Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Французский фотограф Ян Артюс-Бертран уже много лет снимает разные уголки земли с вертолета, фиксируя климатические изменения, надвигающуюся экологическую катастрофу и воспевая красоту планеты. Логическим продолжением этой миссии стал фильм «Дом», снятый в 2009 году, который призывает к экологическому сознанию людей. Фильм посмотрело уже около 600 миллионов людей. Только на YouTube у него более 40 миллионов просмотров.

25 ноября Ян Артюс-Бертран представил свой фильм в Минске, а 27 ноября в пространстве «ЦЭХ» (ул. Октябрьская, 16, вход через бар «Хулиган») открывается одноименная фотовыставка, где мир предстает с высоты птичьего полета.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Все выбросы углекислого газа, связанные с показом фильма «Дом», подсчитываются и компенсируются денежными взносами, которые идут на приобретение энергии в тех регионах планеты, где ее нет. Фильм доступен бесплатно каждому человеку из любого уголка мира, переведен на многие языки и диалекты.

О чем должен задумываться каждый уважающий себя человек, почему коммунизм лучше капитализма и чем плоха демократия — в беседе журналиста TUT.BY с известным фотографом до открытия выставки.

Зайдя в «ЦЭХ», где к этому времени уже были развешаны работы, Ян Артюс-Бертран, ни на кого не обращая внимания, сразу же быстро прошел по помещению, окинув взглядом работы. Он сказал, что доволен их расположением, но ему необычно видеть их в лофте с голыми кирпичными стенами. «Но это оживило их, они подстроились под окружение. Я прекрасно знаю свои фотографии, и они хорошо здесь представлены», — удовлетворенно заключил фотограф.

Фото: Ян Артюс-Бертран

До приезда в Минск Артюс-Бертран был в Бангладеш и говорит, что увиденное его потрясло:

— Находясь между тающими ледниками гор и циклонами с юга, эта страна больше всего страдает от климатических изменений. На площади в четыре раза меньше, чем Франция, там живет 160 миллионов жителей. Мне понравилось фотографировать насыщенную жизнь. Но где бы я ни был, я наслаждаюсь тем, что делаю. У меня нет особо любимых стран, я рад любому месту.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

При этом фотограф признался, что еще многого не видел, а после визита в Беларусь захотел фотографировать и ее.

— До сегодняшнего дня мне был известен только стереотип, что Беларусь — последняя советская страна в мире, не считая Северную Корею. Но я не знал вашей страны, и мне понравилась ваша природа. Я хотел бы вернуться сюда в середине октября, когда леса меняют цвет.

Фото: Ян Артюс-Бертран

Фотограф отметил, что стереотип о «советскости» Беларуси если и не развеялся, то потрепался.

— На показе фильма я видел молодых людей, которые одеты, как у нас, и задают те же вопросы. Такая атмосфера вполне могла быть и во Франции. Но, признаюсь, фотографии вашего президента с сыном в военной форме во Франции воспринимаются странно. С другой стороны, мне нравится чистота на улицах, симметрия ваших зданий советского времени, военные в больших фуражках… Но я — гражданин мира и очень открыт, поэтому у меня нет приоритетов, я везде хорошо себя чувствую.

Фото: Ян Артюс-Бертран

Фотограф отметил, что с удивлением увидел в Минске дорогие машины, хорошо одетых людей, шикарные рестораны, красивых девушек — все самое современное, что открывается перед приезжим после того, как он разберется в аэропорту с отзвуком советского времени — горой документов.

Обратив внимание на то, что с появлением интернета границы стираются, фотограф перешел к глобальным проблемам Земли. По его словам, прогнозы очень катастрофичны, но люди так привыкли к ужасным предсказаниям, что живут в коллективном отрицании и не верят в то, что давно известно.

Фото: Ян Артюс-Бертран

— Делать прогнозы — неблагодарное дело. Но уже наступают климатические изменения, и это факт. Поэтому грядущая катастрофа не такой уж кошмар, который пугает по ночам во сне.

Продолжая эту мысль, Артюс-Бертран объясняет, почему постепенно в работе перевел акцент с красоты планеты на человека и его слова об окружающем его мире. По его словам, теперь он старается проникнуть в сердце человека.

Фото: Ян Артюс-Бертран

— Во время путешествий я встречаюсь с людьми, чья жизнь очень отличается от моей. Например, я видел сельскохозяйственных работников, их жизнь в буквальном смысле зависит от урожая, и они каждый день трудятся в поле, которое их питает. Мне кажется, люди поймут друг друга быстрее, смотря на мир с доброжелательностью, добротой и любовью, чем через обязательства и укоры. Мир изменится после глубинных преобразований в самом человеке.

Фото: Ян Артюс-Бертран

— Как вам кажется, спустя тысячи лет, от чего человечество скорее погибнет: от того, что захлебнется в собственных отходах, испортит экологию настолько, что жизнь на Земле станет непригодной, или, скорее, от войн?

— Я отказываюсь отвечать на этот вопрос, — улыбаясь, говорит фотограф и продолжает: Я оптимист. В своем фильме я постоянно повторяю мысль, что уже слишком поздно, чтобы быть пессимистом. Пессимисты любят пассивность, а сегодня уже надо действовать.

Артюс-Бертран убежден, что капиталистическая система не может решить проблем окружающей среды. Он считает, что капитализмом движет постоянная погоня за деньгами, и поэтому эта система разрушает прекрасное. По его мнению, коммунизм справился бы с этой задачей, если бы существовал в первоначально задуманном виде.

— В коммунизме были прекрасные цели, но человек их извратил. Может быть, коммунистам не хватило любви и гуманизма. Это стало идеологией, а идеология всегда опасна. Мне кажется, проблема в том, что в мире слишком огромный разрыв между бедностью и богатством. А больше всего богатых сконцентрировано в Америке.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Переходя к более практическим рекомендациям о том, какой минимальный и посильный вклад может внести каждый человек в сохранность мира, фотограф подчеркнул, что надо жить осознанно.

— Люди сегодня совершают вещи, которые могут и не совершать: покупают много вещей, едят мясо, летают самолетами. Все это наносит вред окружающей среде. Сегодня не надо много делать: достаточно просто потреблять меньше и быть скромнее. В капиталистической системе добропорядочный гражданин — это потребитель, который ходит по магазинам, ездит на машине. Все эти достижения демократии — больницы, школы — оплачены потреблением. Это немного смахивает на паранойю: мы уже почти обязаны потреблять.

Артюс-Бертран отмечает, что весь мир мечтает жить, как в его стране, прельщаясь уровнем медицины и образования. Но он критикует тот факт, что с повышением уровня жизни человек начинает потреблять больше: покупает по два холодильника и две машины. Он убежден, что нужно помогать людям, любить их и думать об окружающих. «Столько вещей, которые надо делать… Все их знают, и им не так трудно следовать», — заключает фотограф.

Фото: Ян Артюс-Бертран

— Я думаю, каждый человек каждый день должен задавать себе вопрос, что такое счастье, какой смысл он придает жизни и какова его миссия. Мне кажется, жизнь не имеет смысла сама по себе, только человек наделяет ее оным. Это не простой вопрос, и ответ на него не всегда очевиден. Этим вещам не учат в школе. Я вижу интерес к своему фильму у молодых людей, потому что они в том возрасте, когда ищешь смысл жизни. Надо действовать и приносить счастье другим своими действиями. Не делать ничего и не видеть дальше своего небольшого мира, примириться с ним — это печально.

Для себя лично Артюс-Бертран определил счастье как пребывание в конкретном моменте и проживание его на сто процентов. Он заметил, что, как бы просто это ни звучало, на самом деле очень трудно полностью погрузиться в дружбу, любовь, отцовство и забыть обо всем на свете. «Поэтому люди так увлечены кино: оно позволяет забыть об окружающем. В реальной жизни проживать так увлеченно каждый миг сложнее», — считает фотограф.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY