Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (6.11 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

2 апреля 2012 г. в эфире TUT.BY состоится очередная программа "Все о налогах TUT". Организатором программы выступает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь при поддержке ООО "ЮрСпектр".
В этот раз речь пойдет о системе контроля торговых автоматов (СКТА) предназначенных для контроля за выручкой, получаемой субъектами хозяйствования от деятельности с применением торговых автоматов (приготовление кофе, продажа чипсов) и автоматических электронных аппаратов (ксерокопия, прачечная, автомобильный пылесос и др. в режиме самообслуживания).
Об этом в программе "Все о налогах TUT" расскажет Дарья Николаевна Дрозд - начальник управления электронных систем контроля реализации товаров главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
 

 
Почему именно сейчас возникла необходимость установить особый контроль за выручкой, получаемой от реализации товаров или оказания услуг с применением торговых автоматов?

Необходимость фискализации данных о выручке торговых автоматов обсуждалась давно – с 2009 года. Первоначально предполагалось, что датой, с которой должен быть обеспечен некорректируемый учет выручки торговых автоматов, будет 1 июля 2011 года. Однако с учетом требований директивы Президента №4 субъектам вендингового бизнеса была предоставлена отсрочка. В настоящее время определено, что фискализированный учет выручки торговых автоматов необходимо обеспечить с 1 июля 2012 года. С этой даты использование торговых автоматов, а также автоматических электронных аппаратов возможно только со встроенным кассовым оборудованием либо со средством контроля налоговых органов.
 
Что представляет собой система контроля торговых автоматов и средства контроля налоговых органов?

Система контроля торговых автоматов – это средства контроля налоговых органов и Центр обработки данных. Средство контроля налоговых органов – специальное устройство, которое посредством сотовой электросвязи в дистанционном режиме позволяет передавать данные о выручке торговых автоматов в Центр обработки данных (ЦОД). ЦОД служит для хранения и обработки информации.
 
Что именно контролирует система контроля? Это контроль за реализацией товаров или только за денежным оборотом?

Речь не идет о сплошном контроле за работой торгового автомата. Мониторинг со стороны государства осуществляется не за реализованным товаром (каждой проданной чашкой кофе), а за выручкой, полученной в качестве оплаты за товары и оказанные услуги.
 
Информация, которая будет попадать в систему, может использоваться только контролирующими органами? Или сам владелец автомата тоже может как-то воспользоваться ею?

Система предполагает возможность предоставления самому владельцу торговых автоматов различных статистических отчетов о выручке в разрезе каждого автомата. Получая возможность анализировать данные этих отчетов, субъект получает определенные преимущества. Во-первых, он владеет оперативной достоверной информацией о выручке по каждому торговому автомату. Во-вторых, он может минимизировать затраты на их обслуживание за счет оперативного получения информации о сбоях в их работе, быстрого устранения возникших проблем и контроля за восстановлением работоспособности автомата.
 
Таким образом у субъекта хозяйствования появляется возможность оптимизировать затраты на обслуживание торговых автоматов за счет оптимизации транспортной логистики, планирования складских запасов и рационального использования трудовых ресурсов. Мы предполагаем, что впоследствии система будет развиваться в том числе в направлении предоставления дополнительных сервисов для владельцев торговых автоматов. Таким образом, это не только система контроля за выручкой со стороны государства, но и удобный механизм повышения эффективности использования торговых автоматов для их владельца.
 
Как средства контроля налоговых органов повлияют на работу торгового автомата?

Средства контроля налоговых органов - это достаточно компактное устройство. Его размеры не превышают 13 см на 10 см. Его вес около 100 г. Оно устанавливается таким образом, чтобы никак не препятствовать работе торгового автомата. Средство контроля налоговых органов позволяет в обычном режиме осуществлять ремонт и замену купюроприемников, загрузку ингредиентов, регламентное обслуживание торгового автомата. При этом не требуется вызов ни специалиста обслуживающей организации (РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам"), ни представителей налоговых органов.
 
Не менее актуален вопрос вынужденной замены купюроприемника, например, в случае его поломки. После установки нового купюроприемника необходимо проверить его работоспособность путем пропуска денежных купюр. Как в этом случае поступить, чтобы выполнить работу и не было завышения выручки?

Действительно, в ряде случаев после замены или ремонта купюроприемников необходимо проверить правильность его работы. Это может осуществляться путем пропуска нескольких денежных купюр через купюроприемник лицом, которое обслуживает торговый автомат. Для этих работ в системе контроля торговых автоматов предусмотрен так называемый технологический режим. В течение определенного времени вся информация о выручке, которая попадает в систему, будет помечаться признаком "технологический режим". Это позволит разделить в системе потоки выручки, полученной от реализации товаров, и денежных сумм, полученных при проверке работы купюроприемника.
 
Появляется ли у владельца торгового автомата необходимость обращаться за дополнительными административными процедурами при подключении к системе?

При построении системы мы исходили из требования минимизировать какие-либо дополнительные нагрузки для субъектов хозяйствования-владельцев торговых автоматов. Все, что требуется от владельца автомата, это заключить договор возмездного оказания услуг с РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".
 
Какие расходы связаны с использованием системы контроля торговых автоматов?

За средство контроля налоговых органов вносится залоговая стоимость, которая при его снятии возвращается владельцу торгового автомата. Мы предполагаем, что размер этой стоимости будет ниже цены самого дешевого кассового оборудования, применяемого сегодня в республике. Стоимость информационных услуг (ежемесячная плата за пользование системой) сопоставима со стоимостью технического облуживания кассового оборудования.
 
Сопоставима или равна?

Работа над созданием системы еще не завершена. Экономические подсчеты еще ведутся, но мы исходим из требований минимизации нагрузки для субъектов хозяйствования.
 
Требования законодательства предполагают возможность выбора одного из вариантов автоматизированного учета выручки торгового автомата: либо подключение к системе контроля, либо встраивание кассового аппарата. Сколько моделей таких касс разрешены к применению? В чем преимущество применения системы контроля?

На сегодняшний день в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих автоматов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, не включено ни одной модели со сферой применения для вендинга. В любом случае создаваемая система контроля торговых автоматов является альтернативой встраивания кассового оборудования в автоматы и аппараты. Применение именно этой системы позволит владельцу торговых автоматов избежать ряда издержек, связанных, во-первых, с оплатой стоимости кассового оборудования. Как я уже сказала, за средство контроля налоговых органов вносится залоговая стоимость, которая при его снятии возвращается владельцу торгового автомата.
 
Во-вторых, это возможность избежать издержек, связанных с необходимостью замены кассового оборудования по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе либо в связи с истечением срока нахождения модели кассового оборудования в государственном реестре. Средство контроля налоговых органов может использоваться без ограничения срока.
 
Это так же возможность избежать процедуры регистрации кассового оборудования в налоговом органе по месту постановки на учет.
 
Еще одно преимущество – отсутствие необходимости приобретать и устанавливать чековые ленты, а также следить за их наличием в кассовом оборудовании. При использовании средств контроля налоговых органов данной проблемы нет.
 
 
 
Какие автоматические электронные аппараты подпадают под требование подключения к системе или встраивания кассового аппарата?

Требование о фискализации данных о выручке распространяется на такие автоматические электронные аппараты, как копировальные автоматы, прачечные самообслуживания, автоматизированные пылесосы, массажные кресла и иные аппараты, которые предполагают оказание какой-либо услуги либо выполнения работ в режиме самообслуживания и оснащены купюроприемником для приема наличных денежных средств.
 
Однако есть ряд аппаратов, которые, в соответствии с законодательством, не подлежат подключению к системе. Среди них автоматы для продажи проездных документов (жетонов) для транспорта, а также детские развлекательно-призовые аппараты, так называемые кран-машины. Это также иные аппараты похожего назначения, услуга которых имеет развлекательный характер. Например, это игровые автоматы с компьютерными играми, музыкальные автоматы и детские качалки.
 
Приближается срок, когда применение торговых автоматов без подключения к системе контроля торговых автоматов или встроенной кассы запрещается. Эта дата наступит 1 июля 2012 года. Что нужно предпринять, чтобы быть уверенным, что с 1 июля не придется приостанавливать работу торгового автомата? Что нужно, чтобы успеть подключиться к системе контроля?

Для своевременного выполнения требований законодательства и недопущения приостановления деятельности, связанной с использованием торговых автоматов, мы рекомендуем субъектам хозяйствования заблаговременно подать заявку на подключение к системе в РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам". Важно понимать, что субъекты, заранее подключившиеся к системе, смогут наработать определенный опыт ее функционирования и применения уже до 1 июля 2012 года. Информацию о форме подачи заявок можно найти на сайте унитарного предприятия. Также много полезной и актуальной информации на официальном сайте Министерства по налогам и сборам.

Предыдущие семинары и программы:

19.03.2012 "Всё о налогах TUT": Налог на доходы иностранных организаций Видео
05.03.2012 Онлайн-семинар "Уплата налога на прибыль по итогам года: не допустить ошибок" Видео
20.02.2012 Онлайн-семинар "Изменения в налоговом законодательстве: налог при УСН, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог" Видео
06.02.2012 "Всё о налогах TUT": Декларирование доходов и имущества Видео
23.01.2012 Онлайн-семинар "Изменения в налоговом законодательстве: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость" Видео 19.12.2011 "Всё о налогах TUT": Изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь Видео
05.12.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговые проверки Видео
21.11.2011 "Всё о налогах TUT": Налоговое законодательство. Теоретические и практические наработки Видео
08.11.2011 "Всё о налогах TUT": Земельный налог и налог на недвижимость Видео,Аудио
24.10.2011 "Всё о налогах TUT": Имущественный налоговый вычет по подоходному налогу на строительство или приобретение жилья Фото,Видео,Аудио
10.10.2011 "Всё о налогах TUT": Прием наличных денежных средств и использование кассового оборудования Видео,Аудио
26.09.2011 "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота Видео,Аудио
12.09.2011 "Всё о налогах TUT": О сложностях "упрощенки" Видео,Аудио