Два очень разных автора: по возрасту, по манере, мировоззрению, темпераменту, отношению к художественной традиции и прочим компонентам, которые оказывают влияние на художественную практику, сошлись в одной выставке с двумя смежными экспозициями, нашли точку соприкосновения и подчинили свои творческие интенции какой-то общей для них обоих цели.

По своему характеру выставка как явление обслуживает две задачи - она и способ презентации (пусть и условной) произведений искусства, и факт, событие, нагруженное определенным сообщением. Отмечая же особенность данного проекта следует сообщить, что он не обслуживает ничьи вкусы и интересы, а делается только ради искусства, ради самого факта своего замечательного происшествия, ни в коем разе не взывающего к контакту со стороны.

Название проекта тоже работает на два фланга одновременно, если у Вашкевича "RW + + + +" - это знаменитая в кругах наркоманов, врачей и просто несчастных реакция Вассермана (анализ на наличие в крови возбудителей сифилиса), то у Федорова - RW обозначает нечто более доступное и обыденное, популярное скорее у технарей, детей школьного возраста и просто добросовестных пользователей ПК.

Именно отсюда наиболее удобно начать разбираться в сути происходящего. Руслан Вашкевич привлек название неизлечимой стадии сифилиса для констатации безысходности положения белорусского искусства. Четыре креста, к которым оно постепенно пришло, постоянно тиражируя и усугубляя свое положение, препятствуя развитию антител в лице инакомыслящих - апофеоз существования придворного периферийного истеблишмента. Более того, оно стало настолько спекулирующим и опосредованным политической и общественной сферами, что "правильная точка зрения" нейтрализовала даже зрителя, превратив его в послушный и сердобольный электорат, который Вашкевич, в таком случае, предлагает вообще отменить, предельно упростив задачи зрения, симулировать искусство, тем самым освобождая его креативную энергию. Экспозиция составлена из отсутствующих объектов, предупредительных художественных знаков, примеров визуальной дезинформации, откровенных симуляций вплоть до полного исчезновения самого "предмета искусства".

Если Вашкевич деконструирует классическую поэтику, которую он представляет в ином свете, разоблачая ее, уничтожая, приводя в смятение всех верующих в ее сакральность, то Федоров легко расстается с пережитками праотцов: нести их на кладбище (в музей), чтобы не мозолило взгляд, не забивало вид своей массивностью и неповоротливостью как старая мебель - единственный способ сосуществования. Для него RW - это не болезнь, его не интересует диагноз, но только факт смерти, он не будет читать мемуаров современников, когда достаточно некролога, время идет вперед, поэтому стерев все, чем было ознаменовано ближайшее прошлое и не нужно теперь, он желает перезаписать освободившийся объем новым содержанием. Все ключевые феномены человеческой жизни вплоть до Солнца (которое в итоге потухает), до неба (на котором происходит смена власти) подвергаются перераспределению. Нет никакого сотрудничества и контакта с тем, что сейчас обосновалось в белорусском искусстве, ибо не может быть пересечения между искусством и банальностью приобретающей его очертания. Концептуальная сторона части экспозиции Федорова характеризуется как "Спрятанное" искусство, от глаз от рук посторонних, и больше выжитое, не приемлемое. Может быть, именно поэтому его лирический герой совершает свой побег из картины.

Таким образом, мы проделали путь от сути выставки к ее цели, к описанию транслируемого ей месседжа. Часто ли у людей есть время подумать, спорный вопрос, если судить по принимаемым ими в итоге решениям, однако это не отменяет темы для осмысления? Данная экспозиция - это вызов всей белорусской культурной среде, отказ от сотрудничества с ней, отказ ей в кредите доверия и в уважении. Экспозиция ставит своей целью задать внятные критерии современного искусство в белорусском арт-пространстве, указать направление его развития, чтобы впредь стало немыслимым действовать в "беспроигрышных" жанрах и темах, чтобы риторика больше не спасала авторов от концептульных провалов, от симуляции и спекуляции. Искусство не должно обслуживать ни научные (искусствоведческие, филосовские и проч.) концепции, ни благие помыслы, ни политические режимы. Бесчисленные "отжиги", тавтология, бытовуха и ханжество не должны занимать нишу искусства, подавлять его и подменять. Ни один художник не был официально приглашен на данную выставку и это не случайно -  этим демонстрируется отмежевание авторов проекта от любого содействия от любой цеховой солидарности.

Евгений Большаков
0062471