Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


1 декабря мастеру парадоксальных историй и комедии ситуаций и воспевателю Нью-Йорка, четырехкратному обладателю «Оскара», который режиссер ни разу не забрал сам, Вуди Аллену исполняется 80 лет.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Вуди Аллен прославился своими остроумными комедиями, в которых нередко играл сам себя — нью-йоркского неврастеника, регулярного клиента психоаналитиков, который постоянно размышляет о смерти, еврейских корнях, преступлении и наказании, а также об отношениях между мужчиной и женщиной. В его картинах ирония и сарказм переплетаются с драмой, а судьбой человека порой правит парадокс. Кинокритики признавали его одним из наиболее влиятельных кинорежиссеров. Помимо наград на престижных кинофестивалях за свои фильмы, он получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а также «Пальмовую ветвь пальмовых ветвей» на Каннском кинофестивале за вклад в кинематографическое искусство.

Вуди Аллен родился в Нью-Йорке и поначалу, чтобы заработать, писал шутки в газеты, впервые используя псевдоним Вуди Аллен (на самом деле режиссера зовут А́ллен Стю́арт Конигсберг, но затем он сменил имя и стал Хейвудом Алленом). После школы он поступил в Нью-Йоркский университет, где изучал кинематографию и успешно провалил этот курс. После исключения он продолжил литературную карьеру и стал писать пьесы для Бродвея. Какое-то время Аллен писал шутки для шоу, например, для «Шоу Эда Салливана», «Вечернее шоу» и «Час Сизара». Потом он попробовал себя в жанре юмористической импровизации, где отточил образ неврастеника на сцене. Кроме того, с юности Вуди Аллен играет на кларнете. Он любит джаз, и его до сих пор можно встретить в клубах Нью-Йорка, играющим на кларнете или саксофоне. Его любовь к музыке воплотилась в оперной постановке «Джанни Скикки» Пуччини, которую режиссер поставил в Лос-Анджелесском оперном театре и которая довольно тепло была встречена публикой.

С 1966 года Аллен начал писать пьесы для Бродвея и стал одним из самых успешных драматургов самой длинной театральной улицы Нью-Йорка. Параллельно с театральной работой Аллен начал снимать кино. В фильмах он почти всегда и сценарист, и режиссер, и исполнитель главной роли. Хотя в последние годы он редко появляется в кадре. Переломным в его творческой карьере фильмом стала картина «Энни Холл». Сценарий к фильму Аллен написал специально для актрисы Дайан Китон, с которой у Аллена был роман, закончившийся многолетней дружбой. Во многом фильм автобиографичен, но именно в нем появляется фирменное «алленовское» сочетание драмы и иронии. Фильм до сих пор входит в сотню лучших фильмов ХХ века.

В начале 2000-х фильмы Аллена были плохо встречены критиками и проваливались в прокате. Тогда были сняты «Проклятие нефритового скорпиона» и «Голливудский финал». Но затем в 2005 году «Матч-пойнт» стал одним из самых успешных его фильмов за несколько лет. С этого года Аллен «изменил» любимому Нью-Йорку и стал снимать фильмы в Европе. После «Матч-пойнта», снятого в Лондоне, последовали «Вики, Кристина, Барселона», «Полночь в Париже», «Римские приключения». Затем режиссер «вернулся» в Америку, вышел фильм «Жасмин» с Кейт Бланшетт в главной роли, «Магия лунного света» с Колином Фертом и Эммой Стоун и «Иррациональный человек» с Хоакином Фениксом и той же Эммой Стоун. Вот уже пять лет 80-летний режиссер снимает по фильму каждый год и уже приступил к подготовке новой картины, название которой еще неизвестно.