В рамках кинофестиваля «Лістапад» 7 ноября прошла премьера фильма «ГараШ» по сценарию Андрея Курейчика про жизнь в столичном микрорайоне Шабаны. По замыслу его создателей, проект должен был показать, что в нашей стране можно снимать независимое кино о Беларуси и для белорусов без государственной поддержки. Кроме того, авторы хотели создать жизненный фильм о белорусах, который будет интересен самим белорусам. Удалось ли справиться с задачей, TUT.BY выяснил у экспертов и первых зрителей картины.

Интерес подтверждается аншлагом на премьере и скупленными билетами на следующие сеансы, а также тем, что администрация «Лістапада» организовала дополнительный показ 12 ноября в кинотеатре «Мир» и «Победа».

«Затянутый анекдот» и «поверхностные знаки белорусскости»

Культуролог и киноаналитик Максим Жбанков отметил, что знаком с Андреем Курейчиком около 10 лет и давно наблюдает за его творческой эволюцией: «То, что он от статуса актера в эпизодах и сценариста переходит в статус кинорежиссера — интересный и достойный уважения момент». Но это не спасло фильм от критики. По мнению Максима Жбанкова, «ГараШ» не является полноценным фильмом.

— Мне кажется, это фильм, в котором Андрей Курейчик учится быть режиссером — белорусского независимого кино. А это еще большая ответственность и еще большая степень риска.

Кинокритик считает, что прежний опыт кинематографической работы Курейчика в российских сериалах и коммерческом кино проглядывается в картине в виде заготовок «непритязательного народного зрелища».

— Получился затянутый анекдот, который тянут в разные стороны пафосная операторская работа, сценарий, который без ущерба для смысла можно было бы рассказать на экране за три минуты, слабая игра молодых героев, неадекватное музыкальное сопровождение и суровая натуральная харизматичность блестящих музыкантов — Александра Куллинковича, Юрия Наумова и Егора Забелова. Все это вместе не складывается в цельный образ нового белорусского кино. С легковесным коммерческим багажом не стоит подходить к задаче создания национального белорусского кино: слишком несоизмеримы оказываются креативный ресурс и претензии автора, — считает кинокритик.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Максим Жбанков также отмечает, что, прежде чем погружаться в осмысление белорусской ситуации в формате авторского киновысказывания, режиссеру не мешало бы глубже погрузиться в эту реальность и попытаться понять ее.

— Пока мы видим набор очень поверхностных знаков белорусскости: красно-зеленые флажки, отсылки на всесильного Его, рассуждения о том, что не работать нельзя, потому что станешь тунеядцем… Это все банальные жесты, и чтобы их увидеть, не надо смотреть кино Курейчика. Достаточно просто выйти на улицу. Получилось как бы коммерческое кино про как бы Беларусь. Автор имеет право на свою точку зрения, но надо или соответствовать заявленной «проблемности», или не озвучивать столь громких претензий.

«Удачный эксперимент, о котором спустя много лет напишут в учебниках о возрождении белорусского кинематографа»

Фото из личного архива собеседника
Фото из личного архива собеседника

Журналист, продюсер, руководитель группы компаний «Карамболь» Владимир Максимков называет «ГараШ» успешным примером того, что в Беларуси можно снимать кино, независимое от киностудии и государственных бюджетов.

— Главное достоинство этого продукта — то, что он есть. Точка. А дальше можно оценивать, насколько он хорош. На мой взгляд, там есть драматургические недоработки и режиссерские невнятности. Но в целом это удачный опыт, учитывая краткие сроки и малый бюджет фильма.

Владимир Максимков убежден, что в Беларуси надо снимать кино о белорусах глазами белорусов, о вещах, которые им самим интересны, и миру будет интересен белорусский взгляд на общечеловеческие проблемы и жизнь.

— Нам не стоит копировать схемы успешного кинематографа других стран. В этом мы отстали надолго, если не навсегда, — считает Максимков.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Продюсер отметил, что аудитория у этого фильма есть, и несмотря на лобовой юмор, было «три-четыре настолько удачных в житейско-юмористическом смысле эпизодов, что зал покатывался от хохота». Максимков обратил внимание, что «Гараш» задумывался как сериал, у которого есть свои законы, и это сказывается на конечном продукте.

— При наличии бюджета из этого материала вышел бы крепкий ситком. Но я бы не относился к этому фильму как к великокультурному событию кинематографа. Это удачный эксперимент, и я убежден, что он вошел в историю, и спустя много лет о нем напишут в учебниках о возрождении белорусского кинематографа.

Социальная сатира со слабой режиссурой

Фото из личного архива собеседника
Фото из личного архива собеседника

По мнению редактора еженедельной аналитической газеты «Белорусы и рынок» Тараса Тарналицкого, «ГараШу» лучше всего удалась социальная функция.

— Фильм четко фиксирует нелицеприятные детали белорусской реальности, в которой варятся и герои фильма, и зрители по ту сторону экрана. Мантре «не обманешь — не проживешь» два чумазых автослесаря учат молодого героя, неудавшегося эмигранта и ярого приверженца американской мечты. Здесь прямым текстом говорится о том, почему частному бизнесу (да и всем белорусам) проще жить по коррупционным правилам, чем по закону.

И все же, считает Тарас Тарналицкий, смысловая и визуальная фактура «ГараШа» слишком тяжеловесна для черной комедии.

— Картина стремится к социальной сатире, слабым звеном которой является слабая режиссура. Фильм очень быстро разваливается на отдельные куски-мизансцены, иногда удачные, но чаще провальные. Эклектичность оказывает авторам медвежью услугу — порекомендовать «ГараШ» в качестве развлечения на вечер язык не повернется. Впрочем, переживать по этому поводу не стоит — своего зрителя фильм все равно найдет.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Это сигнал нам всем, что кино можно и нужно снимать, даже про белорусов»

Фото из личного архива собеседника
Фото из личного архива собеседника

У декана факультета экранных искусств Академии искусств Павла Иванова фильм оставил приятные впечатления. Он считает, что «ГараШ» рассчитан на любой возраст от 16 (таково ограничение кинопрокатчиков. —  TUT.BY) до 100 лет независимо от их социального положения. Но вот показать картину по телевидению не получится из-за нецензурной лексики, которая присутствует в картине.

— Это чисто белорусский продукт, который своей темой и героями понятен тем, кто здесь живет. Фильм сделан неплохо, но заметно, что на съемку было мало средств.

Несмотря на это замечание, Павел Иванов отметил, что в фильме угадывается рука Андрея Курейчика благодаря сильной драматургии и тонкой иронии. «Это хороший пример и сигнал нам всем, что кино можно и нужно снимать, даже про белорусов», — считает декан.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото из личного архива собеседника
Фото из личного архива собеседника

Руководитель проекта «Киноспринт» и продюсер в Мастерской социального кино Константин Воробей из положительного в кино отметил его злободневность.

— Фильм несет хорошую социальную направленность, поднимает большое количество социальных тематик, при этом выглядит это ненавязчиво и с долей юмора.

Константин считает, что «ГараШ» доказал посыл авторов, что в Беларуси нужно просто брать и снимать кино — «разное по жанрам, для разного зрителя, с разными целями». При этом Константин отметил, что подобный фильм трудно представить на телевидении, но фильм понравится разному контингенту: «Скорее всего, это кино для активных пользователей интернета, независимо от того, к какому классу они себя относят».

Читайте также:

Снят первый фильм о конфликте цивилизаций в Шабанах — черная комедия «ГараШ»

Андрей Курейчик презентовал тизер нового белорусского кинопроекта «ГараШ»

{banner_819}{banner_825}
-25%
-40%
-10%
-10%
-50%
-10%