизиться до $1 млрд.
 
Министерство финансов говорит о рефинансировании долга как о факторе, от которого зависит устойчивость сектора государственных финансов. Очевидно, рефинансирование долга не рассматривается как оптимальный вариант экономической политики, и присутствует желание постепенно снизить внешнюю долговую нагрузку. Надо сказать, что погашение старых займов за счет привлечения новых не является экстраординарной тактикой. Цена такого выбора – более высокие суммарные издержки по обслуживанию долга. Когда издержки становятся существенными, это начинает создавать ограничения для проведения эффективной фискальной и экономической политики в целом. С учетом существующих неблагоприятных условий заимствования для Беларуси на внешних рынках желание снизить масштабы рефинансирования долга представляется благоразумным.
 
Последствия глобального экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, вынуждают многие страны стремиться к снижению внешнего долга. Согласно теории, данную цель можно достичь, следуя "золотому правилу" фискальной политики. Из него следует, что привлечение долга, в том числе внешнего, возможно только для финансирования долгосрочных инвестиций, а не текущих расходов. В этом случае и эффект от инвестиций, и расходы по обслуживанию долга приходятся на будущие периоды. Следствием данного правила является то, что уровень долга увеличивается в период спада, когда за счет займов финансируются долгосрочные инвестиции, необходимые для восстановления экономики. Напротив, в период роста, когда ранее произведенные инвестиции дают эффект, долги выплачиваются.
 
Практическая реализация данного правила является достаточно затруднительной. В развитых странах она сводится к установлению ограничений для дефицита бюджета, поскольку именно он финансируется путем привлечения внешнего кредитования. Наиболее известным примером политики по ограничению дефицита бюджета служит концепция "долгового тормоза", законодательно принятая в Германии. Согласно ей структурный дефицит федерального бюджета начиная с 2016 года не должен превышать 0,35% от ВВП. Ключевым элементом в данной формулировке является "структурный дефицит". Это величина, оценки которой могут существенно отличаться от фактического значения сальдо бюджета. Ее расчет осуществляется на основании скорректированных на фазу экономического цикла доходов и расходов бюджета. Цель данной корректировки - определить, насколько сальдо бюджета предопределено фазой цикла, а насколько – мерами экономической политики. К примеру, фактический дефицит может быть следствием не мягкой фискальной политики, направленной на поддержку инвестиций в реальный сектор экономики, а результатом выросших текущих расходов на социальную поддержку населения в период кризиса. Напротив, профицит бюджета может быть итогом роста налоговой базы на фоне перегрева экономики, а не следствием жесткой фискальной политики, требуемой для снижения перегрева. То есть, ориентируясь на структурное сальдо бюджета, правительство оставляет за собой возможность выполнять бюджет с дефицитом в условиях кризиса и финансировать инвестиции за счет долга. При этом оно вынуждает себя генерировать профицит и выплачивать долги в период быстрого роста.
 
Проблема заключается в том, что количественно оценить влияние циклических факторов на доходы и расходы бюджета достаточно сложно. Процедура едва ли может быть полностью унифицирована, так как требует оценки множества параметров. В итоге значения структурного сальдо бюджета в любом случае являются субъективными, что создает возможности для обхода "золотого правила".
 
В Беларуси данный метод сдерживания государственного внешнего долга реализовать затруднительно. Проведенная в 2012 году попытка оценить структурное сальдо консолидированного бюджета показала, что динамика доходов и расходов бюджета в Беларуси слишком сильно искажена изменениями в законодательстве, что не позволяет однозначно оценить степень их зависимости от экономического цикла. Кроме того, выделение самого экономического цикла является нетривиальной задачей в условиях Беларуси, так как результаты сильно зависят от выбора методологии оценки. В этих условиях экономические власти неизбежно вынуждены использовать ограничения в виде фактического сальдо бюджета – сохранять консолидированный бюджет бездефицитным.
 
Перспективы снижения внешнего государственного долга полностью зависят от способности государства решить проблему дефицита без государственных заимствований. В долгосрочном периоде это подразумевает увеличение конкурентоспособности экспорта, а в краткосрочном – привлечение доходов от приватизации или наращивания внешнего долга реального и банковского секторов.
Партнеры рубрики "Экономика live" - Исследовательский центр ИПМ, Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр BEROC и Бизнес-школа ИПМ