Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Группа энтузиастов восстанавливает старинную усадьбу и хочет открыть там музей под открытым небом, где ожившие персонажи белорусского фольклора оказались бы в органичной для них среде обитания. Скульптор из специального легкого материала лепит Ёвника, Жевжика, Домовика и Домовуху и других персонажей в полный рост по рисункам Валерия Слаука.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Павел Орлов слева и Антон Шипица справа

Павел Орлов называет себя идейным вдохновителем проекта, но в основное время работы он менеджер в ИТ-сфере. Во время поездок по Беларуси в четырех километрах в сторону от маршрута Мир — Несвиж он нашел местечко Великая Липа, где стоит бывшая усадьба Обуховичей. Вид полуразрушенного комплекса побудил Павла воссоздать его первоначальный вид и открыть там музей.

Фото с сайта lipa.club
Старинная официна в Великой Липе в настоящее время. На российский манер официна — это флигель. Но на территории современной Беларуси и в Польше говорили «официна». Официна — это жилая пристройка к основному усадебному дому. В нем могла жить прислуга. У Обуховичей часть официны занимала библиотека. Фото с сайта lipa.club

Усадьба рода Обуховичей находится в Несвижском районе, в нескольких километрах от дороги Мир — Несвиж. После присоединения западной части Беларуси к СССР последние Обуховичи покинули территорию Беларуси и переехали в Польшу или Литву. Род Обуховичей играл значимую роль в период, когда ВКЛ было в составе Речи Посполитой.

Наиболее известным представителем рода является Филипп Казимир Обухович. Он был послом шляхты мозырского повета, участвовал в избрании короля Яна II Казимира. С 1653 года он был воеводой витебского и смоленского повета. Филипп Казимир Обухович возглавлял оборону Смоленска в 1654 году, но после долгой осады, вследствие измены наемного немецкого войска, сдал город русским после четырехмесячной осады. Филиппа Казимира обвинили в измене и дали возможность оправдать свою честь в бою. Он участвовал в осаде Варшавы, оккупированной шведами. Командуя полком в составе войск Сапеги, дошел с боями до Бреста, где заболел и умер. Обуховича реабилитировали в 1658 году.

С идеей Павел пришел в Несвижский райисполком, инициативу поддержал председатель, начались консервационные работы. Павел подготовил бизнес-план и уже второй год занимается оформлением необходимой документации.

Персонажи белорусских сказок в полный рост

Когда процесс оформления затянулся, Павел понял, что вкладывать деньги в реставрацию усадьбы экономически нерентабельно, и решил развить проект и населить усадьбу мифологическими персонажами. За основу команда решила взять иллюстрации Валерия Слаука, которые он делал для книги «Чароўны свет. З беларускiх мiфаў, паданняў i казак». У автора выкупили оригинальные иллюстрации и интеллектуальные права на сами работы. К работе подключился скульптор Антон Шипица, который работает в Купаловском театре и состоит в Союзе художников. По словам Павла, Слаук хоть не участвовал непосредственно в создании скульптуры, но консультировал на финальном этапе. В итоге персонаж получился таким, каким его и представляли в народе.

— Сейчас появляются аналоги этих иллюстраций в России. Люди начинают понимать, что этих персонажей можно использовать и в мультфильмах, в игровой анимации. И можно сделать скульптуры персонажей белорусского фольклора в полный рост, — рассказывает об идее Павел.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Ёвник

Уже готов первый персонаж — 70-сантиметровый Ёвник, на изготовление которого ушло четыре месяца.

Ёвник — добрый белорусский мифологический персонаж, которого часто называют усадебным, потому что он живет в ёвне. Ёвня — это строение на усадебном дворе, где сушили снопы перед молотьбой. Ёвник заботится о поддержании огня в сушильной печи, чтобы снопы и зерно хорошо просыхали после сбора и, как следствие, зерно хорошо обмолачивалось и хранилось зимой. Из-за постоянной работы с печью Ёвник в белорусском фольклоре описывается черным от дыма и непонятной формы из сажи и налипшей паутины.

— Небольших персонажей можно вылепить из пластилина и сделать эскиз. Потом изготавливалась резиновая форма, затем из пенополиуретана отливали в мастерской самого персонажа, — рассказывает о сложностях технологического процесса Антон Шипица.

Благодаря специальной краске фигурка еще и светится ночью. Но такая деталь подойдет не каждому персонажу, считает Павел.

— Мы поняли, что Ёвник привлекает много внимания. Выставили его просто у дороги у машины, люди проходили мимо, фотографировались с ним, просили купить или сделать им такого же, — рассказывает Павел.

Фото с сайта lipa.club
Фотосессия Ёвника в поле. Фото с сайта lipa.club

После Ёвника команда выбрала следующие десять персонажей и работает над ними одновременно. Многие находятся на этапе отливки, и к лету будут готовы еще Домовик и Домовуха, Лелё, Злыдни, Житень, Шатаны, Дедка, Лозовик и Лозники и Жевжик.

— В будущем каждый персонаж будет помещен в свою среду обитания, и в Великой Липе будет создан музей и своеобразный парк скульптур под открытым небом. Нам интересно воссоздать усадьбу, но это требует больших вложений. И так как с документацией пока все затянулось, выставка в Великой Липе — дальняя перспектива.

Чтобы все же показать проделанную работу людям, летом Павел планирует открыть выставку с мифологическими персонажами. По его мнению, это было бы логическим завершением первого этапа работы. Пока ведутся переговоры, но, возможно, выставка пройдет в Несвиже или в Национальном историческом музее в Минске.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Ёвник большой и маленький. Маленькая фигурка сделана из гипса и по весу такая же, как большая

Ёвник и другие мифологические персонажи в компьютерных играх

На скульптурах Павел решил не останавливаться и, вспомнив о популярности мультимедийных выставок, решил создавать и цифровые модели персонажей белорусских сказок. Тогда их можно будет использовать в компьютерных играх. Кроме того, после отливки образы сканируются, и их можно будет распечатать на 3D-принтере.

Пример, как выглядит отсканированный персонаж:

Видео: Pavel Arlou

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Одна из идей — делать маленькие копии фигурок для сувениров. Но 3D-печать дорогая, не по карману туристам. Поэтому Павел предполагает, что для миниатюр нужно будет искать другой материал или изготавливать их на заводе в промышленном масштабе.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Участие в команде художника Александра Каменца и скульптора Антона Шипицы натолкнуло на идею создания живописной выставки, посвященной Великой Липе:

— Такие художники, как Борис Заборов и Андрей Задорин, выросли и состоялись в Беларуси, но сейчас их больше знают в США и Европе. Но белорусы в самой Беларуси могут создавать не сиюминутные произведения искусства, раскрученные с точки зрения пиара, а вещи, которые станут классикой и будут стоить больших денег, — уверен Павел.

Так у Павла появилась мысль создать современные произведения живописи, тематически связанные с проектом Великая Липа. Сейчас создается 10 полотен, и часть из них будет выставлена летом вместе со скульптурами.

Павел замечает, что проект расширяется, что требует новых специалистов, новых инвестиций, но и дает новые возможности.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY