• Другие новости

Новость дня


Уходящая неделя шокировала желанием властей урезать до минимума поставки иностранной продукции. Импортеры, переварив в течение нескольких дней полученную информацию, стали бить в колокола, надеясь предотвратить выход указа президента. Один раз у них это получилось. Правда, это было постановление Совмина № 991

Фото: Наталья Костюкевич
Фото: Наталья Костюкевич

Напомним, что первый вице-премьер Владимир Семашко попросил все госорганы согласовать соответствующий проект указа до 23 июня. Бизнес-сообщество возмутилось, что документ прошел мимо них и не выносился для общественного обсуждения. Деловые круги предложили Министерству промышленности, предприятия которого хотят наделить статусом специмпортера, оперативно рассмотреть проект указа об установлении исключительного права государства на импорт ряда товаров на очередном заседании общественно-консультативного и экспертного совета. "Считаем, что принятие решения о закреплении за государством исключительного права на осуществление импорта "некоторых" товаров будет иметь крайне негативные последствия не только для предпринимательства, но и для населения и экономики страны в целом", – говорится в сообщениях бизнес-союзов. Деловые круги также попросили Минпром поручить соответствующим службам подготовить к заседанию общественного совета заключение об экономических, политических и правовых последствиях принятия подобного решения.

Импортеры уже подсчитали негативные последствия. Вот несколько красноречивых примеров.

Дополнительный отток валюты из Беларуси

Для обычных потребителей наиболее чувствительными могут оказаться поставки бытовой, компьютерной и цифровой техники и электроники. Годовой объем этого рынка в розничных ценах оценивается в более чем 1,2 млрд долларов. Причем доля товара, произведенного в Беларуси, составляет 17%, остальные 83% товара импортируются.

Электроника поступает в страну, как правило, на основе дистрибьюторских, нередко эксклюзивных договоров, то есть существуют устойчивые хозяйственные связи между импортерами Беларуси и международными производителями. Таким образом, ни один крупный производитель, в том числе производитель, находящийся на территории Российской Федерации, не заключит прямых договоров с государственными предприятиями, поскольку это противоречит их политике продаж, что приведет к практически полной остановке импорта данных товаров в Беларусь, говорят участники рынка.

Эксперты рынка считают, что принятие указа увеличит объем "серого" импорта со стороны России, Украины, стран Балтии и Польши, по предварительным оценкам, до 800 млн долларов. В результате потеря поступлений в бюджет в части НДС составит около 150 млн долларов, в части таможенных пошлин и сборов – около 70 млн долларов. При этом возрастет объем несертифицированного товара на рынке. Увеличится также объем нелегальных доходов населения, что приведет также к уменьшению поступлений в Фонд социальной защиты населения.

Если будет поставлен заслон импорту, то крупные ретейлеры будут вынуждены приостановить свою деятельность. В стране возникнет дефицит импортных товаров, и народ поедет за этими товарами в соседние страны, что вызовет дополнительный отток валюты из Беларуси, по оценкам экспертов, в двойном размере (около 800 млн долларов). В итоге общий вывоз населением валюты из страны только по этим и сопутствующим группам товаров может составить более 1,6 млрд долларов, посчитали участники рынка бытовой, компьютерной и цифровой техники и электроники.

Белорусские импортеры активно кредитуются в банках Беларуси. Обеспечением кредитов зачастую выступает залог товаров в обороте и имущество предприятий. Введение указа парализует возможность обслуживать и возвращать кредиты, что приведет к банкротству предприятий и проблемам в банковской сфере, так как возврат кредитов будет невозможен. По предварительным оценкам, ущерб, который будет нанесен банковской сфере, составляет от 200 до 300 млн долларов.

Действующие импортеры также говорят, что в случае принятия указа не смогут обеспечивать гарантийный ремонт, обслуживание и замену некачественного товара. От этого пострадают потребители товаров, как физические, так и юридические лица (в том числе госпредприятия, министерства и общественные организации).


Ухудшение инвестиционной привлекательности

Еще один пример из другой сферы. В Беларуси импортерами лифтов являются семь компаний, которые в основном обеспечивают их поставку и монтаж в здания престижных объектов Минска и областных центров (отели, торгово-развлекательные центры, правительственные здания, бизнес-центры и т.п.). Ориентировочно иностранные производители поставляют на рынок Беларуси порядка 400 единиц лифтового оборудования в год (которые включают в себя более 30 различных моделей и модификаций лифтов), притом что "Могилевлифтмаш" поставляет около трех тысяч единиц в год.

Эксперты отрасли предполагают, что иностранные производители откажутся продавать лифтовое оборудование через "Могилевлифтмаш" по причине прямого конкурирования на рынке СНГ, а также ввиду монопольного положения белорусского завода на внутреннем рынке. "Тем более иностранные производители не будут работать с компанией, которая желает представлять интересы одновременно всех мировых конкурентов - изготовителей лифтового оборудования. Зарубежные компании не будут продавать свою продукцию конкуренту с целью сохранения преимущества технических и интеллектуальных наработок, опасаясь того, что эти наработки могут быть скопированы и воплощены в продукцию конкурента ("Могилевлифтмаш". - Прим. TUT.BY)", полагают белорусские импортеры.

Проблема и в том, что "Могилевлифтмаш" в своем штате не имеет ни монтажных, ни сервисных подразделений и специалистов, обученных и специализирующихся на сервисе импортных лифтов.

В дополнение к этому эксперты обращают внимание на то, что будет нарушено антимонопольное законодательство Беларуси в части устранения конкуренции по поставкам лифтового оборудования и запасных частей, узлов и деталей к лифтам, что ухудшит положение конечного потребителя. Ухудшится также инвестиционная привлекательность страны в сфере строительства в лице крупных иностранных и частных компаний, которые не смогут выбирать и покупать ту продукцию, которую они желают, вкладывая в строительство объектов собственные средства.

Нормы по ограничению импорта могут вызвать проблемы со стороны стран – партнеров Беларуси по Таможенному союзу, поскольку предполагается закрытие рынка страны для широкого перечня импортных товаров. Москва уже выразила обеспокоенность на сей счет. Более того, вполне вероятна адекватная реакция тех же производителей лифтов России, которые будут лоббировать правительственные структуры о принятии ограничительных мер против поставок лифтов в РФ от "Могилевлифтмаша", что повлечет за собой снижение экспорта, заключают участники рынка.

"Наши иностранные партнеры в шоке от желания властей Беларуси. Сейчас работа многих служб парализована: просчитываются риски и последующие варианты работы в таких условиях. Но работать с госзаводом иностранцы однозначно не собираются, тем более что они прямые конкуренты по некоторым видам продукции", - сказал TUT.BY руководитель компании-импортера бытовой техники. "Жаль, что мы до сих пор не услышали внятного обоснования данного документа. Обоснование, которое было в прессе, содержит противоречащие посылы. С одной стороны, защита экономических интересов государства, с другой – удовлетворение потребности на внутреннем рынке Беларуси некоторыми импортными товарами в широком ассортименте", - добавил он.

Собеседник предполагает, что власти таким образом хотят ограничить потребительский импорт, чтобы ослабить давление на рубль в силу непростой ситуации в промышленности. "Но сегодня люди имеют возможность путешествовать в любую страну. Плюс у нас открыта граница с Россией. То есть потребители в состоянии поехать в любую страну и купить там что пожелают. Поэтому бороться с импортом уже проблематично. Властям надо создавать такие условия, чтобы белорусская промышленность была конкурентоспособна, чтобы людям было выгодно покупать товар здесь, а не поглядывать на Литву или Польшу. Но у государства дальше запретов мыслить не получается", - резюмировал собеседник.

Правительство Беларуси планирует установить исключительное право государства на ввоз товаров, аналоги которых производятся на территории страны, разработан соответствующий проект указа президента. Специмпортерами хотят сделать 12 госзаводов: "Белшину", Минский моторный завод, "Могилевлифтмаш", Минский подшипниковый завод, "Гомсельмаш", МЗОР, "Интеграл", "Атлант", "Горизонт", МТЗ, МАЗ и Минский электротехнический завод им. Козлова. В Министерстве промышленности заявляют, что институт специмпортера станет полугодовым экспериментом по повышению интереса к белорусской продукции.