"Такого голоса у нас давно не было!" - говорили о молодом теноре Юрии Городецком специалисты и любители музыки, когда осенью прошлого года он дебютировал в Белорусской опере в партии Ленского. Прекрасный лирический голос, невероятная естественная музыкальность, редкая для белорусской сцены культура исполнения… И вот буквально несколько дней назад Юрий получил признание на одном из старейших и престижнейших международных состязаний - конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне, который проходил с 9 по 21 января.

Из Барселоны Юрий Городецкий привез диплом - прежде молодые белорусские певцы на таких конкурсах столь успешно не выступали. Правда, в 1993 году третью премию на Виньясе получила выпускница минской консерватории сопрано Ирина Гордей (ныне солистка Мариинского театра). Но она к тому времени уже пела в Москве и на конкурсе представляла Россию.

Двадцатитрехлетний тенор Юрий Городецкий учится на пятом курсе Белорусской академии музыки в классе профессора Леонида Ивашкова. В нынешнем сезоне он стал солистом Белорусской оперы, в труппу которой его зачислили сразу после дебюта. Он спел в театре пока только три спектакля. На счету певца и дважды спетый в оперной студии при Академии музыки "Любовный напиток", где он исполнял партию Неморино. Сценический опыт, таким образом, небогат. Тем более поражает его успех на конкурсе в Барселоне.

- Юрий, с кем довелось конкурировать на конкурсе Виньяса?

- Для участия в конкурсе заявлено было около 420 вокалистов из 50 стран мира. Но в итоге приехало туда около 270 человек - кто-то решил, что есть другие дела, кто-то просто заболел. Впрочем, это была не окончательная цифра: позднее, сразу на второй тур приехали люди, которые уже занимали призовые места на престижнейших федеральных конкурсах Европы. Они имели право в первом туре не участвовать. Таких участников было около двух десятков. В финал вышло только два человека из стран СНГ, кроме меня была еще одна россиянка, колоратурное сопрано, но диплома ее не удостоили.

Что до программы, то я выбрал себе категорию "Оратория - песня", благо программа конкурса позволяла такой выбор. Я пел арии из ораторий Баха, Генделя и Гайдна, романсы Рахманинова и Брамса. Большинство же исполняло оперные арии. Первую премию среди мужчин жюри не присудило. У женщин лучшей признана испанская колоратура Беатрис Лопес-Гонсалес. Этот конкурс судят, как правило, не певцы и педагоги, а руководители крупнейших оперных театров. Например, в этом году в жюри был музыкальный директор Венской оперы. Кроме премий и дипломов, на конкурсе было множество различных специальных призов. Мне досталась стажировка во Франции, куда я поеду в августе этого года.

- Часто можно услышать: в Беларуси нет собственной вокальной школы. Многие молодые певцы уезжают в Москву и Санкт-Петербург, надеясь получить какую-то школу там. Но на так называемую "русскую вокальную школу" в мире смотрят скептически. Примерно так же воспринимают и вокалистов из других стран СНГ, где тоже опираются на "русскую школу". Показательно, что в этом году в финал конкурса Виньяса вышло только два человека из этого региона. Так что такое Юрий Городецкий: продукт зарождающейся белорусской вокальной школы или молодой певец с хорошими природными данными, которому просто повезло?

- Скорее всего, это сочетание нескольких условий, которые и дали такой результат. Конечно, удачное выступление на конкурсе - это не моя личная заслуга. Это заслуга многих людей.

- Но нельзя же отрицать, что так называемый материал был у вас изначально. Другой вопрос, в чьи руки он попал…

- Да, материал был, и мне приятно осознавать, что этот материал оценил мой педагог по классу концертно-камерного пения профессор Виктор Скоробогатов, у которого я занимаюсь со второго курса. Кроме того, к конкурсу Виньяса я готовился вместе с моим концертмейстером, аспиранткой Академии музыки Татьяной Максименей. Наше сотрудничество началось полгода назад, когда мы вместе поехали в Санкт-Петербург на конкурс вокально-фортепианных дуэтов. Позже стало ясно, что мы с Таней составляем команду. А команда - это то, что помогает добиваться успеха. Но вообще я признателен Виктору Ивановичу, который и подготовил меня к этому конкурсу. На занятиях с ним я получаю то, что сейчас котируется в мире. То, за что певцам платят деньги.

- За что же певцам платят деньги? За стенобитный вокал мимо нот и поперек оркестра, как считают многие обыватели и даже начинающие вокалисты?

- Музыка - это не ноты и не сила звука. Музыка - это та мысль композитора, который что-то хотел сказать. Если эта мысль разгадана, выражена голосом, если исполнитель вкладывает в произведение душу - тогда получается музыка. Именно над этим я начал работать, и я многое открыл для себя. Раньше пение представлялось мне иначе: нужно было думать, как вывести звук, куда его направить, как опереть и все остальное. А педагог заставил меня думать о музыке, и это было для меня открытием. Оказалось, что голос звучит еще лучше, когда не думаешь о технике!

- Планы на ближайшее будущее?

- Планы? Работать. Поскольку я совсем-совсем молодой солист театра, мне нужно завоевывать какую-то репутацию. Нужно работать несмотря ни на что. Просто работать, работать и работать. Я еще очень плохо знаю оперу и только начинаю свой путь оперного певца. Рано строить большие планы.

Наталья ГЛАДКОВСКАЯ
{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-18%
-30%
-25%
-25%
-20%
-17%
-35%
0063385