banner-upd
Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное
  • Другие новости

Кругозор


23 февраля 1879 года родился всемирно известный художник, основатель супрематизма, создатель самой спорной картины в истории искусства «Черный квадрат» Казимир Малевич. Биография художника тесно связана с Витебском, где Малевич написал несколько фундаментальных теоретических и философских работ. TUT.BY вспомнил факты о работах человека, которого одновременно называют гением и шарлатаном.

Направление супрематизм, основателем которого стал Малевич, выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Малевич. "Автопортрет в двух измерениях" 1915
Малевич. «Автопортрет в двух измерениях» 1915. kazimirmalevich.ru

С 1919 по 1922 год Малевич жил в Витебске. Здесь он преподавал в Народном художественном училище, которым руководил Марк Шагал. Здесь же он создал авангардное художественное объединение «Уновис» («Утвердители нового искусства») и написал несколько знаковых трудов, в том числе главный — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».

Фото членов Уновис, с Малевичем в центре. wikipedia.org
Фото членов «Уновис», с Малевичем в центре. wikipedia.org

В заметке витебской газеты «Известия» за 6 июня 1920 года говорилось: «Художественная экскурсия. Вчера выехала в Москву экскурсия из учащихся Витебского народного художественного училища из 60 человек, во главе со своими руководителями. Экскурсия примет участие в художественной конференции в Москве, а также посетит все музеи и осмотрит художественные достопримечательности столицы». Товарный вагон, в котором отправились витебляне в Москву, украшал Черный квадрат — эмблема «Уновиса».

«Черные квадраты» не являются геометрическими квадратами

«Черный квадрат» Малевича — одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в биографии художника. На сегодняшний день известно о четырех вариантах картины. Первая датируется 1915 годом, находится в Третьяковской галерее, вторая около — 1923-го (Русский музей), третья — 1929-й (Третьяковская галерея), дата написания четвертной точно не известна, находится в Эрмитаже.

Специально для того, чтобы ни одна из четырех картин не стала копией другой, художник позволил себе незначительные изменения в пропорциях. К тому же «черные квадраты» не являются геометрическими квадратами: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон черной квадратной рамки.

По мнению критиков, «Черный квадрат» на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль». Во-первых, потому что он означал начало беспредметности, во-вторых, потому что он означал конец традиционного предметного мышления художника. Квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчета, как традиционно математическое понятие.

Картина была представлена на футуристической выставке «0,10» в 1915 году, где висела в «красном углу», месте, где по обычаю вешают икону. Вместе с черным кругом и черным крестом работы представляли три основных элемента супрематической системы.

Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года. Фото: wilkipedia.org
Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года. Фото: wilkipedia.org

Также существуют еще два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Черный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие».

Красный квадрат. Фото: wikipedia.org
Красный квадрат. Фото: wikipedia.org

В городском музее Амстердама находится «Белый крест» Малевича. 4 января 1997 года московский художник Александр Бренер под видом обычного посетителя прошел к картинам Малевича и нарисовал на «Белом кресте» зеленой краской знак доллара. Своей акцией Бренер выразил протест против коммерциализации искусства, когда произведения становятся эквивалентами различных сумм денег. Реакция на поступок Бренера была неоднозначной. Большинство искусствоведов и художников сочли эту акцию антикультурной, однако некоторые посчитали, что таким образом Бренер создал новое произведение искусства.

Фото: greatmodernists.com
Фото: greatmodernists.com

Все это время «Черный квадрат» висел вверх ногами

Казимир Малевич считал, что «Черный квадрат» — лучшее, что он написал в своей жизни. Траурная процессия похорон Малевича подчёркивала безусловное значение «Черного квадрата» в его жизни. Он был нарисован на крышке гроба со стороны головы художника. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Черный квадрат» был укреплен на трибуне, среди цветов.

В прошлом году, к столетию картины, в Третьяковской галерее обнародовали результаты исследования «Черного квадрата». Выяснилось, что Малевич смешал сразу три темных пигмента (жженая кость, железосодержащий пигмент типа черной охры и арсенид меди) и добавил мел, чтобы сделать изображение глухим, без характерного для масляной краски глянца.

По словам заместителя заведующего отделом экспертизы Третьяковской галереи, кандидата химических наук Елена Любавской, находки подтверждают мнение о том, что это произведение искусства — результат тщательного и нескорого эксперимента, а не творческой спонтанности, как считали многие.

Также исследования показали, что сначала на холсте была написана кубофутуристическая композиция, а потом протосупрематическая композиция, при создании которой использовались синий, желтый, розовый и зеленый цвета. Они-то и просвечивают через кракелюры, которые могли возникнуть задолго до авторской реставрации 1929 года из-за нагруженности полотна красочными слоями.

Изучили ученые и надпись, сделанную карандашом, которую раньше считали автографом художника. Установлено, что почерк принадлежит Малевичу, а надпись «битва негров ночью» может отсылать к картине 1882 года французского художника Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». Искать надпись на картине надо наверху: все это время «Черный квадрат» висел кверху ногами. Биографы Малевича утверждают, что сам Казимир картины Алле никогда не видел, но мог слышать о них от приятелей.

Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882. wikipedia.org
Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882. wikipedia.org

У французского художника Альфонса Алле были и другие произведения, схожие по тематике с триптихом Малевича, с отличием в том, что он выставлял свои работы как шутку. Такие монохромные работы, как белое полотно под названием «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору» 1883 год, и «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», которая представляла собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения.

Таким образом, за тридцать лет до супрематических откровений Малевича художник Альфонс Алле стал автором первых абстрактных картин. Малевичу же удалось создать целую философию, которая повлияла на плеяду последователей авангарда и сделала работы художника одними из самых ценных в искусстве.

 

Комментарии с форума

  • Vizl 23 февраля 2016 в 11:57 из Беларуси

    мда уж шедевры... у меня ребенок так рисует

  • fantazer 23 февраля 2016 в 12:04 из Беларуси

    Уважуха. Специально ездил в Витебск, посмотреть музей Малевича и худ. выставки. Осталось двоякое чувство - вроде как всё в тех местах пропитано историей и искусством, но при этом всё было безжалостно разграблено. Из оригиналов есть только парочка работ, которые были подарены иностранными меценатами. И на этом всё. Куда дели нашу историю?

  • fantazer 23 февраля 2016 в 12:28 из Беларуси

    SеRёGa_Arxit (23.02.2016 12:16) писал(a):
    Мое личное мнение, шумиха созданная на ровном месте, это не искусство.
    Лично у меня инженерное или научное "искусство" вызывает куда больший восторг и положительные эмоции. Разница масштабов несравнима - когда один чел в порыве чего-то создает произведение или когда тысячи или десятки тысяч лучших умов и рук, в т.ч. гениев, опираясь на все ранние достижения цивилизации в течение долгих лет, по винтику, создают нечто великое и нужное людям. Но классическое искусство может понять даже гуманитарий, а инженерное или научное произведение - к сожалению - нет.

  • s-dmitrich 23 февраля 2016 в 12:34 из Беларуси

    Бред сивой кобылы, а не искусство. Кстати, если на фото Малевичу добавить усы и лысину, будет похож на Лукашенко.

  • airp 23 февраля 2016 в 12:37 из Беларуси

    Что вы знаете об авторе черного, белого и красного квадратов Казимире Малевиче
    знаю что Казимир не отличался богатой фантазией, и упорно не хотел рисовать, просто замазывал холст краской меняя только цвет. Покупают картины не из-за красоты, а из-за их рыночной цены, это как вложение денег в счате или акции, вы же вкладываете деньги не в самый красивыйвнешне банк или предприятие? Вот и тут отношение к этим "картинам" как к еще одному финансовому инструменту, про красоту даже речи не идет.

  • bonik1370 23 февраля 2016 в 13:22 из Беларуси

    знаем то, что Малевич сплагиатил все "шедевры" у писателя-ЮМОРИСТА Альфонса Алле.

  • Котиков_Олег 23 февраля 2016 в 13:34 из Беларуси

    "Вы неплохо разбираетесь в супрематизме" Знаю. Как и то что этим супрематизмом никто не восторгается. Поэтому т.н. ценители и хотят выделиться из общей массы.

  • papls 23 февраля 2016 в 14:08 из Беларуси

    Что я знаю о Малевиче, так это то, что к Беларусу он имеет отношение лишь по статусу рождения. А как художник - он точно не белорусский.

  • papls 23 февраля 2016 в 14:10 из Беларуси

    fantazer (23.02.2016 12:04) писал(a):
    Уважуха. Специально ездил в Витебск, посмотреть музей Малевича и худ. выставки. Осталось двоякое чувство - вроде как всё в тех местах пропитано историей и искусством, но при этом всё было безжалостно разграблено. Из оригиналов есть только парочка работ, которые были подарены иностранными меценатами. И на этом всё. Куда дели нашу историю?
    Да её особо и не было - так провинция, что по отношению к Москве, что по отношению к Варшаве, да даже того же Вильнюса или Киева.

  • Жакова 23 февраля 2016 в 14:20 из Беларуси

    Интересно, есть ли у него школа, последователи? После Пикассо - кубизм, а после Малевича?

  • BOB-55 23 февраля 2016 в 15:16 из Беларуси

    Репортаж из дурдома.

  • sermos.ser 23 февраля 2016 в 15:58 из Норвегии

    Что Малевич, что Шагал - для это не художники, а маляры.

  • yulya_95 23 февраля 2016 в 16:08 из Беларуси

    Жакова (23.02.2016 14:20) писал(a):
    Интересно, есть ли у него школа, последователи? После Пикассо - кубизм, а после Малевича?
    супрематизм -___- последователи.... да хотя бы студенты в Витебске) активно работают в технике УНОВИС

  • rezoner_s 23 февраля 2016 в 16:32 из Беларуси

    Приятно почитать комментаторов из гордой и ужасно независимой страны. Вывели на чистую воду всё современное искусство и очень этим довольны. Хотя можно сказать, что потомки варваров-вандалов, захвативших и разрушивших великую культуру, в усадьбах устроили свинарники, а главным своим достижением до сих пор считают азиатские пояса и поделки из соломы.

  • Дмитрий_Фёдоров 23 февраля 2016 в 18:00 из Беларуси

    fantazer, Сегодня 12:04 Уважуха. Специально ездил в Витебск, посмотреть музей Малевича и худ. выставки. Осталось двоякое чувство - вроде как всё в тех местах пропитано историей ... ОТВЕТ. На искусство и культуру деньги нужны. И немалые. А у нас частные галереи платят аренду на равне с коммерсантами. Государство в художников не хочет инвестировать. А вот картины им подарите. А почему им должны художники дарить? Краски даром хуждожникам не дают в этой стране. Как впрочем и всё остальное. Коробка масляных красок, где 10 тюбиков и максимум грамм 50 краски, продают за 500 тысяч рублей. Этой коробки красок художнику и на неделю может не хватить. Поэтому скоро, если кто и будет художником, то будет исключительно как Малевич: минимум краски - минимум выразительности.

  • sklif_san 23 февраля 2016 в 18:15 из Беларуси

    Vizl (23.02.2016 11:57) писал(a):
    мда уж шедевры... у меня ребенок так рисует
    фишка не в том, кто как рисует, а в том, что кто-то Малевич и его изучают в академиях искусств, продают-покупают за миллионы, смотрятв галереях, охают и ахают... Увы, ни ваш сын, ни выего талант продать не можете) Или не умеете...

  • алесь_багданаў 23 февраля 2016 в 18:38 из Беларуси

    Знаем шо жыу-быу и рысавау... квадрацики...

  • IIAPTbI3AH13 23 февраля 2016 в 18:41 из Беларуси

    Vizl (23.02.2016 11:57) писал(a):
    мда уж шедевры... у меня ребенок так рисует
    Шедевр заключается в том, как можно легко зомбировать людей... Это как с лучшей коллекцией Оленей... Когда приглашают посмотреть в пустой ангар, на самую лучшую коллекцию Оленей... Все ходят смотрят друг на друга с вопросом -"где олени?"

  • ne_francyz 23 февраля 2016 в 20:11 из Беларуси

    что я помню со школы 1 - жил в витебске, 2- был еврей и был кучеряв, 3 - любил маляваць квадратики и летающих пухлых жэншчын, 4 - почему-то известен всему миру.

  • Uladzimir_Vorsa 23 февраля 2016 в 21:42 из Беларуси

    Шкада мне яго, зусім хворы на галаву чалавек, зусім. Нармалёвы такой лухты не намалюе

  • grablya 23 февраля 2016 в 22:16 из Беларуси

    знаю только что чёрный квадрат это реплика на полотно ( не помню кто) - драка негров в тёмном подвале...факт.

  • vist_vist_talks42 23 февраля 2016 в 22:22 из Беларуси

    rezoner_s (23.02.2016 16:32) писал(a):
    Приятно почитать комментаторов из гордой и ужасно независимой страны. Вывели на чистую воду всё современное искусство и очень этим довольны. Хотя можно сказать, что потомки варваров-вандалов, захвативших и разрушивших великую культуру, в усадьбах устроили свинарники, а главным своим достижением до сих пор считают азиатские пояса и поделки из соломы.
    Ну пояса и поделки из соломы так это хотя бы видно что люди работали и старались..но ненадо называть искуством закатанные валиком холсты...

  • гыук60491 24 февраля 2016 в 00:49 из Беларуси

    Что шагал, что малевич - одни из самых бездарных художников от слова "худо". Тех, кто их мазню называет "шедевром", я считаю шизофрениками.

  • Всем борща 24 февраля 2016 в 03:23 из Беларуси

    Vizl (23.02.2016 11:57) писал(a):
    мда уж шедевры... у меня ребенок так рисует
    В контексте первой вашей фразы ваш ребёнок бездарь?

  • Всем борща 24 февраля 2016 в 03:26 из Беларуси

    fantazer (23.02.2016 12:04) писал(a):
    Уважуха. Специально ездил в Витебск, посмотреть музей Малевича и худ. выставки. Осталось двоякое чувство - вроде как всё в тех местах пропитано историей и искусством, но при этом всё было безжалостно разграблено. Из оригиналов есть только парочка работ, которые были подарены иностранными меценатами. И на этом всё. Куда дели нашу историю?
    Это также польская, украинская, российская история, а не только белорусская.

  • Всем борща 24 февраля 2016 в 03:43 из Беларуси

    rezoner_s (23.02.2016 16:32) писал(a):
    Приятно почитать комментаторов из гордой и ужасно независимой страны. Вывели на чистую воду всё современное искусство и очень этим довольны. Хотя можно сказать, что потомки варваров-вандалов, захвативших и разрушивших великую культуру, в усадьбах устроили свинарники, а главным своим достижением до сих пор считают азиатские пояса и поделки из соломы.
    Не совсем понятно про потомков варваров-вандалов, но про нынешних точно. Зато фанаберии сколько. Может это потому, что чувствуют себя предками великой культуры? Хотя, всё равно ничего кроме чужих "слуцких" поясов и поделок из соломы в результате нет.

  • Всем борща 24 февраля 2016 в 03:45 из Беларуси

    sklif_san (23.02.2016 18:15) писал(a):
    фишка не в том, кто как рисует, а в том, что кто-то Малевич и его изучают в академиях искусств, продают-покупают за миллионы, смотрятв галереях, охают и ахают... Увы, ни ваш сын, ни выего талант продать не можете) Или не умеете...
    Так от этого-то их и выворачивает.

  • Вася_Пупкин_talks99 24 февраля 2016 в 07:12 из Беларуси

    накакал - плохо, накакал и рамочкой снабдил - шедевр

  • Lina-Vika 24 февраля 2016 в 08:55 из Европы

    Обычный распиаренный богоизбранный аферист-извращенец. Нужно-же толпе моСК пудрить "искусством", что-бы создавать "элитарность" для "элитки" и иллюзию изысканности и осведомлённости.

  • GNR_2015 24 февраля 2016 в 10:40 из Беларуси

    Пухлый_Шмель (23.02.2016 16:09) писал(a):
    Хитрые все: что Малевич, что Шагал, что Пикассо, что Кандинский.... Ну вы поняли... Только люди данной национальности могут продавать такие "шедевры" за миллионы долларов.
    А разве выше перечисленные авторы одной национальности?Намекаете на один древний народ?Но это не так.

  • Mr.XXXL 24 февраля 2016 в 10:54 из Беларуси

    исскуство малевича и прочих авангардистов утопистов безсеребрянников, не что иное как ловкий пиар, сионистский заговор против действительно одаренных художников. Картинами, мазню малевича, может назвать только, сложный в психологическом плане, человек, а уж восхищаться этими полотнами...ну это просто что то невообразимое!

  • fat13 24 февраля 2016 в 11:03 из Беларуси

    Vizl (23.02.2016 11:57) писал(a):
    мда уж шедевры... у меня ребенок так рисует
    обычным колесом сейчас тоже никого не удивишь. Но ведь это изобретение гениально.

  • Vizl 24 февраля 2016 в 11:10 из Беларуси

    Всем борща (24.02.2016 03:23) писал(a):
    В контексте первой вашей фразы ваш ребёнок бездарь?
    в контексте всей моей фразы - данное "исскуство" на уровне детских каляк-маляк

  • Всем борща 24 февраля 2016 в 14:42 из Беларуси

    Vizl (24.02.2016 11:10) писал(a):
    в контексте всей моей фразы - данное "исскуство" на уровне детских каляк-маляк
    А вам обидно, что "каляки-маляки" вашего ребёнка не оценивают в миллионы, да? Вы бы посмотрели-поинтересовались другими картинами Малевича, "Чёрный квадрат" далеко не единственная, он писал и в жанре импрессионизма. А вашему ребёнку удачи. Можа и прарвёць успехом.

  • rezoner_s 24 февраля 2016 в 16:31 из Беларуси

    Всем борща (24.02.2016 03:43) писал(a):
    Не совсем понятно про потомков варваров-вандалов, но про нынешних точно. Зато фанаберии сколько. Может это потому, что чувствуют себя предками великой культуры? Хотя, всё равно ничего кроме чужих "слуцких" поясов и поделок из соломы в результате нет.
    Ну а кто грабил и разрушал фольварки, красивейшие имения, городские особняки? Не инопланетяне же, а местные, как говорит Лукашенко, "выросшие среди животных и растений" Именно они диктуют как рисовать и что петь (за образец ставят Дожинки)

  • rezoner_s 24 февраля 2016 в 16:33 из Беларуси

    Mr.XXXL (24.02.2016 10:54) писал(a):
    исскуство малевича и прочих авангардистов утопистов безсеребрянников, не что иное как ловкий пиар, сионистский заговор против действительно одаренных художников. Картинами, мазню малевича, может назвать только, сложный в психологическом плане, человек, а уж восхищаться этими полотнами...ну это просто что то невообразимое!
    Малевич по-вашему еврей, а вот Серов - природный русак. Так что ли?

  • Тетушка 24 февраля 2016 в 16:36 из Беларуси

    Клуб знатоков, право слово...

  • rezoner_s 24 февраля 2016 в 16:41 из Беларуси

    Vizl (24.02.2016 11:10) писал(a):
    в контексте всей моей фразы - данное "исскуство" на уровне детских каляк-маляк
    Вы меня извините... Почему, собственно, вам не нравится театр? Шариков посмотрел в пустую рюмку как в бинокль, подумал и оттопырил губы. - Да дурака валяние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.

  • rezoner_s 24 февраля 2016 в 16:43 из Беларуси

    Тетушка (24.02.2016 16:36) писал(a):
    Клуб знатоков, право слово...
    Искусствоведы с барсетками.

  • yurand2 24 февраля 2016 в 16:47 из Беларуси

    Только то, что этот человек намалявал простой прямоугольник, а искуствоведы и маркетологи пытались выдать это за искуство и шедевр. Теперь этот человек является символом надувания щёк, с прошлым и настоящим его творчеством не знаком, да оно и неважно.

  • yurand2 24 февраля 2016 в 16:48 из Беларуси

    sklif_san (23.02.2016 18:15) писал(a):
    фишка не в том, кто как рисует, а в том, что кто-то Малевич и его изучают в академиях искусств, продают-покупают за миллионы, смотрятв галереях, охают и ахают... Увы, ни ваш сын, ни выего талант продать не можете) Или не умеете...
    Просто победа маркетологов над здравым смыслом

  • Тетушка 24 февраля 2016 в 16:53 из Беларуси

    rezoner_s (24.02.2016 16:43) писал(a):
    Искусствоведы с барсетками.
    Раньше пыталась что-то объяснять... Но ведь бесполезно, когда сталкиваешься с такой степенью неосознанной некомпетентности.

  • rezoner_s 24 февраля 2016 в 16:58 из Беларуси

    yurand2 (24.02.2016 16:48) писал(a):
    Просто победа маркетологов над здравым смыслом
    Здравый смысл, это "чтоб как на фотографии было"? Вместо того чтобы плеваться, назовите правильных художников, прославивших Витебск (или даже всю Беларусь). Чтоб их знали во всём мире (извините, но такое вот условие)

  • rezoner_s 24 февраля 2016 в 17:08 из Беларуси

    Тетушка (24.02.2016 16:53) писал(a):
    Раньше пыталась что-то объяснять... Но ведь бесполезно, когда сталкиваешься с такой степенью неосознанной некомпетентности.
    Спасибо. Замечательно и доступно всё описали.

  • sergey_7144940 24 февраля 2016 в 21:07 из Беларуси

    Vizl (23.02.2016 11:57) писал(a):
    мда уж шедевры... у меня ребенок так рисует
    У меня ребёнок и лучше рисует,но Малевич был первым !!

  • Просто_Тень 25 февраля 2016 в 09:09 из Беларуси

    Что вы знаете об авторе черного, белого и красного квадратов Казимире Малевиче? Судя по его нарко-алкомазне, бездарь полная. Не мог рисовать нормально, стал экспериментировать. Разрушил Витебскую школу настоящей живописи на революционной волне. А сейчас всё это напоминает сказку про голого короля: не ценишь картин Малевича, значит не разбираешься в искусстве. Я лично не ценю таких маляров (хотя, кого интересует мнение не искусствоведа)!