Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Елена Спасюк,

Директор Национального художественного музея мечтает приобретать больше работ современных белорусских художников, но осознает, что на те картины и скульптуры, которые нужны музею, не хватит даже всего ВВП страны. Об этом он рассказал на круглом столе в Минске 16 февраля.

Фото: www.minsknews.by
Фото: www.minsknews.by

Для Национального художественного музея важно приобретать современное белорусское искусство, считает генеральный директор музея Владимир Прокопцов:

— Нам сегодня необходимо заполнить лакуны современными белорусскими художниками, чтобы не получилось через некоторое время так, что художники уйдут, а их работы близкие продадут за три копейки. И нам потом придется покупать их значительно дороже — как получилось с художниками Парижской школы. Нам бы хотелось сегодня иметь и Шагала, и Сутина.

У музея достаточно большая коллекция работ Витольда Белыницкого-Бирули, Ивана Хруцкого, Станислава Жуковского, но «необходимо работать над коллекциями других художников», сказал Владимир Прокопцов.

Говоря о программе-максимум в сфере закупок для музея, Прокопцов отметил, что «всего ВВП Республики Беларусь не хватит, чтобы купить то, что нам надо».

Художники Парижской школы уже в Минске
Владимир Прокопцов. Фото: Евгений Титко

Шишкина в обмен на слуцкие пояса

В НХМ готовы к различным формам сотрудничества с зарубежными коллегами.

Например, в настоящее время в фондах музея насчитывается 13 работ Ивана Шишкина, за каждую из которых на аукционе можно получить около миллиона евро, однако есть только два слуцких пояса. И музей готов поменять одну работу Шишкина на 10 поясов (стоимость каждого пояса — порядка 100 тысяч евро).

— Это запрещено российским и белорусским законодательством. Однако такой культурный обмен мог бы состояться в порядке исключения в рамках Союзного государства с принятием решения на уровне руководителей государств, — пояснил Владимир Прокопцов.

Фото: Антон Суряпин
Слуцкие пояса из Дома дворянского собрания в Слуцке. Фото для иллюстрации. Фото: Антон Суряпин.

Директор музея считает важным для себя как руководителя успеть приобрести ценные экспонаты для музея: «Чтобы, как говорил классик, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы и, умирая, я мог сказать, что, работая директором музея, прожил жизнь не зря».

По мнению Владимира Прокопцова, к сотрудничеству с музеями следует активнее привлекать бизнес, но нужны определенные льготы для тех, кто вкладывает средства в культуру и искусство. Пока же основной спонсор музея — государство.

При этом музей «старается заработать, не сидит на шее государства». Например, в 2015 году доходы НХМ составили порядка 5 млрд рублей. В том числе на внебюджетные средства музея ведется строительство, ремонтные работы.

Среди успешных коммерческих проектов Владимир Прокопцов упомянул выставку «Изобретения да Винчи», организованную в 2015 году совместно с «Берин Арт Менеджмент». Выставку посетили 47 тысяч человек.

Цены на билеты и живописная попса

Владимир Прокопцов высказал мнение, что посещение музея не должно быть бесплатным: «Когда билет обходится хоть в три копейки, это меняет отношение, имеет воспитательную функцию».

При этом директор добавил, что каждый месяц музей организует день свободного посещения основной экспозиции.

В настоящее время в музее экспонируется коммерческая выставка «Время и творчество Льва Бакста», билет на которую стоит 50 тысяч рублей в будни и 100 тысяч рублей в выходные.

Такие цены для Минска совсем небольшие с учетом того, что для организации экспозиции надо было застраховать коллекции 8 музеев из пяти стран, отметила заведующая отделом научно-просветительской работы НХМБ Надежда Усова. По ее словам, без спонсорской поддержки это было бы невозможно.

И все же далеко не все измеряется деньгами в деятельности музея, основная миссия — воспитание вкуса в мире, который «захлестывает попса»:

— Мы не скатываемся на попсу. Можно привезти Никаса Сафронова, набить бюджет. Однако мы привезем картины Евсея Моисеенко — белорусского художника из Санкт-Петербурга. Мы обязаны воспитывать высокий вкус. Люди, которые посещают наш музей, удивляются уровню выставок, современных мастеров в том числе. Например, сейчас у нас экспонируются работы Льва и Сергея Гумилевских. Их скульптура — доказательство того, что Беларусь сохранила свою школу, — подытожил Владимир Прокопцов.

Картина с выставки Никаса Сафронова в Бресте

Читайте также:

«Чтобы не пропал ни один сантиметр». Как возводят музейный квартал в Минске