Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Деньги и власть


Денис Алейников, Марина Шкиленок,

"Экономический Cуд СНГ – это единственный институциональный судебный орган на постсоветском пространстве. Его опыт можно использовать в развитии Суда ЕврАзЭС", - считает Людмила Каменкова, судья Экономического Суда СНГ, секретарь Пленума Экономического Суда СНГ. О том, что такое Экономический Суд, как осуществляется его работа и каким образом его решения влияют на взаимоотношения стран - участниц СНГ, Людмила Каменкова рассказала в беседе с Денисом Алейниковым, старшим партнером Юридической группы "АргументЪ", в рамках программы "Буква закона".

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Вы – человек, непосредственно внедренный в процессы работы органов СНГ. Живо ли СНГ как структура?


СНГ – это то межгосударственное образование, которое было создано в связи с распадом СССР, и этот исторический факт нужно рассматривать с позитивной точки зрения. Отказываться от этого образования, я считаю, было бы неправильно: процессы, которые происходят на пространстве СНГ, создают достаточно твердую почву для того, чтобы страны, которые входят в его состав, развивались как суверенные государства. И то, что сейчас Беларусь – это государство со своим политическим строем, Конституцией и законодательством, говорит о том, что Содружество Независимых Государств – та благоприятная почва, от которой отказываться нельзя.

Я считаю, что Содружество живо, будет развиваться в дальнейшем и способствовать благосостоянию наших народов. Объединяя ряд государств бывшего СССР, Содружество создает благоприятную почву для создания и развития новых межгосударственных образований, таких как ЕврАзЭс и Таможенный союз.

В Минске расположены органы СНГ. Как вы считаете, добавляет ли это авторитет нашей стране и городу с точки зрения отношений с иностранными инвесторами? Рассматривают ли они Минск как стартовую площадку для экспансии на все СНГ?

Я думаю, многие европейские страны рассматривают Минск как площадку для развития сотрудничества со странами СНГ. Минск – не только прекрасный город, которым восхищаются все зарубежные гости, но он, как и само государство, расположен в центре Европы и, на мой взгляд, представляет собой то место, которое объединяет и пространство СНГ, и Европу. Функционирование в нашем городе Экономического Суда СНГ и Исполкома СНГ, безусловно, поддерживает обоснованный авторитет нашего государства перед зарубежными партнерами.

Чем занимается Экономический Суд СНГ? Какова его компетенция?

Экономический Суд СНГ является уставным органом СНГ и создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества. Задачи, возложенные на Экономический Суд СНГ, оправдывают себя.

Компетенция Суда определена в таком международном договоре, как Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, неотъемлемой частью которого является Положение об Экономическом Суде СНГ.

Судебная деятельность Экономического Суда осуществляется по трем направлениям, основным из которых является разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, которые предусмотрены соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества. В Экономическом Суде рассматриваются также межгосударственные экономические споры о соответствии соглашениям и иным актам Содружества нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам.

Государства - участники Содружества вправе обращаться в Суд с вопросами о том, является ли конкретное государство - участник Содружества нарушителем обязательств, принятых им в рамках международного договора, решений, принятых Советом глав государств либо Советом глав правительств.

Экономический Суд является международным судебным органом на пространстве СНГ, который уполномочен разрешать эти споры и в результате устанавливать, действительно ли государство, в отношении которого имеются претензии со стороны другого государства, нарушило принятые им обязательства в рамках международного договора, участником которых оно является.

Существует правило, закрепленное Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года, в соответствии с которым международные договоры должны неукоснительно соблюдаться, и каждое государство - участник международного договора обязано обеспечить исполнение принятых им обязательств. Государство - участник международного договора не должно ссылаться на проблемы внутреннего права в оправдание нарушения своих обязательств по данному договору. Наоборот, национальное законодательство не должно препятствовать выполнению обязательств, принятых государством в рамках международного договора.

На рассмотрение Экономического Суда СНГ могут быть переданы другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. Об этом могут договориться государства - участники СНГ в международных договорах, заключенных ими в рамках Содружества. Есть ряд соглашений, заключенных на многосторонней или двусторонней основе между государствами - участниками СНГ, в которых Экономическому Суду передана компетенция разрешать споры, связанные с реализацией этих соглашений, разногласия, которые возникают между государствами при толковании применения тех или иных положений соглашений.

Вторым направлением деятельности Экономического Суда СНГ является толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов, а также актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения.

Новым направлением является разрешение межгосударственных споров экономического характера и толкование положений действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и решений органов ЕврАзЭС. Такая компетенция возложена на Суд в соответствии с Соглашением между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года.

Какие виды решений принимает Экономический Суд СНГ?

Экономический Суд СНГ принимает решения по результатам рассмотрения спора. Исходя из того, что Экономический Суд осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов, то, соответственно, выносятся решения о толковании либо консультативные заключения. В консультативном заключении Экономический Суд осуществляет толкование применения того или иного положения соглашения в целях его единообразного применения государствами - участниками соглашения на пространстве СНГ.

Может ли Экономический Суд вынести решение о том, что какое-то конкретное государство СНГ в своем национальном законодательстве вышло за рамки двустороннего или многостороннего международного договора, который подписало в рамках СНГ, и обязать государство вернуться в эти рамки?

Экономический Суд СНГ не уполномочен выносить решения, посвященные вопросам о состоянии национальных законодательств государств - участников соглашения в рамках Содружества. Исходя из своей компетенции, Суд по итогам рассмотрения дел может только рекомендовать государству - нарушителю обязательств, принятых им в рамках международного договора, принять меры по устранению нарушений. Государство должно исполнять условия международного договора, и Суд может констатировать это в своем решении.

А если национальное законодательство не обеспечило выполнение этих норм, что в таком случае может сказать Экономический Суд?

В результате рассмотрения дел, действительно, имели место факты, когда отдельные государства - участники соглашения со ссылкой на национальное законодательство не обеспечивали в полном объеме принятые ими обязательства в рамках соглашений. Возникали ситуации, когда, например, гражданин одного государства переехал на постоянное жительство в другое государство. По новому месту жительства у гражданина возникли проблемы с реализацией его прав, гарантированных в международном соглашении, участниками которых являлись оба государства. В таких случаях дела рассматривались по запросам органов, полномочных обращаться в Экономический Суд СНГ. В решениях Экономического Суда СНГ содержались рекомендации об устранении нарушений.

Экономический Суд СНГ рассматривает запросы, которые исходят от заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества. Экономический Суд не вправе разрешать конкретные проблемы граждан. Задача Экономического Суда СНГ – разрешение споров между заинтересованными государствами и обеспечение единообразного применения соглашений на пространстве СНГ.

Допустим, рассматривается запрос, имеющий отношение ко всем государствам. Какую силу имеет решение Экономического Суда СНГ? Носят ли эти решения обязательный для государств характер?

Вопрос о юридической силе решения Экономического Суда СНГ обсуждается по настоящее время. Даже в рамках проводимой работы по реформированию деятельности Экономического Суда СНГ. На этот вопрос можно ответить со ссылкой на пункт четвертый Положения об Экономическом Суде СНГ. В нем говорится, что по результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

В данной норме прямо не указано, что решения Экономического Суда носят обязательный характер. Но так же и не указано, что решения носят рекомендательный характер. Однако то, что факт нарушения установлен и государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает исполнение решения, может ли служить основанием для утверждений о рекомендательном характере решения Экономического Суда СНГ? Конечно, нет.

Решения Экономического Суда СНГ носят рекомендательный характер только в отношении мер, которые определены Судом в целях устранения нарушений и его последствий.

Были ли случаи, когда решение Судом принято, а государство его не исполняет?

Я бы на этот вопрос ответила конкретной ситуацией, которая произошла с решением коллегии Экономического Суда СНГ по рассмотрению спора между Казахстаном и Россией. Спор о праве собственности на имущественный комплекс санатория "Узень", расположенный на территории России. Казахстан обратился в Экономический Суд СНГ, поскольку считает, что есть все основания для того, чтобы признать за данным государством право собственности на этот объект. Суд вынес решение, в котором предложил Казахстану и России урегулировать вопросы о правах собственности путем заключения двустороннего международного соглашения. На решение коллегии Экономического Суда поступила жалоба, которая в настоящее время находится на рассмотрении Пленума Экономического Суда СНГ.

В соответствии с учредительными документами Пленум является высшим коллегиальным органом, в состав которого входят не только судьи Экономического Суда, но и председатели высших хозяйственных (арбитражных) судов государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ или иных высших государственных органов, разрешающих в данных государствах экономические споры.

От слушателей поступил вопрос: "Как устроиться на работу в Экономический Суд СНГ юристу с десятилетним стажем работы по специальности?"

Для трудоустройства на работу в Экономический Суд СНГ необходимо иметь высшее юридическое образование. Обращаться нужно по адресу: г. Минск, улица Кирова, 19, то есть по месту нахождения Экономического Суда СНГ. Думаю, что потребуются необходимые документы для трудоустройства и собеседование с кандидатом на работу в Суд.

Можно ли стать судьей?


Для того чтобы стать судьей Экономического Суда СНГ, гражданину Беларуси нужно отвечать тем требованиям, которые предъявляет Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года.

Судья от Беларуси назначается указом Президента Республики Беларусь. Существует определенная процедура, порядок отбора кандидатов, регламентированный в соответствующих нормативных правовых документах белорусского законодательства.

Сколько судей работает сейчас в Экономическом суде СНГ? От каких стран там представлены судьи?

В Экономическом Суде СНГ представлено пять государств: Таджикистан, Казахстан, Беларусь, Россия, Кыргызстан. Эти судьи назначаются по национальной системе.

Могут ли обращаться в Экономический Суд СНГ хозяйствующие субъекты государств - участников Содружества?

Рассмотрение споров между субъектами хозяйствования пока не входит в компетенцию Экономического Суда СНГ. Экономический Суд рассматривает межгосударственные споры: государство обращается в этот суд в лице полномочных органов Содружества и его институтов. По этой причине субъекты хозяйствования могут защитить свои интересы через полномочные органы.

В настоящее время нами подготовлены изменения в учредительные документы Экономического Суда СНГ, в соответствии с которыми предлагается дополнить предметную и субъектную компетенцию Суда, наполнить ее разрешениями споров о нарушении прав физических, юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов в связи с неисполнением государством международных обязательств. Статус международного суда требует обязательности исполнения таких решений.

По инициативе Экономического Суда образован Международный центр по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ как альтернатива хозяйственному судопроизводству. В его компетенцию урегулирование споров частно-правового характера между субъектами хозяйствования государств - участников СНГ.

Международный центр представляет интерес не только на пространстве СНГ, но и для европейских государств.

Как будут исполняться решения данного Международного центра по урегулированию споров в практическом плане?


Пока нет прецедентов для того, чтобы ссылаться на конкретные примеры из практики данного Центра.

Сейчас в рамках СНГ идет формирование договорной базы Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, готовятся к подписанию различные договоры между государствами. По сути, будет реализована идея создания единого экономического пространства. Но и ранее в СНГ принимались соглашения по созданию зоны свободной торговли. Как исполняются эти соглашения? Рассматривал ли суд СНГ споры, вытекающие из соглашения о создании зоны свободной торговли 1994 года?


Ряд решений Экономического Суда СНГ посвящен вопросам толкования применения соглашений, регулирующих взаимодействие государств Содружества в сферах экономики. Дважды Судом выносились решения Суда по вопросам, связанным с исполнением Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Предметом толкования были Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав государств от 30 ноября 2000 года и являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о создании зоны свободной торговли 1994 года от 15 апреля 1994 года.

Например, в Консультативном заключении Экономического Суда СНГ о толковании первоначальной редакции пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли 1994 года Суд определил, какие таможенные пошлины, налоги и сборы тарифного характера, применяемые государствами - участниками Соглашения, относятся к таможенным платежам, имеющим эквивалентное действие. В целях единообразного применения Соглашения о создании зоны свободной торговли и эффективного ее функционирования Суд рекомендовал уточнить формулировку статьи 3 данного Соглашения. Эти уточнения необходимы в целях единообразного толкования данного Соглашения государствами-участниками.

В чем выражалось это неправильное понимание соглашения? Государства-участники устанавливали какие-то тарифные или нетарифные барьеры, не оговоренные соглашением?

Анализируя практику применения Соглашения, Экономическому Суду необходимо было достаточно много внимания уделить раскрытию понятия количественного ограничения и других административных мер применительно к ограничению экспорта определенных видов товаров, по видам используемого для перевозки транспорта как меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Актуальным для государств-участников и субъектов хозяйствования стран Содружества остается получение ответов на вопросы по применению Правил определения страны происхождения товаров.

Только одно Соглашение о свободной торговле между государствами СНГ от 1994 года повлекло принятие Экономическим Судом СНГ семи решений. Как вы считаете, добавит ли работы Экономическому Суду СНГ создание Единого экономического пространства на базе Таможенного союза?

В настоящее время Экономический Суд временно выполняет функции Суда ЕврАзЭС. Я думаю, что нагрузка на Экономический Суд будет увеличена в связи с расширением компетенции Суда ЕврАзЭС, и это позволит повысить значимость Суда в вопросах правовой оценки процессов, происходящих на пространстве Содружества и ЕврАзЭС.

Многие оценивают эффективность суда в зависимости от количества рассматриваемых дел.
Было бы неплохо, если бы та нагрузка, о которой мы говорим, действительно имела место быть. Лично я воспринимаю это с оптимизмом. Экономический Суд СНГ проводит большую работу в рамках реформирования данного Суда с тем, чтобы обеспечить правовую базу для поддержки происходящих процессов на пространстве СНГ и Евразийского экономического сообщества по обеспечению экономического правосудия.

Думаю, Экономический Суд СНГ – это тот международный судебный орган, который имеет потенциал и богатый опыт в осуществлении экономического правосудия.