Коронавирус
Выборы-2020
Задержание «бойцов ЧВК» в Беларуси


В сети магазинов "Евроопт" ведется целенаправленная работа по предотвращению фактов нарушения правил торговли, в том числе реализации товаров с просроченным сроком годности. Об этом заявил генеральный директор сети Андрей Зубков, комментируя результаты проверок магазинов "Евроопт" торговой инспекцией и санитарно-эпидемиологическими службами.



По его словам, с момента создания торговой инспекции магазины сети интенсивно проверяются. Так, за период с 1 августа по 21 ноября текущего года торговой инспекцией и санитарно-эпидемиологическими службами проверены все 156 магазинов "Евроопт". Всего этими службами было проведено 196 проверок и в их результате было выявлено 228 штук просроченного товара. Андрей Зубков сообщил, что за этот период в торговых объектах сети было реализовано 497 000 000 единиц товара, т.е. 1 единица просроченного товара приходилась примерно на 2 000 000 единиц качественного товара. Таким образом, речь идет не о системных нарушениях правил торговли в сети, а о нерасторопности конкретных сотрудников. "Иными словами, как и в любом деле, здесь сказывается влияние человеческого фактора", - подчеркнул гендиректор, слова которого приводятся в сообщении компании.

К этому, по его словам, необходимо добавить, что магазины сети торгуют разнообразными товарами, срок годности которых варьируется от нескольких часов до нескольких суток и больше. Между тем в одном торговом объекте представлено от 60 000 единиц товара. Поэтому случаи нахождения на полках просроченных товаров выявляются в любом магазине не только в Беларуси, но и в мире.

В данной связи, проинформировал Зубков, в "Евроопте" особое внимание уделяется сведению до минимума фактов просроченных товаров. В компании работает специальное контрольное подразделение, основной целью которого является обучение персонала своевременному выявлению товаров с просроченным сроком годности и контроль за товаром для его исключения. Руководителем подразделения является Томас Альчкаускас, который раньше возглавлял аналогичную контрольную структуру в литовской “Максиме”.

В сети магазинов “Евроопт” созданы методики выявления в торговых объектах просроченного товара, заимствуется передовой международный опыт в этой области, разрабатываются и внедряются специализированные компьютерные программы сопровождения товаров в торговых объектах сети. Гендиректор особо отметил, что этим подразделением c 1 августа по 21 ноября проведено порядка 500 проверок соблюдения правил торговли, в том числе выявления нахождения на полках товаров с истекшими сроками. При этом внутренний контроль, по его словам, является значительно более жестким, чем внешний. Затраты на содержание этого подразделения составляют более 1 млрд рублей ежемесячно. "Сумма немалая, но мы сознательно идем на такие расходы, т.к. обеспечение реализации в наших магазинах только качественных товаров является безусловным приоритетом работы сети", - сказал Зубков. Поэтому, подчеркнул он, "Евроопт" благодарен торговой инспекции за помощь в выявлении фактов просроченных товаров.

Андрей Зубков также сообщил, что для выявления товаров с истекшим сроком годности в "Евроопте" реализуется специальная программа работы с покупателями, которым предлагается информировать сотрудников торговых объектов о выявленных фактах нахождения в торговом зале таких товаров. Взамен просроченного товара покупателю передается качественный товар бесплатно, и ему возвращаются деньги, если он оплатил просроченный товар. А с 1 декабря за найденный товар с истекшим сроком годности покупателю будет выплачиваться денежная премия в двойном размере стоимости этого товара.

По словам руководителя сети, у торговой инспекции есть также претензии по соблюдению ассортиментного перечня наличия на полках отечественных товаров. В этой связи он констатировал, что несовершенство данного документа делает неизбежным его нарушения. Так, гендиректор считает нецелесообразным, чтобы небольшие продовольственные магазины шаговой доступности в обязательном порядке торговали, например, стеклянной посудой или средством для чистки окон.

Кроме того, Андрей Зубков отметил, что в соседних странах, в частности в России, где "Евроопт" развивает свою сеть магазинов, а также в соседних Литве, Латвии, Польше, ассортиментные перечни как таковые вообще отсутствуют. И как известно многим жителям Беларуси, посещающим магазины в этих странах, отсутствие ассортиментных перечней, установленных государственными органами, не приводит к отсутствию каких-либо групп товаров на полках. Представленный в этих магазинах ассортимент может удовлетворить запросы самого взыскательного покупателя. В первую очередь сам торговый объект заинтересован в наличии максимально широкого ассортимента и наиболее востребованных покупателем товаров. Наличие же ассортиментных перечней для торговых объектов в Беларуси приводит к некоторым негативным моментам. "Так, например, мы должны ежедневно предлагать к реализации 3-10 видов молока, но в те или иные периоды времени у некоторых производителей всех востребованных товарных позиций просто-напросто нет. Но для соблюдения ассортиментного перечня мы должны поставить на полку не востребованный покупателем товар, который после истечения срока годности утилизируется. Что, соответственно, приводит к убыткам торговой сети. А отсутствие этих товаров само по себе является нарушением, поэтому сеть вынуждена брать неликвидную продукцию", - рассказал гендиректор.

Еще более странная ситуация, по словам Андрея Зубкова, сложилась с ассортиментным перечнем в группе "соки". В частности, к примеру, в минском магазине по ул. Алибегова, 13/1 на момент проверки в наличии было 32 наименования соков и 140 наименований нектаров, тогда как согласно ассортиментному перечню должно было иметься 160 наименований соков. Однако начиная с 2011 года как производители соков в Беларуси, так и ритейлеры обязаны называть соки только нектарами, если содержание сахара в них превышает определенный процент. А так как в ассортиментном перечне позиция "нектары" отсутствует, то торговые объекты не имеют никакой возможности выполнить требование по соблюдению ассортимента. Хотя нектары пользуются у населения большим спросом, чем соки. В этом случае удовлетворяя потребности покупателя, торговые объекты имеют в своем ассортименте и соки, и нектары, однако это приводит к претензиям со стороны контролирующих органов. Между тем, если суммировать соки и нектары, то в названном магазине на момент проверки в продаже было 172 наименования этой продукции, что по логике должно полностью соответствовать перечню. Подобные примеры, констатировал Андрей Зубков, можно приводить и по другим торговым объектам сети, причем не только по указанным позициям.

В целом же, по мнению Андрея Зубкова, наличие ассортиментных перечней для магазинов на сегодняшний день является неактуальным, а соблюдение и контроль этих перечней влечет за собой дополнительные издержки как для торговых объектов, так и для государства.
-12%
-10%
-10%
-30%
-20%
-10%