Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Один из самых непубличных и самых инновационных белорусских бизнесменов, Виталий Арбузов, отмечает сегодня, 2 апреля, свое пятидесятилетие.


 
О том, как владелец одного из самых дорогих автомобилей в Беларуси (Bentley) заработал на него на запчастях для ВАЗа, продержится ли он в этом бизнесе после 2017 года и во сколько стартапов вложился в Калифорнии и Юго-Восточной Азии, - в материале "Ежедневника".
 
Одного из самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси достаточно часто можно увидеть в News café или ID-bar, но единственный его комментарий СМИ удалось обнаружить только в сингапурском издании. Виталий Арбузов не любит публичности через массмедиа, и личной информации о нем, соответственно, не очень много. Куда больше информации о его делах и многочисленных бизнесах.
 
Родом Арбузов из небольшого районного центра Краснополье на Могилевщине. На сайте 2-й школы (сейчас - просто средней школы городского поселка Краснополье) упоминается и его фамилия как одного из самых известных выпускников. Среди последних также  заслуженные артисты Беларуси и России Владимир Солодкий и Людмила Лавринович, мастер спорта СССР Василий Манько.
 
Знания, полученные в школе, помогли будущему бизнесмену поступить в Белорусский политехнический институт – на машиностроительный факультет. Специализацией Арбузова стали металлорежущие станки и инструменты. Через три года после получения специальности, в 1989 году, он реализовал полученные в вузе навыки в собственном деле. Этот год принято считать годом основания компании "Фенокс" и началом карьеры успешного предпринимателя.
 
В бизнесе Арбузова, по крайней мере, до недавнего времени, отличало то, что он одним из немногих среди крупных предпринимателей сделал его исходя из специальности. Он сам является автором и соавтором многих разработок, которые сегодня внедрены и производятся на свыше чем 10 заводах Fenox Global Group. В патентных базах СНГ его фамилия упоминается как соавтора шарового шарнира, дискового тормоза с механизмом стояночного тормоза, устройства для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и т.д.
 
Первые годы существования "Фенокса" (1989-1995) показали Арбузову главное. А именно: чтобы чего-то достичь, особенно в машиностроительном сегменте, нужно обладать конкурентными технологиями. Как удалось молодому инженеру в 1995 году купить у самого Siemens оборудование, фактически целый завод, покрыто мраком. Но он это сделал, стал собственником восточногерманского предприятия Bremse Hydraulik. В бывшем ГДР завод специализировался на выпуске автокомпонентов для "варбургов", "трабантов", "ИФА" и сельскохозяйственной техники, а после объединения Германии в результате приватизации перешел в собственность Siemens. Так у Арбузова появилась компания Fenox Automative, ставшая источником поступления твердой валюты.
 
Источником, надо сказать, весьма стабильным. Вместе с заводом и оборудованием бизнесмену достались и его клиенты, и заказы. Первым из них стала входящая в состав холдинга Continental компания АТЕ. "Фенокс" на много лет превратился в ее субконтрактора, поставляя скобы переднего тормоза и тормозные цилиндры для конвейерной сборки на Audi и Volkswagen.
 
Сейчас главный западный клиент холдинга – другой известный производитель автокомпонентов, компания TRW. Через нее заводы Арбузова поставляют свою продукцию (узлы со "феноксовскими" скобами суппортов, тормозными цилиндрами и мостами) на конвейеры Audi, Volkswagen и Fiat.
 
Но в середине 1990-х годов главным направлением стала не Европа, а родное постсоветское пространство. Колоссальный дефицит и сумасшедшие цены на запчасти для ВАЗ и ГАЗ подвиг бизнесмена на экспансию на вторичном рынке СНГ. Часть оборудования из Германии была перевезена в Минск, где был произведен первый задний тормозной цилиндр для ВАЗ 2105. Мощности нескольких предприятий ("Фенокс", "Витаравтоматив", "Арвит-авто", "Брэйк Хайдроликс" "Антонар") были размещены на арендуемых площадях. В 2005 году Арбузов выкупил долю в ПКУП "708 механический завод Мингорисполкома" и стал акционером СОАО "Минский завод автомобильной комплектации". Позже часть объемов (около 25%) была передана на аутсорсинг.
 
Сейчас Fenox Automative Сomponents - известный субконтрактор на европейском рынке и один из крупнейших в СНГ игроков по производству и дистрибуции тормозных систем, систем охлаждения, подвесок, электрических систем, систем трансмиссии и рулевого управления. На вторичном рынке СНГ его доля по некоторым позициям составляет 50%. Предприятия подразделения также являются поставщиками на конвейеры АвтоВАЗа, УАЗа и отечественных МАЗа и МТЗ.
 
Акцент на рынки Европы и России сделали практически незаметной фигуру Арбузова как крупного бизнесмена в самой Беларуси. И сейчас на Беларусь приходится не более 5% всего оборота группы. Долгое время Арбузова связывали в основном с супермаркетами "Престон", первый из которых был открыт в 1994 году.
 
История того, как ему удалось выйти на Siemens и найти ресурсы, чтобы купить у немцев завод, одна из неизвестных страниц его бизнес-биографии. Еще одна связана с включением в состав холдинга миасского завода "Кедр". Приобретение этого предприятия позволило "Феноксу" выйти на конвейер АвтоВАЗа. Уральские СМИ, с подачи конкурентов широко освещавшие эту сделку, в открытую называли Арбузова рейдером.
 
В сегодняшней структуре его бизнеса, которая в 2012 году была оформлена в Fenox Global Group, весомое место принадлежит автомобилестроительному направлению - Fenox Motors. Хотя, наверное, оно занимает не такое весомое место, как хотелось бы Арбузову. В этот сегмент бизнесмен вошел в начале 2000-х годов, когда выкупил у английских братьев Сандерсон их долю в предприятии "Юнисон" - преемнике первого провалившегося белорусского автосборочного проекта с участием Ford Motor.
 
Последовавшие попытки на производственной площадке в Обчаке возобновить сборку легковых автомобилей на территории Беларуси ("Люблин", "Саманд") не увенчались успехом. В итоге в прошлом году знамя главного автомобилестроителя в легковом сегменте у Арбузова из рук вырвали китайцы из Geely и БелАЗ. Но бизнесмен не отчаивается. В прошлом году он договорился с "Дженерал Моторс Россия и СНГ" о сборке с текущего года в Обчаке одной из моделей Opel. Также на мощностях "Юнисона" планируется наладить сборку китайских автомобилей Zotye.
 
Желаем успехов бизнесмену в этом и других бизнесах, которые он выстраивает с 1990-х и 2000-х годов. Но в последние пару лет очевидны его все больший интерес и, судя по всему, большая отдача, которую приносят бизнесмену вложения в новые сегменты и отрасли, где он выступает венчурным инвестором.
 
На личной страничке в "Одноклассниках", от создания которой не удержался этот непубличный бизнесмен, в графе "работа" указан срок, который он планирует отдать на руководство головной структурой автокомпонентного направления НП ООО "Фенокс" - 1989-2017 годы. Было бы любопытно спросить у него самого, почему этот срок и что он будет делать после 2017 года?
 
В Fenox Global Group входят еще несколько подразделений. Это уже упоминавшийся проект в ретейле. В конце 1990-х - начале 2000-х сеть магазинов "Престон" считалась одной из лучших в Минске. Но на фоне развития конкурентов ее позиции далеки от лидирующих. По итогам 2012 года "Престон" заняла всего 47-е место по обороту в стране.
 
В конце 2000-х годов бизнесмен начал серьезный проект в недвижимости, стал заказчиком строительства гигантского торгово-развлекательного комплекса Preston Plaza. Но потом продал участие в нем. Вместо этого занялся строительством, создал две подрядные компании, которые реализовали несколько знаковых проектов. Но, как знать, может, неплатежи заказчиков отвадят его и от этого бизнеса. В конце 2000-х годов он с энтузиазмом начал готовиться к открытию сети мультибрендовых бутиков. Но не открыл, завернул проект.
И что сейчас? Вместо инвестиций в консервативные или традиционные сектора бизнесмен увлеченно, можно сказать, без тормозов ринулся на рынок венчурного инвестирования. Возможно, и в буквальном смысле ему скоро будут не нужны тормоза и рынок автозапчастей и он сконцентрируется на том, что принесет в будущем и уже приносит куда большие доходы. Сейчас Арбузов инвестирует в медицинские исследования, производство нанотрубок, а его вложения в американские и азиатские стартапы в потребительском интернете, интернет-торговле и в программном обеспечении уже дают неплохую отдачу. Арбузов объективно сейчас главный венчурный капиталист Беларуси.
 
В 2011 году с американским партнером он создал Fenox Venture Capital в центре американской Кремниевой долины – Сан-Хосе. Компания вложила деньги в несколько десятков калифорнийских стартапов, и некоторые из них уже принесли реальные деньги от перепродажи их крупным инвестиционным фондам США и Германии.
В 2013 году Fenox Venture Capital вышла на рынок Юго-Восточной Азии, создав совместное предприятие с японской инвестиционной компанией IMJ Corporation of Japan – IMJ Fenox. Ее центральный офис находится в Сингапуре, филиалы в Джакарте и Токио. Цель та же – поиск перспективных стартапов в интернете и их поддержка. На март 2014 года в портфолио IMJ Fenox входило уже около десятка активов в Малайзии, Индонезии, Японии, на Филиппинах.
 
Какой охват будет у компаний Арбузова к 2017 году, сказать трудно. Но его венчурный бизнес растет очень быстро.