Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    27282930123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
  • Популярное
  • Другие новости

Кругозор


С 14 по 17 января в Минске проходит Международный рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров «Нябёсы». TUT.BY посмотрел на мир батлейки глазами мастера из Новополоцка Андрея Ретикова, который уже 20 лет смешит детей и взрослых — водит кукол по сцене, мастерит из дерева игрушки и возит представление в старом чемодане, где хранится секрет хорошего спектакля.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

20 лет в кукольном театре

Андрей Ретиков — филолог, и в процессе изучения народного театра он искал информацию о способах изготовления батлейки. В конце 80-х он пришел работать в Центр национальной культуры Новополоцка и занялся кукольным делом. Периодически Андрей ездил в Белорусский государственный институт проблем культуры, где собирал материалы о театре, а в 1997—1998 годах попал в «Беларускую хатку», где впечатлился батлейкой. И вот уже 20 лет Андрей занимается кукольным театром, а с 2003 года — полностью отдал себя батлейке.

— Это всегда мне было интересно. Слово «батлейка» всегда витало: куклы, таинственный ящик… Возможно, к ней меня подтолкнуло то, что в театре стало мало людей, все пошли искать работу. А в батлейке один человек — и режиссер, и актер, и делает декорации, и мастерит ящик.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Батлейка — белорусский народный театр кукол. Театр зародился в XVI веке и до XIX века в основном показывал библейские сюжеты: рождение Христа, преследование его царем Иродом. Потом батлейка эволюционировала, со временем ушла из церкви и попала в руки ремесленников, которые дополнили ее бытовыми сценами.

Батлейку показывают в двухъярусном ящике с открывающимися дверцами. Куклы из разных материалов на палочке перемещаются по сцене по желобам. Традиционно представление ставил, мастерил и играл один человек. Во время спектакля он стоял за ящиком и говорил за кукол.

Так как по образованию Андрей никак не связан с театром, он называет себя самородком. Сейчас он руководитель народного театра кукол «КапялюШ» Центра ремесел и традиционных культур в Новополоцке, и его постановки получают призы на различных фестивалях. Помимо кукольных спектаклей, он работает еще мастером по ремеслам и занимается деревообработкой. А в последнее время занялся деревянной игрушкой и на «Славянском базаре» в выставке «Забава» занял первое место за своего коня-качалку.

По словам Андрея, любовь к дереву у него в генах. До шести лет он рос в деревне с бабушкой и дедушкой, а дедушка был краснодеревщиком.

Андрей вспоминает, как дедушка делал лодки и мебель: «Он был без ног, ставил коляску, закуривал папиросу и приступал к работе».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Спектакль в чемодане: пушечка и хлопушки, магнитофон и куклы

На «Нябёсах» Андрей Ретиков представил кукольный спектакль с элементами батлейки «Каляды паноў Кубліцкага і Заблоцкага».

В шкаф встроен верхний ярус с батлейкой. Персонажи-марионетки рассказывают историю на нижней сцене, а во сне попадают в батлейку, где происходят чудеса. Спектакль написан по мотивам книги Пятро Васючэнкі «Жылі-былі паны Кубліцкі і Заблоцкі». Мелкие помещики готовятся отмечать праздник и вспоминают былые тучные времена, когда столы ломились от еды. Перед сном к ним приходит служанка Параска и рассказывает, как сходила на базар и видела батлейку.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Перед началом Андрей открывает старый чемодан, со смехом замечая, что приходится собирать их на свалке. В чемодане — атрибуты магии, которые на сцене превратятся в маленькую историю: хлопушки, пушечка, куклы, магнитофон и «кашуля» из льна для артиста. Пушечка стреляет хлопушкой. Андрей вспоминает, что раньше они были больше.

— На одном фестивале дама из жюри решила подойти поближе и сфотографировать сцену. Тут прямо в нее вылетела хлопушка, — Андрей артистично показывает состояние шока, в котором была женщина. Но она не пострадала и вручала ему в конце диплом.

Панов Кублицкого и Заблоцкого Андрей сделал в двух вариантах: марионеток для нижнего яруса театра и маленьких куколок для батлейки. Куколки делаются из глины, пенопласта, дерева, трикотажа. Конкретно для этого спектакля куколки сделаны из глины. Марионетки побольше — из ткани.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Как рассмешить детей и взрослых, или Залог хорошего спектакля

Андрей расплывается в улыбке, когда вспоминает свою первую батлейку.

— Когда я сделал реконструкцию батлейки, я подумал: «Хорошо, красиво. А теперь куклы на палочке. И что? Семь минут спектакля. Что я там буду делать?» Потом я взял куколку, повернул ее, появился образ, кто-то засмеялся, я подхватил, стал смешить этого ребенка еще больше — и раздался общий смех в зале.

Спустя годы Андрей уже знает наизусть приемы для того, чтобы рассмешить или привлечь зрителя. Где-то персонажу надо просто замолчать и осмотреться. Детям кажется, что персонаж живой, смеется Андрей.

— Это волшебство — уметь оживить героя.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Андрей вспоминает, как одна кукла вызывала смех при первом же появлении на сцене.

— В спектакле была барышня, хозяйка в чепчике. У нее была большая грудь и попа. Один мальчик при виде этой тети заливисто хохотал весь спектакль. Через 20 минут мы готовы были его убить, потому что сами уже едва сдерживали смех.

Был и другой курьезный случай. Готовясь к очередному фестивалю, Андрей открыл батлеечную «скрыню» и увидел там маленькую девочку.

— Я спросил, что она тут делает. А она пропищала, что она в домике. А по размеру он был ей как раз, она сама была как кукла.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Артист перечисляет, что хорошо работает прямое обращение к зрителю: так можно кого-то вызвать на диалог. Но есть опасность так разговориться, что потом трудно вернуться к игре. В каждом показе обязательно присутствует импровизация, объясняет Андрей. По его словам, если сыграть спектакль сто раз и посмотреть на первоначальный сценарий, это будут разные постановки.

— Бывает, услышишь какую-то новость, добавишь ее в батлейку ненавязчиво, — кто-то среагирует, засмеется.

В центре, где работает Андрей, он ведет и батлеечный класс для детей.

— В последнее время объясняю им, что батлейка раньше была вместо газет, телевизора и интернета. На площадях и ярмарках батлеечники рассказывали последние новости в виде сценок.

Вообще Андрей рассказал, что часто берет сюжеты из жизни. Например, в его спектакле «Полоцкая батлейка» среди персонажей есть местная торговка и та, которая приехала из России.

— Такие сейчас ходят по офисам и предлагают конфеты, рыбу, консервы… И мой персонаж торгует тульскими пряниками, архангельскими консервами, печенью трески. А за ней идет местная продавщица, которая мотивирует купить наше сало.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Актер использует марионетки, у которых двигаются только ручки. Зато их можно надеть на пять пальцев каждой руки и показывать массовые сценки.

— Когда я выхожу на поклон, зрители обычно ждут, что выйдет кто-то еще. А это все я один говорил — и за женские персонажи.

В последнее время Андрей отмечает рост интереса к батлейке. По его наблюдениям, еще пять лет назад тех, кто занимается ей, можно было пересчитать по пальцам. Он считает, что современную батлейку интереснее смотреть взрослым, а не детям.

— Ты выходишь с куклой — и сразу все улыбаются. А ребенка еще надо завлечь, ему сейчас нужны современные технологии.

При этом он говорит, что прием разговора с залом срабатывает со взрослыми даже лучше, чем с детьми.

— Когда спрашиваешь, куда пошел какой-то персонаж, они кричат, что не видели. Смотрят яркими глазами и охотно вступают в диалог с куклой.

Андрей предполагает, что батлейка позволяет взрослым уйти от суеты и отвлечься.

Залогом хорошего спектакля артист называет искренность. Спектакль удался, когда хорошая игра актера, подходящая фонограмма, удачный свет, с первой минуты волшебный голос — и ты веришь в то, что происходит.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Знаки, которые остановили от закрытия театра

Но было время, когда Андрей хотел бросить батлейку. Все актеры разбежались, после изменений в ведении гастрольной деятельности их перестали приглашать. На вопрос, что изменило его решение, Андрей односложно, но растяжно отвечает: «Знаки». Однажды на каком-то мероприятии он увидел на сцене плакат со словами из Библии «Не зарывайте свои таланты».

— Я тогда чуть в обморок не упал, потому что в тот момент уже решил закрыть театр.

Артист не скрывает, что батлейка - неприбыльное дело. В начале 2000-х он вместе с коллективом ездил по деревням и показывал по два-три спектакля в день в школах. Но говорит, что сейчас 60% тех школ закрылись. Сейчас он от случая к случаю выступает в торговых центрах, на фестивалях, в летних и зимних лагерях, санаториях.

— Все зависит от того, кто приглашает. Кто может заплатить за представление, тот платит.

«Ах, в сказку попали!»

Но начинается подготовка к спектаклю. За полчаса до представления Андрей передвигает шкаф, прикрепляет крышу, створки, раскладывает кукол, подключает лампы к ящику, заряжает пушечку, надевает «кашулю» и прикрепляет шпаргалку с текстом. А потом какое-то время стоит молча и сосредоточенно, собираясь с мыслями. Представляя спектакль, Андрей рассказывает, как долго он с командой ехал в Минск: по дороге их застигла метель, и они едва не потеряли дорогу.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Затем гаснет свет, на сцену выходит Андрей с фонариком и открывает створки шкафа. Просыпаются пан Кублицкий и Заблоцкий — так начинается спектакль. Атмосферу создают полумрак, неоновая подсветка, дающая эффект лежащего вокруг снега. Хрустит снег, гудит вьюга. Дети смотрят начало и шепчут: «Ах, в сказку попали!».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фестиваль «Нябёсы» проходит по благословению митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Павла. В этом году в конкурсной программе участвуют 19 театров из Беларуси, России и Украины. В этом году фестиваль поддержал режиссер Кшиштоф Занусси.

В жюри конкурса — отец Сергий Храпицкий, актриса Белорусского государственного театра кукол Яна Агеенко, художник по театральным костюмам Татьяна Лисовенко, театроведы Екатерина Еремина и Надежда Яковлева. Победителей будут определять в номинациях «За лучшее художественное исполнение», «За лучшее оформление батлеечной скрыни», «За лучшее раскрытие духовно-нравственного содержания спектакля», «За лучшее оригинальное решение».

Фестиваль проходит в актовом зале Образовательного центра при Свято-Елисаветинском монастыре по адресу ул. Выготского, д. 5.


Комментарии с форума