Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное
  • Другие новости

Кругозор


10 февраля открывается выставка «Время и творчество Льва Бакста», чье 150-летие включено в список памятных дат ЮНЕСКО. Бакст — всего третий белорус, отмеченный этой влиятельной в сфере образования, науки и культуры организацией. 150 лет также исполнилось в этом году и Валентину Серову, выставка работ которого в Москве вызвала такой ажиотаж, что ее пришлось продлить еще на неделю.

TUT.BY приводит восемь причин, почему интерес к выставке Бакста, знакомого с Серовым по «Русским сезонам» в Париже, должен быть не меньшим.

Александр Васюкович, TUT.BY

1. Модерн, почти не представленный в Беларуси

Бакст — ровесник эпохи модерна, которая почти не представлена в Беларуси. Накануне Первой мировой войны под маркой Бакста выпускали мебель, аксессуары для ванной и прочие мелочи в стиле модерн. Но затем модерн вышел из моды.

Бакст хорошо известен за рубежом, но не в Беларуси, где родился. В 30-е годы с приходом советской власти изменился подход к искусству, которое стало отвечать идеологическим запросам власти, а модерн отнесли к порицаемому общественностью декадентству. На долгие годы Бакст был у нас забыт.

Александр Васюкович, TUT.BY
Министр иностранных дел Владимир Макей и бывший министр иностранных дел Сергей Мартынов.

2. 200 работ передовых художников модерна

На выставке покажут более 200 работ Бакста и его современников — известных художников объединения «Мир искусства»: Михаила Врубеля, Александра Бенуа, Александра Головина, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Исаака Левитана, Николая Рериха, Валентина Серова, Миколаюса Чюрлениса и других.

Среди них никогда ранее не выставлявшиеся в Беларуси Максимилиан Волошин, Кузьма Петров-Водкин и пейзажист Константин Богаевский, который почти всю жизнь прожил в Феодосии. Будут представлены и работы уроженцев Беларуси, которые также состояли в «Мире искусства»: Фердинанда Рущица, Дмитрия Стеллецкого и Савелия Сорина.

Александр Васюкович, TUT.BY

3. Самая дорогая картина выставки — прорыв в фовизм

Творчество Бакста представлено в виде 40 разнообразных работ — от графики до театральных эскизов. Зритель впервые увидит семь работ Бакста из корпоративной коллекции Белгазпромбанка, которые ранее не выставлялись. Самой ценной в коллекции является экспрессивный пейзаж — «Венеция. Купальщики на Лидо». Искусствоведы называют ее «прорывом русского художника в фовизм». Она же и самая дорогая картина выставки. Работа куплена у лондонского коллекционера.

Александр Васюкович, TUT.BY
Картина «Венеция. Купальщики на Лидо».

4. Портрет музы футуризма

Стоит также отметить портрет авангардистки Ружены Затковой кисти Бакста, который в Беларуси будет выставлен впервые. Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти в 1921 году завершил свой поэтический вечер обращением к чешской футуристке: «Во имя Ружены Затковой да здравствует футуризм! Да здравствует футуристическая Прага!». В 1910 году Ружена вышла замуж за царского дипломата Василия Хвощинского и уехала с ним в Италию. Там она познакомилась с новыми художественными веяниями, с примитивной живописью Мештровича, футуристами и с русским авангардом. О ее работах похвально высказывался Пикассо. Во время гастролей русского балета в Италии Заткова познакомилась с Сергеем Дягилевым, Сергеем Прокофьевым и Игорем Стравинским.

Но в возрасте 38 лет Ружена умерла от туберкулеза. Многие ее работы, в том числе скульптуры, выполненные из бумаги, не сохранились. Примерно две трети произведений утеряны и теперь разыскиваются.

Фото предоставлено Белгазпромбанком
Фото предоставлено Белгазпромбанком

5. Театральные костюмы как произведение искусства

Из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства приехали эскизы костюмов к балетным постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В оформлении Бакста спектакли прогремели в Париже и прославили художника, балерин и организатора «сезонов» — Дягилева. Будут представлены и созданные по этим эскизам костюмы.

Фактически Бакст — первый модельер, известный в Европе и США. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре, перейдя, таким образом, в категорию произведений искусства. Блестящие костюмы Бакста породили в Европе моду на все экзотическое, русское и восточное.

6. Впервые в Беларуси Жан Кокто

Впервые в Минске двумя афишами «Русских сезонов» будет представлено творчество писателя, художника и кинорежиссера Жана Кокто. Он также был связан с «Русскими сезонами». В частности, написал либретто к скандальному балету «Парад», который ознаменовал приход авангарда в балетное искусство. Декорации к постановке делал Пикассо, и после скандала художник и писатель прославились, а билеты на другие постановки стали раскупаться.

Александр Васюкович, TUT.BY
Афиша Жана Кокто.

7. Редкие акварели Наполеона Орды

Впервые в Беларуси покажут не графические, а редкие акварельные оригиналы Наполеона Орды. 12 акварелей с видами Гродно XIX века — каким застал город Бакст — предоставлены Национальным художественным музеем в Кракове.

Александр Васюкович, TUT.BY
Министр иностранных дел Владимир Макей рассматривает акварели Наполеона Орды.

8. Оригинальный Чюрленис впервые с 1911 года

Последний раз оригинальные работы Чюрлениса выставлялись в Минске в 1911 году. Выставка, приуроченная к 100-летию со дня смерти художника, которая прошла осенью 2011 года, и выставка 2015 года состояла лишь из репродукций и фотокопий фотографий.

Александр Васюкович, TUT.BY

Для посетителей будет доступно мобильное приложение — гид по выставке. Экспозиция продлится до 17 апреля, а затем поедет в Вильнюс, Ригу и Гродно.

Лев Бакст родился в 1866 году в Гродно в семье коммерсанта. С середины 1890-х гг. он стал одной из центральных фигур легендарного художественного объединения «Мир искусства», был автором иллюстраций для журналов «Мир искусства», «Золотое руно» и «Аполлон». В 1906—1909 гг. преподавал в частной школе Елизаветы Званцевой, где одним из учеников был Марк Шагал. Бакст наиболее прославился как театральный художник благодаря сотрудничеству с балетным импресарио Сергеем Дягилевым, по приглашению которого блестяще оформил ряд постановок «Русских сезонов» в Париже, таких как «Клеопатра» (1909), «Жар-Птица» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912). Отличительной особенностью «Русских сезонов» был сплав музыки, хореографии и живописи, в котором все три компонента были самодостаточны и представляли собой произведение искусства. В 1924 году художник умер в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль.

Александр Васюкович, TUT.BY


Комментарии с форума

  • dimacon 10 февраля 2016 в 08:55 из Беларуси

    если мне это надо, то я и без восьми причин схожу

  • nova-12 10 февраля 2016 в 08:58 из Беларуси

    В России очередь образовалась после того, как на выставку Путин сходил. У нас такого не может быть.

  • akuz 10 февраля 2016 в 09:43 из Беларуси

    Есть одна причина по которой очередь на Бакста будет меньше чем на Серова - картины Серова красивые, а Бакста - нет.

  • Владимир_М_talks40 10 февраля 2016 в 10:56 из Беларуси

    Очередь точно будет. Вы что, забыли про учителей, брсм и прочих? Заставят выкупить билеты и сходить.

  • vladimir.trok 10 февраля 2016 в 11:34 из Беларуси

    Государство, которое в музеях, воспитывающих патриотизм и любовь к отечеству устанавливают цены, которые не по карману простым людям обречено на прозябание и имитацию культурной жизни.

  • shod 10 февраля 2016 в 16:52 из Беларуси

    А где проходит выствка-то?

  • Кэп_Очевиднов 10 февраля 2016 в 17:44 из Беларуси

    Мдя, чет я про такого Бакса не слышал, а вот Девочка с персиками как-то наглядно с детства доступна.

  • anta07 10 февраля 2016 в 21:59 из Беларуси

    Кэп_Очевиднов (10.02.2016 17:44) писал(a):
    Мдя, чет я про такого Бакса не слышал, а вот Девочка с персиками как-то наглядно с детства доступна.
    Возможно, ваши интересы и искусство никак не пересекались...

  • Olanchik67 10 февраля 2016 в 23:43 из Беларуси

    Как-то странно анонсировано мероприятие. Сегодня Белгазпромбанк прислал смс с информацией о выставке, сейчас читаю что СЕГОДНЯ открывается выставка. Не хотели, чтобы все рванули на бесплатное открытие?, которое все же открылось, судя по фото , торжественно. Белгазпром молодец. Действительно делает закупки . Но реклама должна быть заранее. Ведь не с бухты барахты завозолись работы в Нац.музей. Короче, хочу побывать.

  • Банка_упала 11 февраля 2016 в 09:05 из Беларуси

    Авторы, объясните мне странную вещь - почему в нарушение нашей Конституции еврея называете белорусом? Кто дал вам право против его воли менять ему национальность? С другой стороны, кто тогда белорусы, если белорусом называете еврея? Это не антисемитизм, а наоборот - защита национальной идентичности как белорусов, так и евреев!

  • smy4ok 11 февраля 2016 в 15:29 из Беларуси

    Как всегда не понял, почему «Венеция. Купальщики на Лидо» является "самой ценной в коллекции" банка. Как по мне - гораздо тоньше и интереснее игра красок в "портрете музы футуризма". Наверное нужен какой-то другой склад ума... Интересно, какая из картин была больше "по сердцу" самому мастеру?!... Тем более, что в картину своей музы автор наверняка вкладывался весь, что по-моему заметно даже непрофессионалу...

  • Лена_Елена_talks89 16 февраля 2016 в 12:45 из Беларуси

    Такое глупое название. Я очень надеюсь, что бешеных московских очередей на резонансные выставки в Минске не будет. Люди прутся на имя. Бакста знают не так много. Выставка, на которой были его интереснейшие работы в Москве, о которой упоминается в статье, была, кстати, легкодоступна, в отличие от выставки какого нибудь Сальвадора Дали. Эта минская выставка офигенно интересная. Пропускать её точно не стоит, но тем, кому это интересно неподдельно.