Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Несмотря на критику белорусского легпрома, на рынке появляются успешные частные компании, которые собираются потеснить глобальные бренды. Один из таких примеров – семейный бизнес Светланы Сипаровой и Андрея Серикова компания "Марк Формэль", которая специализируется на производстве бельевого и верхнего трикотажа, термобелья. Предприятие основано в 2009 году, но уже застолбило долю на белорусском рынке, готовится расширять экспортные поставки, чтобы стать "по-настоящему европейской компанией".

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

На первых порах семейная пара активно инвестировала в новые производственные площадки. На аукционах были приобретены убитые государственные фабрики и простаивающие цеха в районных центрах. На эти цели потрачено около 4 млн долларов. Так было налажено производства в Узде, Старых Дорогах, Борисове, Слуцке. А на днях был запущен "самый большой проект" компании в Заславле.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Новая производственная фабрика в Заславле

Заславскую картонажную фабрику владельцы "Марк Формэля" приобрели за 1,5 млн долларов. Кроме того, бизнесмены погасили долги бывшей госфабрики в размере 4 млрд рублей и дополнительно инвестировали 4 млн евро. Основные вложения - покупка новейшего итальянского оборудования, на котором налажен выпуск чулочно-носочных изделий. Месячный объем производства намечен на уровне 450 тыс. пар продукции.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Параллельно с развитием производства шло открытие фирменных магазинов. Андрей и Светлана признаются, что сначала действовали на неком интуитивном уровне. "Мы производили условно 100 тысяч трусов и 20 тысяч джемперов и не думали, как будем представлены в магазинах. Консультанты удивлялись, почему в таких уродливых магазинах столько много покупателей", - вспоминает Сипарова.

Семейная пара не уделяла должное внимание моде и маркетингу. "Раньше я думала, что мода – это очень далекое, не связанное с реальностью. Смотрела фэшн-показы и не понимала, кто все это носит. А маркетологи в нашем представлении были некими шарлатанами", - откровенничает Сипарова.

Невысокая конкуренция ("ну просто детский сад по сравнению с Россией и Европой") на внутреннем рынке также не толкала к переменам. Все изменилось в 2012 году, когда Светлана и Андрей "стали не понимать, как будут конкурировать с глобальными брендами". Но помог, как говорят учредители компании, счастливый случай. Они познакомились с представителями Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который как раз продвигал в Беларуси программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Слева направо - учредители "Марк Формэля" Светлана Сипарова и Андрей Сериков, менеджер ЕБРР Ольга Кузнецова и депутат Виктор Валюшицкий

В итоге банк помог "Марк Формэлю" привлечь консультантов для проведения исследования целевой аудитории, разработать эффективную стратегию продвижения бизнеса, организовать службу маркетинга, сообщила национальный менеджер программы группы поддержки малого бизнеса ЕБРР Ольга Кузнецова. Общая стоимость проекта консультационной поддержки белорусского бренда превысила 70 тысяч евро, большую часть этой суммы выделил ЕБРР за счет финансовой помощи Европейского союза.

"Андрей, когда мы встретились первый раз, обозначил проблему следующим образом: "Мы продаем очень много трусов, но не знаем, почему их покупают". Предстояло выработать лояльность потребителя к торговой марке", - вспоминает Кузнецова. По ее словам, спустя год после старта проекта бренд стал более узнаваемым, был отмечен рост продаж продукции "Марк Формэль" на 30%, товаропроводящая сеть выросла до 18 фирменных магазинов и 24 торговых точек, работающих на основе франшизы в Беларуси, России и Казахстане. Розничные продажи выросли с 26% до 50%. В итоге оборот через собственные розничные каналы увеличился с 1,7 млрд рублей в 2010 году до 46 млрд рублей в 2013 году. По итогам текущего года этот показатель планируется удвоить. Как показывают продажи за 5 месяцев (30 млрд рублей) – это вполне реально.

Андрей Сериков также доволен сотрудничеством с ЕБРР. "Главное - кардинально изменилась наша стратегия: мы в первую очередь не производственная, а розничная компания. Если для нас раньше во главе угла стояло производство и склад, то сегодня для нас главное — наши магазины, через которые мы держим связь со своим покупателем", - сказал Сериков.

В ближайшей перспективе продолжится взаимодействие с банком, в результате чего будет привлечен к сотрудничеству "топ-менеджер глобальной корпорации". "У нас был немецкий консультант. Он поменял в цехе тележки местами и сразу повысил производительность на 40%", - вспоминает Сериков.

Светлана Сипарова говорит, что сейчас не жалеет денег на рекламу. "Наши бюджеты очень высокие", - утверждает она, не раскрывая порядок цифр.

В прошлом году на улицах появились билборды с изображением лежащей девушки в нижнем белье. Но если внимательно присмотреться, то было видно, что девушка совершенно голая, а белье нарисовано на ее теле краской. Такая смелая реклама многих оставила неравнодушными. К мнению консервативной части общества прислушались и через некоторое время девушку все же немного "приодели".



Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Все фабрики "Марк Формэля" находятся в Минской области. Деятельностью частника довольны и местные власти. Зампред Минского облисполкома Александр Турчин говорит, что "бизнес, реализуя такие проекты, не только извлекает прибыль, но и сохраняет социальную стабильность в регионе, рабочие места и семьи". Потому что "большинство работающих - это женщины, которым не надо покидать дом в поисках работы". "Реализуя такие проекты, мы доказываем, что мы можем делать ничуть не хуже, чем наши партнеры из Турции и Китая", - уверяет Турчин и желает "Марку Формэлю" "через 2-3, максимум 5 лет, стать узнаваемым брендом не только в Беларуси". Сейчас порядка 15% от объемов выпуска "Марк Формэль" поставляет на экспорт. "Возможно, в нынешнем году эта доля увеличится, потому что мы активно изучаем рынки, привлекаем новых клиентов, ведем переговоры по открытию магазинов", - говорит Сериков.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Слева направо - зампред Минского облисполкома Александр Турчин, директор "Марк Формэля" Андрей Сериков, мэр Заславля Светлана Карташева и депутат Виктор Валюшицкий

Как мы уже говорили, "Марк Формэль" - это семейный бизнес. Его создали супруги Андрей Сериков и Светлана Сипарова. Отец Светланы - бывший декан механическо-технологического факультета Витебского технологического института легкой промышленности. В 1985 году Геннадий Сипаров ушел в бизнес: сначала поставлял в Беларусь швейную технику, а затем создал компанию "Имельда", которая занимается пошивом нижнего белья и одежды. Сейчас председателем совета директоров ГК "Имельда" является его сын Юрий. Не планируется ли консолидация активов, работающих в схожих нишах? "Мы довольно болезненно разошлись, поэтому пока так ставить вопрос преждевременно. Но с точки зрения экономики это было бы логичное решение", - сказала TUT.BY Светлана Сипарова.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Светлана Сипарова и Андрей Сериков

Пока же у семейной пары есть "цель – стать крупной европейской компанией". Как, например, Zara.

Согласно аудированной финансовой отчетности компании, оборот ГК "Марк Формэль" составляет 24 млн долларов. В общей сложности на 5 фабриках работает больше тысячи человек. Средняя зарплата — 4-5 млн рублей. Продукция реализуется в 42 торговых объектах.

Группа Inditex, основанная в 1985 году испанским бизнесменом Амансио Ортегой (замыкает тройку богатейших людей мира по версии Forbes с состоянием в 64 млрд долларов), управляет более чем 6 тыс. магазинов в 87 странах мира под брендами Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull&Bear, Zara Home, Stradivarius, Uterque и др. Чистая прибыль Inditex в 2013 году составила 2,4 млрд евро, выручка - 16,7 млрд евро.

Как видим, Серикову и Сипаровой есть куда стремиться.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Сегодня ассортимент продукции "Марк Формэль" включает в себя нижнее белье (в том числе женское корсетное), джемперы и футболки, платья и туники, одежду для детей , термобелье. Продукция относится к среднему ценовому сегменту, уверяют владельцы компании

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY