Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Александр Обухович, специально для TUT.BY

Продолжая разговор о структуре нашей экономики, о ее "трехчастном", по определению Ф. Броделя, делении, посмотрим внимательнее на взаимозависимость этих секторов. В свете главной проблемы нашей страны: острой нехватки валюты для нормального функционирования государства и не менее острой потребности в модернизации предприятий.

Главная роль - государственная

Итак, имеем цепочку секторов: государство - крупные предприятия-экспортеры (2-й этаж) – сектор мелких и средних предприятий (1-й этаж) – "сектор подвала", составляющий экономическую активность, никак не контролируемую государством и не отражающуюся ни в какой отчетности.

Поскольку государство у нас перераспределяет более 40% ВВП, его роль в экономической жизни, безусловно, доминирующая. Однако вовсе не настолько доминирующая, как представляется нашим идеологам и их либеральным критикам: небольшая страна с открытой экономикой без политики "чучхе" обеспечить реальное доминирование государства в экономике не может. А в нашей модели государство даже с управлением госкапиталом не справляется.

Но главная проблема государства сегодня – недостаток валюты для обеспечения его функционирования. И дело не только в закупках импортных товаров: для небольшой страны в цене любого, даже произведенного в стране товара есть доля валюты. Да и в зарплатах, начиная с некоторого уровня, реально сидит спрос на валюту. Либо непосредственно, либо через спрос на импортные товары. Под который за валюту эти товары будут ввозить. При данном уровне производства страна просто не может себе позволить такой объем государственных расходов.

Опыт прошлого года, когда дефицит валюты был почти закрыт за счет кредитов, разбавителей-растворителей, сжатия внутреннего спроса, демпинга по многим видам продукции и форвардных поставок машинотехнической продукции, показал, что его повторение вряд ли возможно. Поскольку и схемы, подобные разбавительным, уже отслеживаются, и ограничения зарплат чреваты миграцией, и демпинг снижает внутренние накопления в той же валюте, и форвардные поставки вымывают оборотные средства. А кредиты подошли к порогу национальной экономической безопасности. Результатом повторения подобной политики может быть только стагфляция.

Но возможности нашего государства в управлении экономическими процессами в стране крайне ограничены. На деле правительство управляет этими процессами только номинально, просто приспосабливаясь к складывающейся обстановке. Которая далеко не полностью зависит от нас. Нет у него ни рабочих органов для анализа ситуации, ни ресурсов, чтобы препятствовать нежелательным ее изменениям.

Не думаю, что наши крупные предприятия-экспортеры в состоянии внести существенный вклад в увеличение притока валюты в страну. Все они работают на насыщенных внешних рынках, все подвергаются атакам конкурентов, все остро нуждаются в модернизации производственного аппарата, пополнении оборотных средств и инвестициях в сервисно-сбытовую сеть. Все, по сравнению с конкурентами, невелики и не имеют доступа к источникам капитала.

А технологий – нет

Типичный пример положения наших крупных предприятий – "Гомсельмаш".

Ну, освоили в производстве линейку комбайнов. Во многом – благодаря безмерным вливаниям государственных средств. Частью – копированием, частью – собственными усилиями. В технологиях – смесь: частью – советские, уже заметно устаревшие, частью – импортные. Качество – среднее, но и цена не очень высока.

Начали на российском рынке теснить "Ростсельмаш". Который слишком долго был уверен в своем монопольном положении на рынке. Те сначала жаловались, пытались включить "административный ресурс". Потом, на некоторых видах техники, попробовали отверточную сборку. Не пошло: слишком дорого. Сегодня купили на Западе заводы по производству аналогичной продукции (тракторов, комбайнов) и начали переносить в Ростов оттуда технологии. И, похоже, "Гомсельмаш" на российском рынке попадает в положение, аналогичное АвтоВАЗу на рынке легковушек: снизу по цене будут теснить б/у машины западного производства, сверху - качеством - более дорогие машины западного и ростовского производства. А сбоку еще и китайцы. А ведь себестоимость очень сильно зависит от серийности. Кроме того, вся сельхозтехника имеет очень сильные сезонные колебания по сбыту. Без мощной банковской поддержки очень трудно. А нашим банкам она не по силам.

Чтобы выжить, "Гомсельмашу" остро необходима ускоренная модернизация и инвестиции в собственные сервисно-сбытовые сети. Хотелось бы, чтобы объем и направления этих инвестиций были определены через технический аудит серьезной западной фирмы. Поскольку сами зачастую чудим, да и не всегда в курсе последних новинок.

Но уже заранее ясно, что инвестиции нужны большие. Намного больше, чем можно наскрести внутри страны. Следовательно, необходимы иностранные партнеры.

Сделали предложение "Ростсельмашу". Те всеми силами отказываются. Что не удивительно.

В начале века у приехавшего в Москву министра экономики Аргентины корреспондент спросил о перспективах российско-аргентинского сотрудничества. Ответ: "Какое может быть сотрудничество, если Россия не может поставлять технологии!". По линии "Гомсельмаш" - "Ростсельмаш" ситуация аналогична: если Гомель не может дать Ростову технологии, в холдинге он будет только обузой. И такая ситуация не только с "Гомсельмашем". Многим нашим предприятиям нужны партнеры, но, кроме россиян, уверенных в поддержке В. Путина, нет добровольцев. Тем более что на "Коммунарке" мы продемонстрировали, как мы умеем обращаться с инвесторами.

Госкапитал, прощай

С моей точки зрения, альтернативы превращению наших крупных экспортеров в международные компании просто нет. Иначе госкапитал, вложенный в эти предприятия, будет потерян. Пойдут они по пути "Интеграла", который самотужно барахтался, пока объем необходимых для выживания инвестиций не превысил возможности государства. Теперь не знают, как и продать. Но в этом случае источником крупного прироста притока валюты в ближайшее время им не быть, слишком много нужно сделать внутри. И лучше, чтобы преобразование наших крупных предприятий в международные концерны осуществляла иностранная управляющая компания, поскольку внутри страны от коррупции процесс преобразования не защищает ничто.

Это хорошо видно на примере последних преобразований ОАО "Амкодор".

По информации "Народной воли", дополнительную эмиссию ОАО "Амкодор" выкупила частная компания "Интерсервис" за 77 млн долларов. Ее доля в акционерном капитале сегодня составляет 53,6%. До эмиссии доля государства в акционерном капитале составляла около 15%, после эмиссии – около 7,5%.

Это означает, что до эмиссии стоимость акционерного капитала ОАО "Амкодор" составляла 66,6 млн долларов.

Открываем сайт ОАО "Амкодор". Площадь производственных помещений – не менее 200 000 кв. м. Это – не менее 160 млн долларов. Земля, включая участок в центре Минска, – не менее 40 млн долларов. Только современные станки недавних покупок – около 50 млн долларов. Купленный недавно у государства (!) "Белвар" с балансовой стоимостью не менее 20 млн долларов числится на балансе по цене покупки – 35 тысяч евро. По какой цене числятся тоже купленные "под ковром" заводы "Эпос" в Логойске, им. Гастелло в Минске и пинский "Дормаш" - не известно. Основные производственные мощности – станки советских времен, но их очень много. Плюс оборотный капитал, запасы на складах, в т.ч. готовой продукции. Правда, есть кредиторская задолженность, но в рамках допустимого. На круг, до эмиссии, минимальная стоимость акционерного капитала ОАО "Амкодор" составляла от 300 до 400 млн долларов.

Чисто для демонстрации сути трюка предположим, что реальный акционерный капитал стоил до эмиссии 350 млн долларов. После эмиссии получилось 423 млн долларов. Реальная стоимость госпакета акций составляла 35 млн долларов (номинальная – 10 млн долларов), после эмиссии – 31 млн долларов. Исчезло 4 млн долларов. Только за счет бухгалтерского трюка.

Ну ладно, основной акционер безропотно отдал контрольный пакет акций и понес потери. Как у нас умеют "убеждать" - пояснять не надо. Но понес потери и председатель совета директоров, крупный акционер, сенатор г-н Шакутин. Он что, пострадал?

Вот уж за кого переживать не надо. Не говоря уже о том, что неизвестно, кто стоит за "Интерсервис".

Государство все годы помогало ОАО "Амкодор". И правильно делало: удалось поставить под контроль приличный сегмент рынка. Было бы нормально, если бы производственные комплексы передавались в состав ОАО "Амкодор" по реальной оценке как вклад государства в капитал. Вопросов бы не было. Понятно, что льготы г-ну Шакутину сопровождались его обязательством финансировать какие-то другие проекты. Но все это, говоря словами нашего президента, "мышкование" вызывает только брезгливость.

Это – только пример. Но он показывает, почему Минэкономики насмерть не желает переоценивать фонды. Как тогда продать "нужным людям" за "нужные цены"? И позволяет сделать, по крайней мере, два фундаментальных вывода.

Во-первых, частник далеко не всегда хозяйствует лучше, чем государство. Особенно – на крупных предприятиях, где качество управления важнее формы собственности. Российский капитал под флагом австрийской фирмы плохо управился с реорганизацией "Мотовело", армянский капитал под флагом швейцарской фирмы пока ничего не показывает на часовом заводе. И "Амкодор" под управлением частника, несмотря на массированную поддержку государства, прорыва в модернизации не достиг.

Во-вторых, модернизацию наших крупных экспортеров, их превращение в международные концерны, в самодостаточный бизнес невозможно доверить нынешнему правительству. Тем людям, которые безучастно наблюдали, как прежнее руководство гробило "Интеграл", как уничтожали в стране приборостроение и станкостроение. Которые так вот смотрят за сохранностью госкапитала в совместных предприятиях. Не случайно россияне часть валютных резервов держат за рубежом. Чтобы не разворовали.

Предложения по организации модернизации наших крупных предприятий я уже давал. И за прошедшее время пока ничто не убедило меня, что есть другой путь. Но нынешние безобразия, похоже, слишком многим выгодны.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.

Партнер рубрики:

FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года