Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


23 февраля 1879 года родился всемирно известный художник, основатель супрематизма, создатель самой спорной картины в истории искусства «Черный квадрат» Казимир Малевич. Биография художника тесно связана с Витебском, где Малевич написал несколько фундаментальных теоретических и философских работ. TUT.BY вспомнил факты о работах человека, которого одновременно называют гением и шарлатаном.

Направление супрематизм, основателем которого стал Малевич, выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Малевич. "Автопортрет в двух измерениях" 1915
Малевич. «Автопортрет в двух измерениях» 1915. kazimirmalevich.ru

С 1919 по 1922 год Малевич жил в Витебске. Здесь он преподавал в Народном художественном училище, которым руководил Марк Шагал. Здесь же он создал авангардное художественное объединение «Уновис» («Утвердители нового искусства») и написал несколько знаковых трудов, в том числе главный — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».

Фото членов Уновис, с Малевичем в центре. wikipedia.org
Фото членов «Уновис», с Малевичем в центре. wikipedia.org

В заметке витебской газеты «Известия» за 6 июня 1920 года говорилось: «Художественная экскурсия. Вчера выехала в Москву экскурсия из учащихся Витебского народного художественного училища из 60 человек, во главе со своими руководителями. Экскурсия примет участие в художественной конференции в Москве, а также посетит все музеи и осмотрит художественные достопримечательности столицы». Товарный вагон, в котором отправились витебляне в Москву, украшал Черный квадрат — эмблема «Уновиса».

«Черные квадраты» не являются геометрическими квадратами

«Черный квадрат» Малевича — одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в биографии художника. На сегодняшний день известно о четырех вариантах картины. Первая датируется 1915 годом, находится в Третьяковской галерее, вторая около — 1923-го (Русский музей), третья — 1929-й (Третьяковская галерея), дата написания четвертной точно не известна, находится в Эрмитаже.

Специально для того, чтобы ни одна из четырех картин не стала копией другой, художник позволил себе незначительные изменения в пропорциях. К тому же «черные квадраты» не являются геометрическими квадратами: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон черной квадратной рамки.

По мнению критиков, «Черный квадрат» на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль». Во-первых, потому что он означал начало беспредметности, во-вторых, потому что он означал конец традиционного предметного мышления художника. Квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчета, как традиционно математическое понятие.

Картина была представлена на футуристической выставке «0,10» в 1915 году, где висела в «красном углу», месте, где по обычаю вешают икону. Вместе с черным кругом и черным крестом работы представляли три основных элемента супрематической системы.

Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года. Фото: wilkipedia.org
Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года. Фото: wilkipedia.org

Также существуют еще два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Черный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие».

Красный квадрат. Фото: wikipedia.org
Красный квадрат. Фото: wikipedia.org

В городском музее Амстердама находится «Белый крест» Малевича. 4 января 1997 года московский художник Александр Бренер под видом обычного посетителя прошел к картинам Малевича и нарисовал на «Белом кресте» зеленой краской знак доллара. Своей акцией Бренер выразил протест против коммерциализации искусства, когда произведения становятся эквивалентами различных сумм денег. Реакция на поступок Бренера была неоднозначной. Большинство искусствоведов и художников сочли эту акцию антикультурной, однако некоторые посчитали, что таким образом Бренер создал новое произведение искусства.

Фото: greatmodernists.com
Фото: greatmodernists.com

Все это время «Черный квадрат» висел вверх ногами

Казимир Малевич считал, что «Черный квадрат» — лучшее, что он написал в своей жизни. Траурная процессия похорон Малевича подчёркивала безусловное значение «Черного квадрата» в его жизни. Он был нарисован на крышке гроба со стороны головы художника. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Черный квадрат» был укреплен на трибуне, среди цветов.

В прошлом году, к столетию картины, в Третьяковской галерее обнародовали результаты исследования «Черного квадрата». Выяснилось, что Малевич смешал сразу три темных пигмента (жженая кость, железосодержащий пигмент типа черной охры и арсенид меди) и добавил мел, чтобы сделать изображение глухим, без характерного для масляной краски глянца.

По словам заместителя заведующего отделом экспертизы Третьяковской галереи, кандидата химических наук Елена Любавской, находки подтверждают мнение о том, что это произведение искусства — результат тщательного и нескорого эксперимента, а не творческой спонтанности, как считали многие.

Также исследования показали, что сначала на холсте была написана кубофутуристическая композиция, а потом протосупрематическая композиция, при создании которой использовались синий, желтый, розовый и зеленый цвета. Они-то и просвечивают через кракелюры, которые могли возникнуть задолго до авторской реставрации 1929 года из-за нагруженности полотна красочными слоями.

Изучили ученые и надпись, сделанную карандашом, которую раньше считали автографом художника. Установлено, что почерк принадлежит Малевичу, а надпись «битва негров ночью» может отсылать к картине 1882 года французского художника Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». Искать надпись на картине надо наверху: все это время «Черный квадрат» висел кверху ногами. Биографы Малевича утверждают, что сам Казимир картины Алле никогда не видел, но мог слышать о них от приятелей.

Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882. wikipedia.org
Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882. wikipedia.org

У французского художника Альфонса Алле были и другие произведения, схожие по тематике с триптихом Малевича, с отличием в том, что он выставлял свои работы как шутку. Такие монохромные работы, как белое полотно под названием «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору» 1883 год, и «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», которая представляла собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения.

Таким образом, за тридцать лет до супрематических откровений Малевича художник Альфонс Алле стал автором первых абстрактных картин. Малевичу же удалось создать целую философию, которая повлияла на плеяду последователей авангарда и сделала работы художника одними из самых ценных в искусстве.