Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное
  • Другие новости

Кругозор


Антон Сидоренко,

21 января в Музее истории белорусского кино (Минск, ул. Свердлова, 4) состоится показ фильма «Кожа». Это новый игровой фильм писателя и режиссера родом из Могилева Владимира Козлова. Один из пионеров так называемого микробюджетного кино на русскоязычном пространстве рассказывает о том, как снять кино на минимальные средства, о своем понимании нашего времени и типично постсоветской Беларуси.

Фото из "Википедии"
Фото из Википедии

Как и его режиссерский дебют, фильм «Десятка» (2013), снятый за минимальные деньги в Челябинске, «Кожа» — независимый региональный проект. Все актеры и участники съемочной группы, за исключением режиссера, были подобраны в городах, где проходили съемки: в Тольятти и Самаре. Фильм был снят без поддержки государства и участия кинокомпаний. Премьера состоялась в сентябре 2015 года на фестивале «Киношок», в программе «Российская кинопанорама».

Владимир Козлов родился и вырос в Могилеве. Автор более десяти книг прозы и нон-фикшен, в том числе «Гопники» (2002), «Домой» (2010), «1986» (2012), «Свобода» (2012) и «Война» (2013). Обладатель премии «Сделано в России» проекта «Сноб» в категории «Литература» (2013). Шорт-листер и лонг-листер ряда литературных премий. Соавтор сценария фильма «Игры мотыльков» (2004, режиссер Андрей Прошкин). Автор сценария и режиссер полнометражных фильмов «Десятка» (2013), «Следы на снегу» (2014), «Кожа» (2015), «Аномия» (2016). Участник российских и международных кинофестивалей.

— Владимир, к своей профессии писателя и журналиста несколько лет назад вы добавили амплуа кинорежиссера. В каком пространстве вам комфортнее и интереснее — в литературном или кинематографическом?

— Комфортнее, пожалуй, в литературе, потому что это понятная территория, на которой я нахожусь уже давно. А интереснее, наоборот, в кино как в чем-то новом, куда еще только начинаешь погружаться. В литературе через это уже прошел, и повторно испытать это ощущение новизны, даже какой-то наивности, невозможно. Кроме того, русскоязычная литература на сегодня находится не в лучшей форме, в ней много затхлости, реакционности. А кино — благодаря цифровой революции и возможности снимать практически без денег — как раз переживает живой и яркий период.

— «Кожа» — ваш второй полнометражный игровой фильм. Как опыт, полученный на съемках «Десятки», повлиял на работу над «Кожей»?

— «Десятка» помогла понять и выстроить микробюджетную модель производства: что реально сделать, а что нереально, как снимать в условиях ограниченных ресурсов, как организовывать съемку. То есть, снимая «Десятку», мы во многом шли методом проб и ошибок, а в «Коже» процесс уже был более или менее осмысленный. Это на уровне организации. На творческом уровне есть вопросы более серьезные — например, как адаптировать диалог из повести, чтобы он работал на экране, или как работать с непрофессиональными актерами. Но чтобы дать какие-то ответы, даже и двух фильмов мало.

Фото со страницы Владимира Козлова в Facebook
Фото со страницы Владимира Козлова в Facebook

— Финалы ваших фильмов, как и финалы большинства книг, откровенно трагичны. Отражают ли они ваши личные взгляды на постсоветскую действительность?

— Да, отражают. Большинство постсоветских стран, как мне кажется, живет в состоянии идеологического вакуума. Коммунистическая идеология давно рухнула, новых ценностей не появилось. Консьюмеризм и капитализм полноценной идеологией не стали. Ценности, пропагандируемые государством, — патриотические, религиозные и тому подобные — искусственны. Они лишь приводят к каше в голове у молодых людей. И выход из такого идеологического тупика вполне может оказаться трагичным. Мне, в принципе, скорей интересны истории людей, не вписавшихся в систему, дезориентированных, не находящих себя. Мне не интересны карьеристы, успешные в корпоративной системе или, например, в политике.

— В «Коже» гораздо чаще, чем в «Десятке», используется музыка. Она вам потребовалась как эмоциональный фон или это какой-то концептуальный момент?

— В «Коже» с самого начала был несколько другой подход к музыке. Я слушал некоторые треки «Последних танков в Париже» или, например, Alai Oli еще во время работы над сценарием. Да, они, можно сказать, создавали эмоциональный фон фильма еще на самом раннем этапе. К счастью, в итоге удалось включить их в фильм, плюс еще несколько треков, которые я выбрал заранее. Но на этапе монтажа создалось ощущение, что отдельные песни не совсем стыкуются друг с другом, не хватает целостности. И тогда я попросил тольяттинского композитора Павла Мадурова написать еще несколько треков, которые бы помогли сделать саундтрек более, что ли, гармоничным.

— Вы работаете вне рамок традиционной киноиндустрии, используете минимальный бюджет, снимаете по преимуществу непрофессиональных актеров. Какие плюсы и минусы у такой формы работы для вас?

— Главный минус в том, что так можно работать только с определенным материалом и только с конкретными жанрами. Без серьезного бюджета достоверно воссоздать, например, восьмидесятые годы невозможно. Ну и, естественно, жанры, где требуются спецэффекты или хотя бы просто автомобильные погони — это тоже нереально, да и смысла особого нет.

Зато для авторского кино это прекрасная возможность. И здесь главный плюс — творческая свобода. Да, конечно, в рамках минимального бюджета, но эти рамки не такие уж узкие. Помню, пару лет назад режиссер Андрей Звягинцев уничижительно высказался о безбюджетном кино: это типа съемка двух актеров в одной комнате на фотоаппарат. Он не прав. По количеству локаций и актеров безбюджетный или микробюджетный фильм может ничем не отличаться, например, от среднего российского артхаусного фильма. Но при этом можно не волноваться о том, как вернуть вложенные деньги.

Фото со страницы Владимира Козлова в Facebook
Фото со страницы Владимира Козлова в Facebook

— Помимо двух игровых картин, вы сняли документальную ленту «Следы на снегу» о советском музыкальном андеграунде. Есть ли у вас планы и дальше снимать неигровое кино? Ведь, помимо художественной прозы, у вас есть несколько нон-фикшен книг.

— У меня есть идея еще одного документального фильма — о взаимоотношениях КГБ и рок-музыки в 1980-е годы: от открытого принуждения и подавления андеграундных музыкантов до создания для них возможностей «творить под присмотром» — в рамках системы рок-клубов. Пока все находится на уровне предварительной разработки.

— Какое будущее у проекта «Родина», который вы представляли два года назад на питчинге «Киношока»? И найдет ли свое воплощение сценарий «1986», действие которого происходит в Могилеве?

— Под этим названием проект уже точно не будет реализован: с тех пор были сняты и фильм, и сериал под названием «Родина». После «Киношока» я возил проект на международный кинорынок в Мангейме, чтобы понять возможности совместного производства, учитывая, что часть действия происходит за границей. Там я предварительно договорился о частичном европейском финансировании, и также фильмом заинтересовался дистрибьютор. Но на этом все остановилось, потому что требовалось еще и российское финансирование, а его я найти не смог: проект оказался слишком неформатным. Может быть, что-то изменится, и тогда его реализация станет возможной.

«1986» — это пока только роман, не сценарий. Конечно, снять по нему фильм было бы очень круто, но это, опять же, неформат, плюс еще и очень недешевый, потому что действие происходит в 1980-х.

— Вы живете в Москве, но снимаете в российской провинции. Почему? Есть ли у вас планы или желание снимать в Беларуси?

— В Москве находится киноиндустрия, здесь люди в основном занимаются кино, чтобы зарабатывать деньги. В этом нет ничего плохого. И это не значит, что здесь не снимают никаких микробюджетных или безбюджетных фильмов. Снимают, конечно. Но и в провинции есть много людей, которые ничем не хуже, ничем не менее талантливые и тоже хотят снимать кино. Так почему бы не поработать с ними?

У меня все началось достаточно случайно, когда на меня вышел Евгений Графов из Челябинска, и мы с ним сделали «Десятку». Оказалось, что такой метод — с местными актерами и съемочной группой — работает. Тем более что у меня есть идеи «немосковских» историй.

Конкретных планов снять что-либо в Беларуси пока нет, но, в принципе, конечно, почему бы и нет? Другое дело, что это должна быть универсальная история, понятная на всем постсоветском пространстве, а лучше и за его пределами.

— Вы часто бываете на родине в Могилеве. На ваш взгляд, Беларусь — это киногеничное пространство?

— Абсолютно. О природе и говорить не нужно, это само собой разумеется. А в городах есть что-то типично постсоветское — не в каком-то вульгарном или чернушном смысле, нет, а именно как декорация той жизни, в которой мы живем все эти годы, оставаясь в довольно большой степени все еще одним культурным пространством.


Комментарии с форума

  • vladimir.trok 17 января 2016 в 10:13 из Беларуси

    На втором фото стены и потолок разукрашены дизайнером с воображением дятла.

  • vfb 17 января 2016 в 15:58 из Беларуси

    Другое дело, что это должна быть универсальная история, понятная на всем постсоветском пространстве, а лучше и за его пределами.
    Цитата является констатацией существования Русского мира в доступном изложении.

  • vfb 17 января 2016 в 16:03 из Беларуси

    Фигурант заявляет об отсутствии патриотических ценностей, но сам ничего не предлагает. Рекомендую ему вспомнить о методе социалистического реализма, тогда у него могут появиться дельные идеи. Однако не гарантирую, что они могут быть реализованы в безбюджетном варианте. Но в этом случае он сможет обратиться к Мединскому.

  • vfb 17 января 2016 в 18:23 из Беларуси

    Люди_В Курсе (17.01.2016 18:03) писал(a):
    Киноиндустрия и церковь должны быть отделены от государства! Только тогда появятся хорошие фильмы.
    Из всех искусств для нас важнейшим является кино (В.И.Ленин). Сейчас мы имеем не кино, а мусор, тогда как в СССР создавались шедевры киноискусства.

  • hulihan 17 января 2016 в 18:26 из Беларуси

    Victor_ViSmyt (17.01.2016 09:50) писал(a):
    - У меня есть идея еще одного документального фильма - о взаимоотношениях КГБ и рок-музыки в 1980-е годы: от открытого принуждения и подавления андеграундных музыкантов до создания для них возможностей «творить под присмотром» - в рамках системы рок-клубов. Пока все находится на уровне предварительной разработки. Читать полностью: http://news.tut.by/culture/480877.html Групп много талантливых в то время было(за всю Беларусь не скажу), в Гомеле была "Эдгар По" , пусть расскажет про соотечественников. Наряжали племя - назвали ублюдками Сами воспитали - сами расстреляли Исчисляли время проклятыми сутками О тяжёлом детстве часто вспоминали (группа Эдгар По песня Уроды) Только в то время была государственная система, а кгб это только её часть...
    Лучше не надо не ужели вы не видите, что этот фанатик СССр Беларусь не во что не ставит и сделает все , чтоб нашей Беларуси на гадить

  • putilo.by 17 января 2016 в 18:28 из Беларуси

    vfb (17.01.2016 15:58) писал(a):
    Цитата является констатацией существования Русского мира в доступном изложении.
    Вот только не надо опять заниматься подменой понятий, на сегодняшний день это не прокатит. Надоели, носятся с идеей русского мира, как с писаной торбой.

  • hulihan 17 января 2016 в 18:30 из Беларуси

    elena_man_talks91 (17.01.2016 16:39) писал(a):
    Власть продвигает не национальные патриотические ценности, а какого-то идеологического мутанта из бсср.
    Власть ни куда не денется и прийдет к национальному это вопрос времени Всегодня угрозу недоруского мира ощущают все даже власть, так что ей ни куда не дется, кроме как самой пусть даже и медленно начать востанавливать свою идею Литовского Мира

  • hulihan 17 января 2016 в 18:31 из Беларуси

    putilo.by (17.01.2016 18:28) писал(a):
    Вот только не надо опять заниматься подменой понятий, на сегодняшний день это не прокатит. Надоели, носятся с идеей русского мира, как с писаной торбой.
    А его и так ни кто не слушают, а только смеются

  • s-dmitrich 17 января 2016 в 18:39 из Беларуси

    Продвигаемые властью патриотические ценности искусственны Читать полностью: http://news.tut.by/culture/480877.html Как и сам власть...

  • id308762104 17 января 2016 в 19:09 из Беларуси

    elena_man_talks91 (17.01.2016 16:39) писал(a):
    Власть продвигает не национальные патриотические ценности, а какого-то идеологического мутанта из бсср.
    от национализма до фашизма - один шаг.

  • ass_pushkin 17 января 2016 в 19:13 из США

    Предположим, Доктора Мартина очень даже можно снять на региональном белорусском материале-так ведь не дадут, замучают жалобами мелкие чины. А в Докторе Мартине очень хорошо показаны будни островной администрации,работа врача,работа местной школы.Смотреть очень интересно! А теперь представте съемки у нас-все будут только и бегать в следственный комитет жаловаться.

  • vfb 17 января 2016 в 19:13 из Беларуси

    putilo.by (17.01.2016 18:28) писал(a):
    Вот только не надо опять заниматься подменой понятий, на сегодняшний день это не прокатит. Надоели, носятся с идеей русского мира, как с писаной торбой.
    Русский мир - не столько идея, сколько реальность. Где выступают Лайма Вайкуле и Анни Веске, что стало с Вией Артмане после разрушения СССР? Да и этот кинодеятель тоже говорит о ЕДИНОМ пространстве Русского мира.

  • vfb 17 января 2016 в 19:19 из Беларуси

    ass_pushkin (17.01.2016 19:13) писал(a):
    Предположим, Доктора Мартина очень даже можно снять на региональном белорусском материале-так ведь не дадут, замучают жалобами мелкие чины. А в Докторе Мартине очень хорошо показаны будни островной администрации,работа врача,работа местной школы.Смотреть очень интересно! А теперь представте съемки у нас-все будут только и бегать в следственный комитет жаловаться.
    Зачем в Беларуси или в России снимать фильмы на забугорном материале? У нас достаточно своих героев и сюжетов, чтобы делать хорошее кино.

  • vfb 17 января 2016 в 19:21 из Беларуси

    id308762104 (17.01.2016 19:09) писал(a):
    от национализма до фашизма - один шаг.
    Ты опустил патриотизм в своем ряду. Не знаком с таким явлением?

  • Люди_В Курсе 17 января 2016 в 19:40 из Беларуси

    vfb (17.01.2016 18:23) писал(a):
    Из всех искусств для нас важнейшим является кино (В.И.Ленин). Сейчас мы имеем не кино, а мусор, тогда как в СССР создавались шедевры киноискусства.
    Из всех искусств для нас важнейшим является кино и цирк! - если уж цитировать)) Потому коммуняки в вцепились в кинопроизводство, что видели в нем лишь средство пропаганды. И фильмы советские - лживые и бездарные. А если что-то талантливое и проглядывало, то лишь вопреки системе. А сейчас пожинаем наследие.

  • vfb 17 января 2016 в 20:19 из Беларуси

    Люди_В Курсе (17.01.2016 19:40) писал(a):
    Из всех искусств для нас важнейшим является кино и цирк! - если уж цитировать)) Потому коммуняки в вцепились в кинопроизводство, что видели в нем лишь средство пропаганды. И фильмы советские - лживые и бездарные. А если что-то талантливое и проглядывало, то лишь вопреки системе. А сейчас пожинаем наследие.
    Ну, у прозападных агитаторов и провокаторов и Победа 1945 года вопреки Сталину, и хорошее кино в СССР - вопреки системе. Тогда почему сейчас нет хорошего кино? Может, благодаря отсутствию системы и, прежде всего, идеологии?

  • id308762104 17 января 2016 в 21:21 из Беларуси

    vfb (17.01.2016 19:21) писал(a):
    Ты опустил патриотизм в своем ряду. Не знаком с таким явлением?
    понятие патриотизм к национализму и фашизму отношения не имеет

  • vfb 17 января 2016 в 22:44 из Беларуси

    id308762104 (17.01.2016 21:21) писал(a):
    понятие патриотизм к национализму ... отношения не имеет
    Проконсультируйся хотя бы у Марин Ле Пен, если мне не веришь.

  • verkovichm 17 января 2016 в 23:09 из России

    Москва не тот город - где есть счастье. Денег может и принесёт столица - но счастья нет там. Поверьте на слово. А уж искусство там давно не живёт... Только коммерция... В том числе и в кино. Альтернатива - Петербург (Ленинград) - в нём и люди другие живут. Они внутри другие.

  • ass_pushkin 18 января 2016 в 00:23 из США

    vfb (17.01.2016 19:19) писал(a):
    Зачем в Беларуси или в России снимать фильмы на забугорном материале? У нас достаточно своих героев и сюжетов, чтобы делать хорошее кино.
    надо учиться читать,да. Я ПРИВЕЛ ПРИМЕР доктора мартина, как сериала на местном материале Я не предлагаю снимать белорусского доктора мартина. Вернитесь, перечитайте написанное.

  • ass_pushkin 18 января 2016 в 00:29 из США

    ass_pushkin (17.01.2016 19:13) писал(a):
    Предположим, Доктора Мартина очень даже можно снять на региональном белорусском материале-так ведь не дадут, замучают жалобами мелкие чины. А в Докторе Мартине очень хорошо показаны будни островной администрации,работа врача,работа местной школы.Смотреть очень интересно! А теперь представте съемки у нас-все будут только и бегать в следственный комитет жаловаться.
    Для тех, кто не умеет читать, ДМ всего лишь пример того, что можно снять интересное всем в мире кино на региональном материале. А теперь представте себе съемки независимого безбюджетного сериала Пинская шляхта-наши дни, Пинск,снимаю непрофессиональных актеров, по своему сценарию, на основе Дунина Марцинкевича...Уверен-посадят в КПЗ, непрофессиональных актеров застращают, аппаратуру отберут.

  • ass_pushkin 18 января 2016 в 00:37 из США

    Еще пример-Дубровского в России сняли на осовремененном материале. Не бог весть какой бюджет, смотрится отлично и не вызывает протеста. Снимаем то же самое на белорусском материале-вой обиженных местных олигархов, чиновников и вопли "запретить!", "не позволим очернять!" и все вот это вот. Просто белорусский бассейн слишком мелкий, и власть вместо того, чтобы заниматься реальными делами стоит с дубиной в его центре и всем все запрещает.А могли бы дети весело плескаться в этом бассейне.

  • Мирагор 18 января 2016 в 05:22 из Норвегии

    Ценности, пропагандируемые государством, - патриотические, религиозные и тому подобные - искусственны. Читать полностью: http://news.tut.by/culture/480877.html Просто большевики вцепились во власть мёртвой хваткой убитого зверя.Ещё предстоит разжать их челюсти,снятую шкуру положить под ноги,будет теплее,тушу можно скормить голодным собакам и кошкам.

  • Николай_Прокопенко 18 января 2016 в 08:38 из Беларуси

    литовский мир в литве забудь как страшный сон **** это Русь хоть и белая

  • Люди_В Курсе 18 января 2016 в 11:10 из Беларуси

    vfb (17.01.2016 20:19) писал(a):
    Ну, у прозападных агитаторов и провокаторов и Победа 1945 года вопреки Сталину, и хорошее кино в СССР - вопреки системе. Тогда почему сейчас нет хорошего кино? Может, благодаря отсутствию системы и, прежде всего, идеологии?
    Так вам дай волю, вы ж опять начнете "шедевры" про Ленина в октябре снимать да насквозь лживые агитки про счастливую и роскошную жизнь советских колхозников, которые,вас послушать, только и мечтали за трудодни горбатиться. Что же касается роли Сталина в победе, то у него ума хватило лишь чтобы проворонить нападение, отдать земли до Волги и Кавказа, а потом бездарно пол страны положить.

  • vinck 18 января 2016 в 11:12 из Беларуси

    Какие ценности могут быть у воров и преступников?

  • Нормировщик 18 января 2016 в 11:33 из Румынии

    vfb (17.01.2016 20:19) писал(a):
    Ну, у прозападных агитаторов и провокаторов и Победа 1945 года вопреки Сталину, и хорошее кино в СССР - вопреки системе. Тогда почему сейчас нет хорошего кино? Может, благодаря отсутствию системы и, прежде всего, идеологии?
    Да, вопреки. Уже давно доказано. А фильмы - действительно. На одну "Операцию Ы" - сотни и тысячи откровенного г. Не знал такого? Если бы американцы столько уг снимали - давно в трубу бы вылетели. А сейчас - да, благодаря отсутствию направленной на развитие общества системы и, прежде всего, нормальной идеологии. А не текущей идеологии наркопотребителей и дилеров в роли государственных алкозаводов.

  • Василий_Петров_talks67 18 января 2016 в 11:46 из Беларуси

    наши настоящие ценности, это духовно-нравственное богатство нашего народа государственные атрибуты, такие как Флаг и Герб появились в конкретный исторический период, как и Погоня и наш народ выбрал на первом референдуме в 1995 именно теперешний флаг и герб, а не погоню для кого-то может и символы оппозиции искусственны, надо уважать мнение большинства и быть терпимей друг к другу

  • Василий_Петров_talks67 18 января 2016 в 11:52 из Беларуси

    Люди_В Курсе (18.01.2016 11:10) писал(a):
    Так вам дай волю, вы ж опять начнете "шедевры" про Ленина в октябре снимать да насквозь лживые агитки про счастливую и роскошную жизнь советских колхозников, которые,вас послушать, только и мечтали за трудодни горбатиться. Что же касается роли Сталина в победе, то у него ума хватило лишь чтобы проворонить нападение, отдать земли до Волги и Кавказа, а потом бездарно пол страны положить.
    Почему у прозападных и западных либералов Сталин вызывает приступы страха и вопли даже после его смерти? «После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его». Иосиф Виссарионович Сталин

  • yasno99 18 января 2016 в 12:29 из Беларуси

    Я смотрела "Игры мотыльков" - сильный фильм. Хотя чернуха - она и есть чернуха. Что ж, если такие фильмы снимают - значит, это кому-нибудь нужно. Но страшно себе представить, что было бы, если бы все люди имели убеждения и взгляды, подобные взглядам этого режиссёра. Человечество просто перестало бы существовать от ненависти и подлости, обращённых на самоё себя. Слава Богу, людей, которые любят свою страну, оптимистичны, жизнерадостны и человеколюбивы, всё-таки больше, чем тех, у которых в голове тараканы и пожирающие друг друга пауки.

  • lodi-73 18 января 2016 в 12:32 из Европы

    СОГЛАСНА! Что есть то есть!

  • vfb 18 января 2016 в 13:47 из Беларуси

    Нормировщик (18.01.2016 11:33) писал(a):
    Да, вопреки. Уже давно доказано. А фильмы - действительно. ...5:
    То-то советские фильмы и сейчас прекрасно смотрятся, а современную чернуху и мыло или голливудский выпендреж смотреть невозможно. Не зря были созданы метод социалистического реализма и система заказа и отбора фильмов, что и позволяло создавать шедевры киноискусства.

  • vfb 18 января 2016 в 13:54 из Беларуси

    Люди_В Курсе (18.01.2016 11:10) писал(a):
    ...Что же касается роли Сталина в победе, то у него ума хватило лишь чтобы проворонить нападение, отдать земли до Волги и Кавказа, а потом бездарно пол страны положить.
    Ты явно проворонил суть начала войны. Скифы всегда так делали - заманивали агрессора вглубь своей территории, а затем его били в усмерть. При огромной территории страны это практически единственный способ защитить ее в доядерную эпоху.

  • slounik 18 января 2016 в 18:12 из Беларуси

    vfb (17.01.2016 18:23) писал(a):
    Из всех искусств для нас важнейшим является кино (В.И.Ленин). Сейчас мы имеем не кино, а мусор, тогда как в СССР создавались шедевры киноискусства.
    ну ка пример шедевра? который хоть кто-то еще смотрит за пределами б. СССР? Из всех искусств для нас важнейшим является кино и цирк (В.И.Ленин).

  • slounik 18 января 2016 в 18:13 из Беларуси

    vfb (18.01.2016 13:54) писал(a):
    Скифы всегда так делали - заманивали агрессора вглубь своей территории, а затем его били в усмерть.
    Скифы - это кто? точно не предки белорусов.

  • obmiennik 19 января 2016 в 11:42 из Беларуси

    Василий_Петров_talks67 (18.01.2016 11:52) писал(a):
    Почему у прозападных и западных либералов Сталин вызывает приступы страха и вопли даже после его смерти? «После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его». Иосиф Виссарионович Сталин
    у многих как западных так и восточных либералов и консерваторов чувство страха вызывает Гитлер, даже после смерти. Не знаете, за что?