Политика
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930311234
  • Популярное

Экономика и бизнес


Сергей Рекуц,

Фото: Заря
Фото: Заря
Вступление Беларуси в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, а России в ВТО значительно снизили возможности защищать внутренний рынок с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования (таможенных пошлин, квот, лицензий). И это прогнозируемо привело к тому, что отдельные белорусские товары начали проигрывать конкурентную борьбу импортируемой продукции сначала на российском, а теперь уже и на внутреннем рынках.

Азиатская экспансия

Например, по словам директора Брестского чулочного комбината Татьяны Моториной, предприятие в этом году снизило экспорт в Россию на четверть, а в первом квартале впервые столкнулось с уменьшением спроса на свою продукцию и в Беларуси. Падение продаж по традиционным каналам достигло от 16% через предприятия Минторга до 56% через Белкоопсоюз. Правда, спрос сместился в крупные торговые сети, реализация через которые возросла. Зато импорт носочных изделий в Беларусь с каждым годом набирает обороты. Если в 2010 году его доля составляла порядка 9%, то в прошлом году уже превысила 15%. Однако за 2 месяца этого года произошел просто лавинообразный рост импортных поставок - в 1,8 раза. Узбекские и китайские носки покорили покупателей своей дешевизной - менее Br5 тыс. за пару, спрос на брестские изделия упал, и в результате на складе комбината скопилось 3,8 месячного объема производства готовой продукции.

Удар с носка

При этом конкурировать по цене с азиатами просто нереально. Ведь стоимость поставки пары узбекских носков примерно Br3 тыс., а для пары брестских изделий только хлопчатобумажная пряжа стоит Br2 тыс. - и это всего лишь треть себестоимости. Слишком уж большая разница в экономических условиях работы для белорусских и узбекских предприятий. Для последних существенно дешевле сырье, которое, собственно, в Узбекистане и растет. Кроме того, для узбекских предприятий электроэнергия стоит порядка 5 центов/кВт·ч, а у нас - 14 центов/кВт·ч. Значительно разнятся и зарплаты - $420 на Брестском комбинате и не более $200 на узбекских.

Качество спрятали за ценой

Конечно, по качеству брестские носки значительно превосходят изделия из Азии. На чулочном комбинате используют только высококачественные красители и лучшие пряжи и нити. Предприятие всегда старалось выпускать достойную продукцию по средним ценам и никогда не стремилось работать в низком ценовом сегменте, который, впрочем, и не был востребован. Однако низкая цена среднеазиатских изделий стала слишком привлекательна для многих покупателей. В Бресте даже выпустили носки из более дешевого, чем белорусское, импортного сырья. Но себестоимость даже такого изделия оказалась на уровне Br5 тыс. - на две трети выше, чем у узбекского аналога. И это при том, что Брестский чулочный комбинат из года в год снижает затраты на выпуск продукции. Благодаря модернизации производства за последние 2 года удалось уменьшить его энергоемкость на 17,2% и оптимизировать численность работающих без уменьшения объемов производства на четверть. При этом продукция брестчан вполне конкурентоспособна как по цене, так и по качеству с изделиями российских и европейских предприятий, которые работают в сопоставимых с белорусскими условиях.

Легпром остался без защиты

С узбекскими производителями конкурировать куда сложнее, но в условиях открытой рыночной экономики ЕврАзЭС запретительные меры в виде пошлин, квот и других мер уже не применишь, да и их эффективность вызывает большое сомнение. В этой сложной ситуации государство может помочь предприятиям легкой промышленности лишь внутренними субсидиями, механизм которых хорошо известен. Тем более что в этой отрасли работают около 100 тыс. человек, большинство из которых женщины. Только на Брестском чулочном комбинате трудятся почти 1,2 тыс. работников. К примеру, без поддержки за последнее время легкая промышленность Польши сократилась по численности в несколько раз, если отдать внутренний рынок дешевым азиатским производителям, то нет никаких гарантий, что в ближайшем будущем в отсутствии белорусских конкурентов они не взвинтят цены.

Носки на здоровье

При этом Татьяна Моторина уверена, что нынешнее увлечение низкокачественной, но дешевой продукцией - явление временное. Например, в Казахстане, куда экспансия китайского ширпотреба пришла гораздо раньше, уже наступил перелом тренда в сторону более качественных и дорогих вещей - народ, что называется, наелся дешевизны под лейблом "Made in China". Белорусский и российский потребитель не менее разборчив - вкусив узбекского и китайского товара по низким ценам, большинство вернется к привычному комфорту высокого белорусского качества. Кстати, здесь еще нужно помнить и о здоровье. Носки - это первый слой одежды. И очень важно, чтобы он не содержал вредных для организма веществ. Например, на Брестском чулочном комбинате есть аттестованная производственная лаборатория, где продукцию проверяют, в том числе и на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, техническим нормативным актам (прочность окраски, содержание формальдегидов и стирания, гигроскопичности). Где и как проходит проверку импортный товар, неизвестно. Но дополнительным риском является тот факт, что, по оценкам экспертов, до 50% российского рынка чулочно-носочной продукции занимает контрафактный товар.

Рынок не приемлет запретов

Чтобы оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию на рынке, у Брестского чулочного комбината есть еще одно препятствие. Дело в том, что чулочно-носочные изделия относятся к социально значимым товарам и их рентабельность и торговые надбавки ограничены. Поэтому предприятие не может повышать цену на востребованный ассортимент, чтобы компенсировать снижение стоимости на товар, которого на рынке в избытке. К тому же торговля требует скидок и бонусов на крупные партии и еще нужно поломать голову, чтобы придумать, как их предоставить, в то время как конкуренты активно пользуются этими маркетинговыми механизмами. Другими словами, у комбината нет законодательной базы для того, чтобы быть гибким в условиях жесткой конкуренции. Поэтому запретительные меры, такие как предельные рентабельность и торговые надбавки, для брестского предприятия - это еще один плюс для конкурентов, которые и без того находятся в более благоприятных условиях.

Реально работать оптимально

В ближайшее время, чтобы разгрузить склады, Брестский чулочный комбинат примет участие в акции по распродаже коллекции 2012 года в Минске, а также займется поиском путей предоставления скидок рознице. Также предприятие продолжит модернизацию производства, чтобы еще больше оптимизировать затраты и численность работающих. К тому же в ассортименте появятся носочные изделия низкого ценового сегмента, призванные составить конкуренцию импортной продукции в этой нише. У комбината и раньше бывали трудные времена - приходилось работать и по бартеру, и по давальческим схемам. Но рано или поздно все вставало на свои места. Вот и сейчас брестчане уже разрабатывают новую зимнюю коллекцию, внедряют в производство передовые подходы, создали новый бренд, организовали торговую чулочную компанию как отдельное юрлицо - для продвижения своей продукции.