Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Кругозор


Елена Спасюк,

Директор Национального художественного музея мечтает приобретать больше работ современных белорусских художников, но осознает, что на те картины и скульптуры, которые нужны музею, не хватит даже всего ВВП страны. Об этом он рассказал на круглом столе в Минске 16 февраля.

Фото: www.minsknews.by
Фото: www.minsknews.by

Для Национального художественного музея важно приобретать современное белорусское искусство, считает генеральный директор музея Владимир Прокопцов:

— Нам сегодня необходимо заполнить лакуны современными белорусскими художниками, чтобы не получилось через некоторое время так, что художники уйдут, а их работы близкие продадут за три копейки. И нам потом придется покупать их значительно дороже — как получилось с художниками Парижской школы. Нам бы хотелось сегодня иметь и Шагала, и Сутина.

У музея достаточно большая коллекция работ Витольда Белыницкого-Бирули, Ивана Хруцкого, Станислава Жуковского, но «необходимо работать над коллекциями других художников», сказал Владимир Прокопцов.

Говоря о программе-максимум в сфере закупок для музея, Прокопцов отметил, что «всего ВВП Республики Беларусь не хватит, чтобы купить то, что нам надо».

Художники Парижской школы уже в Минске
Владимир Прокопцов. Фото: Евгений Титко

Шишкина в обмен на слуцкие пояса

В НХМ готовы к различным формам сотрудничества с зарубежными коллегами.

Например, в настоящее время в фондах музея насчитывается 13 работ Ивана Шишкина, за каждую из которых на аукционе можно получить около миллиона евро, однако есть только два слуцких пояса. И музей готов поменять одну работу Шишкина на 10 поясов (стоимость каждого пояса — порядка 100 тысяч евро).

— Это запрещено российским и белорусским законодательством. Однако такой культурный обмен мог бы состояться в порядке исключения в рамках Союзного государства с принятием решения на уровне руководителей государств, — пояснил Владимир Прокопцов.

Фото: Антон Суряпин
Слуцкие пояса из Дома дворянского собрания в Слуцке. Фото для иллюстрации. Фото: Антон Суряпин.

Директор музея считает важным для себя как руководителя успеть приобрести ценные экспонаты для музея: «Чтобы, как говорил классик, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы и, умирая, я мог сказать, что, работая директором музея, прожил жизнь не зря».

По мнению Владимира Прокопцова, к сотрудничеству с музеями следует активнее привлекать бизнес, но нужны определенные льготы для тех, кто вкладывает средства в культуру и искусство. Пока же основной спонсор музея — государство.

При этом музей «старается заработать, не сидит на шее государства». Например, в 2015 году доходы НХМ составили порядка 5 млрд рублей. В том числе на внебюджетные средства музея ведется строительство, ремонтные работы.

Среди успешных коммерческих проектов Владимир Прокопцов упомянул выставку «Изобретения да Винчи», организованную в 2015 году совместно с «Берин Арт Менеджмент». Выставку посетили 47 тысяч человек.

Цены на билеты и живописная попса

Владимир Прокопцов высказал мнение, что посещение музея не должно быть бесплатным: «Когда билет обходится хоть в три копейки, это меняет отношение, имеет воспитательную функцию».

При этом директор добавил, что каждый месяц музей организует день свободного посещения основной экспозиции.

В настоящее время в музее экспонируется коммерческая выставка «Время и творчество Льва Бакста», билет на которую стоит 50 тысяч рублей в будни и 100 тысяч рублей в выходные.

Такие цены для Минска совсем небольшие с учетом того, что для организации экспозиции надо было застраховать коллекции 8 музеев из пяти стран, отметила заведующая отделом научно-просветительской работы НХМБ Надежда Усова. По ее словам, без спонсорской поддержки это было бы невозможно.

И все же далеко не все измеряется деньгами в деятельности музея, основная миссия — воспитание вкуса в мире, который «захлестывает попса»:

— Мы не скатываемся на попсу. Можно привезти Никаса Сафронова, набить бюджет. Однако мы привезем картины Евсея Моисеенко — белорусского художника из Санкт-Петербурга. Мы обязаны воспитывать высокий вкус. Люди, которые посещают наш музей, удивляются уровню выставок, современных мастеров в том числе. Например, сейчас у нас экспонируются работы Льва и Сергея Гумилевских. Их скульптура — доказательство того, что Беларусь сохранила свою школу, — подытожил Владимир Прокопцов.

Картина с выставки Никаса Сафронова в Бресте

Читайте также:

«Чтобы не пропал ни один сантиметр». Как возводят музейный квартал в Минске


Комментарии с форума

  • 1dim 17 февраля 2016 в 14:42 из Беларуси

    Нельзя сравнивать картины Шишкина с поясами, даже слуцкими. Лучше достать Шишкина из загашников и сделать хорошую экспозицию. Тем более недопустимо продавать Шишкина, чтобы купить выцветшие тряпочки.

  • Stanislavavich 17 февраля 2016 в 15:18 из Беларуси

    И действительно! Нельзя сравнивать какого-то там шишкина, заурядного рисовальщика, коих сотни, с нашим национальным достоянием-- Слуцкими поясами! И смелее надо перед русскими вопрос ставить! И не только об обмене, но и о возвращении! Например, пусть вернут, то, что награбили в несвижском замке!!!

  • den271285 17 февраля 2016 в 15:18 из Беларуси

    1dim (17.02.2016 14:42) писал(a):
    Нельзя сравнивать картины Шишкина с поясами, даже слуцкими. Лучше достать Шишкина из загашников и сделать хорошую экспозицию. Тем более недопустимо продавать Шишкина, чтобы купить выцветшие тряпочки.
    Слуцкія паясы - "выцветшие тряпочки"???! Ды гэта нацыянальны Скарб і нацыянальнае багацце Белрусі і яе народу, нарабаванае за 200 год акупацыі! Яно павінна быць вернута без усялякіх умоваў! З такім поспехам і на карціны шышкіна можна сказаць нейкая незразумелая мазня! Але ў расейцаў ужо не вырвеш проста так. Таму аьмен я лічу выдатным спосабам вярнуць слуцкія паясы на Радзіму. Мы ім іхняга шышкіна, а яны нам нашыя паясы!

  • dobrymole 17 февраля 2016 в 15:42 из Беларуси

    Прокопцов, расскажи всем откуда в БССР появилось 15 Шишкиных. Не стесняйся... Что ты там менять собрался с дарителем ?

  • den271285 17 февраля 2016 в 15:47 из Беларуси

    Яшчэ вось гэта http://www.istpravda.ru/bel/research/537/ шмат іншага чакае абмену, ці пазвароту ў Беларусь

  • dobrymole 17 февраля 2016 в 15:50 из Беларуси

    Stanislavavich (17.02.2016 15:18) писал(a):
    И действительно! Нельзя сравнивать какого-то там шишкина, заурядного рисовальщика, коих сотни, с нашим национальным достоянием-- Слуцкими поясами! И смелее надо перед русскими вопрос ставить! И не только об обмене, но и о возвращении! Например, пусть вернут, то, что награбили в несвижском замке!!!
    А что там "награбили" ? Пруфик на фонды, а не на националистические легенды плиз. Если Москва поставит смелее вопрос о возвращении переданного с 1944 г то в БССР в музеях будет ПОЛНОЕ НИЧЕГО. За исключением реплик и макетов музея ВОВ и его двух коллекций категории "1" собранных опять таки по приказу ЦК БССР из той же Москвы. Как вы потом ПОЛНОЕ НИЧЕГО "менять" будете ?

  • Ostap_Bandera 17 февраля 2016 в 16:10 из Беларуси

    den271285 (17.02.2016 15:18) писал(a):
    Слуцкія паясы - "выцветшие тряпочки"???! Ды гэта нацыянальны Скарб і нацыянальнае багацце Белрусі і яе народу, нарабаванае за 200 год акупацыі! Яно павінна быць вернута без усялякіх умоваў! З такім поспехам і на карціны шышкіна можна сказаць нейкая незразумелая мазня! Але ў расейцаў ужо не вырвеш проста так. Таму аьмен я лічу выдатным спосабам вярнуць слуцкія паясы на Радзіму. Мы ім іхняга шышкіна, а яны нам нашыя паясы!
    не ведитесь на кремлеботов

  • dobrymole 17 февраля 2016 в 18:10 из Беларуси

    den271285 (17.02.2016 15:47) писал(a):
    Яшчэ вось гэта http://www.istpravda.ru/bel/research/537/ шмат іншага чакае абмену, ці пазвароту ў Беларусь
    Простите любезный, вы почему ставите знак равенства между собственностью радзивиллов и Республикой Беларусь ? "Требовать" возвращения конфискованного в 1831 г. могут Радзивиллы, но никак не Мин культ РБ. Кстати они получили амнистию и вернули все что хотели в свое время. Кстати сказать и 15 Шишкиных - это национализированная собственность 1917 г.-20-ых. Так что если говорить о справедливости то это надо бывшему владельцу ставить вопрос о возвращении, но не пламенным революционЭрам литвинизма.

  • Iрына_Бакевiч_talks31 17 февраля 2016 в 21:41 из Беларуси

    Категорически согласна!!!!Давайте менять.Наши пояса для нас важнее Шишкина.Жаль, что много чего другого нашего русские нам не отдадут.

  • Papa__Merkader 17 февраля 2016 в 22:02 из Беларуси

    Отличная мысль, Прокопцов! Давайте пойдём дальше - соберём Вас, всех ваших покровителей из минкульта и обменяем по выгодному курсу на М.Б. Пиотровского, к примеру. А?

  • mariposa 17 февраля 2016 в 22:56 из Беларуси

    Если чисто по зрелищности, то лично мне интереснее картины, чем пояса, гобелены и прочее. Всё-таки картинная галерея интереснее музея прикладного искусства.

  • id70971136 17 февраля 2016 в 23:27 из Беларуси

    dobrymole (17.02.2016 15:50) писал(a):
    А что там "награбили" ? Пруфик на фонды, а не на националистические легенды плиз. Если Москва поставит смелее вопрос о возвращении переданного с 1944 г то в БССР в музеях будет ПОЛНОЕ НИЧЕГО. За исключением реплик и макетов музея ВОВ и его двух коллекций категории "1" собранных опять таки по приказу ЦК БССР из той же Москвы. Как вы потом ПОЛНОЕ НИЧЕГО "менять" будете ?
    А откуда уважаемый в рузьге музеях наши пояса оказались?И вообще много ли нам ******* подарили?!Урвали под предлогом "эвакуации" и "спасения" гораздо,непомерно больше.

  • id70971136 17 февраля 2016 в 23:30 из Беларуси

    id70971136 (17.02.2016 23:27) писал(a):
    А откуда уважаемый в рузьге музеях наши пояса оказались?И вообще много ли нам ******* подарили?!Урвали под предлогом "эвакуации" и "спасения" гораздо,непомерно больше.
    Кстати ,тот же крест Ефросинии Полоцкой уехал в восточном направлении и с концами...

  • Stanislavavich 18 февраля 2016 в 02:14 из Беларуси

    mariposa (17.02.2016 22:56) писал(a):
    Если чисто по зрелищности, то лично мне интереснее картины, чем пояса, гобелены и прочее. Всё-таки картинная галерея интереснее музея прикладного искусства.
    согласен! меня с детства завораживал вид винно-водочного отдела! столько ярких, красочных, разноцветных этикеток!

  • Яўген_Рыбакоў 18 февраля 2016 в 07:48 из Беларуси

    Не собирайте сокровищ на земли, ибо их воры крадут и ржа точит! Нет смысла покупать омертвелые сокровища. Художники готовы подарить свои шедевры бесплатно, настоящие коллекционеры готовы передать бесплатно для экспозиций свои раритеты на временные выставки.

  • dobrymole 18 февраля 2016 в 09:22 из Беларуси

    id70971136 (17.02.2016 23:27) писал(a):
    А откуда уважаемый в рузьге музеях наши пояса оказались?И вообще много ли нам ******* подарили?!Урвали под предлогом "эвакуации" и "спасения" гораздо,непомерно больше.
    Гораздо, непомерно - это что КОНКРЕТНО ? Немцы на 6 день были в Минске. Совки вывезли только ЧАСТЬ ПАРТАРХИВА, который вернулся полностью. Что то еще ? ЧТО КОНКРЕТНО ? Какие худ ценности были вывезены - неужели Слуцкие пояса ? Попытайтесь хотя бы ответить на свои "высоконаучные" вопросы самостоятельно. И еще раз - кто бывший владелец поясов - неужели это Мин культ ? И почему Мин культ - "НАШИ" ?

  • dobrymole 18 февраля 2016 в 09:25 из Беларуси

    id70971136 (17.02.2016 23:30) писал(a):
    Кстати ,тот же крест Ефросинии Полоцкой уехал в восточном направлении и с концами...
    У вас есть какие то сведения об этом ? документы-пруфы ? Лишь бы по клаве ляпать.

  • inkomnp 18 февраля 2016 в 12:24 из Беларуси

    Слуцкие пояса - хорошие образцы старинного турецко-армянского ткачества, освоенные когда-то давно в Польше! Ну, была тогда мода на такие тряпочки среди польских панов! Мода кончилась - кончились пояса! Типичные образцы местечкового прикладного искусства сравнивать с шедеврами МИРОВОГО уровня (Шишкин) как-то неудобно. И откуда такие ценники (100 тыщ евро)? Интерес к ним ОЧЕНЬ специфичен и ограничен! Где ценники с аукционов? И что в них белорусского?