Александр Заяц, / Александр Заяц

Диверсификация
Диверсификация (позднелат. diversificatio - изменение, разнообразие, от лат. diversus - разный + facere - делать) - изменение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.
Зависимость белорусской экономики от внешней торговли общеизвестна. В ней главную роль долгие годы играла Россия. Нынче этот рынок перестал быть "лакомым местом", и правительство Беларуси поставило задачу диверсифицировать рынки сбыта. Слово "диверсификация" вошло в обиход хозяйственников и все чаще стало слетать из их уст. Однако скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Официальные чиновники могут, конечно, рапортовать о том, что Беларусь в 2008 году вышла на рынки 10 новых стран. Географию сбыта белорусской продукции пополнили такие "державы" как Панама, Лаос, Французская Гвиана, Гайана, Албания, Нидерландские Антилы, Маврикий, Того, Нигер, Уругвай. Таким образом белорусские товары появились на рынках 139 стран мира. В условиях глобального кризиса светлогорское "Химволокно" сумело выйти на рынки семи новых стран. МАЗ заключил контракты на поставку автотехники в Египет и Венесуэлу. Минсельхозпрод сделал первые поставки сухого обезжиренного и сухого цельного молока в Монголию и Саудовскую Аравию…

Подвижек незаметно

Впрочем, в январе-марте 2009 года объемы внешней торговли товарами снизились на 40% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. По данным Белстата, объем внешней торговли за три месяца составил 16,7 млрд долларов. Экспорт снизился на 48,8% (до 4,1 млрд долларов), импорт — на 31,9% (почти 6 млрд). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами за январь-март 2009 года составило 1 млрд. 866,3 млн. долларов (год назад этот показатель был на уровне 753,9 млн. долларов). Сокращение экспорта почти на половину произошло почти по всем фронтам, в том числе на традиционно сильных направлениях, как то Россия и Евросоюз, приносивших Беларуси львиную долю валютной выручки.

Замминистра экономики Андрей Тур полагает, что "более важным является не столько необходимость сокращать импорт и размеры сальдо как резюмирующей составляющей внешней торговли, сколько сохранять возможности экспортировать свою продукцию. Поэтому, удерживая по возможности традиционные рынки сбыта, прежде всего Россию, нам нужно как можно активнее осваивать новые рынки, менее затронутые кризисом. Это Китай, Индия, Венесуэла, страны Латинской Америки, экономики которых еще не вошли в состояние рецессии".

Работа на перспективу

То есть действие во внешней торговле какое-то есть, но чтобы это были не пробные партии товаров, а процесс вышел на постоянную основу, должно пройти время. "Диверсификация - это актуальная задача для белорусской экономики, но это дело среднесрочной перспективы. Потому что быстро переориентировать рынки сбыта очень сложно. Для этого понадобятся годы. Можно, конечно, продать 10 тракторов, но это нельзя назвать диверсификацией рынков сбыта", - говорит замдиректора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований Академии наук Беларуси Георгий Гриц.

Справедливости ради стоит обратить внимание, что появление новых рынков сбыта напрямую связано с позицией белорусских властей на политической арене. Президент страны и правительственные делегации посещали страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии. Вместе с чиновниками туда наведывались и отечественные хозяйственники и бизнесмены. Таким образом, высшие чины затягивают отечественных предпринимателей для окучивания местных госпрограмм. Вместе с тем работа сама по себе на рынках этих стран несет немало сложностей. Есть своя специфика как на уровне менталитета, так и законодательства. Ведь рынки этих стран не освоены не только белорусскими компаниями, но и постсоветскими. Немаловажный минус - языковый барьер. Ведь 90% директорского корпуса, основу которого составляют возрастные управленцы, не владеет иностранными языками.

Однако эксперты полагают, что несмотря на все сложности российский рынок сегодня не до конца освоен. У соседей имидж белорусской продукции достаточно высок, нет языкового барьера во взаимоотношениях. По мнению экономистов, велик потенциал и на европейском рынке. Белорусская продукция достаточно конкурентоспособна по цене. Однако полагают эксперты, до тех пор, пока Беларусь не станет членом Евросоюза или Всемирной торговой организации (ВТО) заявить о себе на западном рынке будет сложно. "Евросоюз может в отношении нас применять дискриминационные ограничительные меры, противодействовать этому у нас нет возможностей, нет условий. Поэтому наиболее перспективными остаются рынки стран ближнего зарубежья, а также экзотических стран в Африке, Азии и Латинской Америке, но на эти рынки надо вкладывать большие деньги, воспитывать кадры, которые смогут работать на этих рынках. Вы видите сегодня у нас много китайских студентов. Эти люди, скорее всего, будут работать на постсоветском пространстве", - говорит Георгий Гриц.

Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико советует для начала провести исследование рынков, определить перспективные для Беларуси ниши, "однако, судя по всему, этим мало кто занимается". Кроме того, следует вкладывать ресурсы в продвижение своей продукции. Например, чтобы машиностроительные гиганты могли стать конкурентоспособными на внешних рынках, надо иметь либо собственные сервисные станции, либо с кем-то организовывать совместные предприятия. Но собственные СТО - очень дорогостоящее удовольствие. К тому они не принесут сиюминутной прибыли. К слову, Национальная программа развития экспорта "предусматривает широкий комплекс мер, направленных на расширение товаропроводящей сети, создание сборочных производств, сервисных центров по обслуживанию поставленной ранее техники".

Потенциал внутреннего рынка

Экономисты полагают, что в сложившейся ситуации не стоит зацикливаться исключительно на диверсификации внешних рынков.

Леонид Заико убежден, что более важно обратить внимание на внутренний рынок, расширять его возможности, привлекать инвесторов. Скажем, в прошлом году много говорилось о развитии транспортных логистических систем. Ведь очевидно, что потенциал Беларуси как транзитной страны, использован не в полной мере. Поэтому в августе 2008 года была принята государственная программа развития логистической системы. Было определено 19 участков для строительства транспортных логистических центров.

Директор института экономики Академии наук Беларуси Петр Никитенко говорил, что реализация этой программы до 2015 года может позволить обеспечить формирование не менее 20% ВВП за счет оказания логистических услуг. По его словам, к тому времени суммарный оборот планируемых в Беларуси транспортно-логистических центров может превысить 30 млн тонн грузов в год. Ученый рассказал, что программа логистики в Беларуси предусматривает два подхода - создание логистических центров с нуля (поиск участка земли и строительство центра), а также модернизацию действующих складских комплексов. Планировалось, что финансирование программы будет осуществляться за счет средств инвесторов или собственных средств организаций. Инвесторов можно было завлечь, например, с помощью более льготного налогообложения, чем у наших соседей конкурентов. Или когда государство взяло бы на себя часть затрат на создание инфраструктуры. Однако прошло уже около 9 месяцев, но особых подвижек в этом вопросе не замечено. Хотя степень окупаемости затрат здесь представляется более оптимистической.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-15%
-20%
-10%
-10%
-20%
-10%
-10%