Павел Стаяновский, фото из архива музея,

Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» приглашает на экскурсию по усадьбе Ваньковичей. В XIX веке усадьба была культурным центром столицы. Музей-усадьба буквально переносит посетителей в другое временное измерение, где в гости может прийти Станислав Монюшко или Винцент Дунин-Марцинкевич или где можно полистать книги из библиотеки двухсотлетней давности.

В сердце современного Минска, на некогда Волоцкой улице Верхнего города уютно разместилась городская усадьба, построенная еще в конце XVIII в. В 1846 году дом купил судья, предводитель дворянства Минского уезда Эдвард Ванькович. Помимо господского дома в усадебный комплекс входили также несколько флигелей, в которых размещались конюшня и каретная Ваньковичей, кухня усадьбы, квартира управляющего, а также зимняя отапливаемая оранжерея Ваньковичей. При жизни хозяина и его потомков усадьба была своеобразным культурным центром, куда приходили многие представители минской дворянской интеллигенции, собирались художники, музыканты. В доме Эдварда Ваньковича гостил его близкий родственник, композитор Станислав Монюшко. Сюда часто заглядывал и писатель Винцент Дунин-Марцинкевич. Ваньковичи жили в усадьбе до 1920 г. Последним ее владельцем был внук Эдварда — Петр Ванькович, который впоследствии эмигрировал в Польшу, оставив все свое имущество. В начале 1920-х гг. все усадебные комнаты были приспособлены под коммунальные квартиры.

В 1980 г. было принято решение о музеефикации усадьбы, проведены реставрационные работы, восстановлена первоначальная планировка дома. Сегодня здесь находится филиал Национального художественного музея Республики Беларусь — музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века», который открылся для посетителей 12 мая 2000 г. к 200-летию со дня рождения художника Валентия Ваньковича.

Оказавшись в самой усадьбе, посетитель окунается в атмосферу XIX века. Тут не слышно и не видно суеты мегаполиса, вокруг царит умиротворение и благородство эпохи аристократов. Большой коридор делит дом на две части: парадную и жилую. Жилая половина состоит из небольших обособленных покоев, бревенчатые стены которых ничем не закрыты. В парадной части находятся три больших зала с оштукатуренными стенами, что создает представление о более дорогой каменной постройке. Двустворчатые двери парадных покоев расположены на одной оси. Такая планировка является типичной для эпохи классицизма и называется коридорно-анфиладной.

Интерьеры парадных покоев оформлены в стиле ампир, который пришел на наши земли в начале XIX века из Франции и трансформировался в так называемый русский ампир. Художественный замысел стиля с его формами, а также богатым декорированием был призван подчеркивать и воплощать идеи могущества. Вместе с ампиром в общеевропейскую моду пришла египтомания, захватившая материк после египетского похода Наполеона. Отчетливый акцент ампира виден в декоре рабочего кабинета Эдварда Ваньковича и парадной гостиной, где вся мебель выделяется монументальностью конструкций и благородством материала (красное дерево).

Обязательным атрибутом усадьбы любого уважающего себя благородного семейства являлось наличие портретной галереи. Не стала исключением и усадьба Ваньковичей. Большая часть музейной портретной галереи — это портреты современников хозяев дома, занимавших в обществе определенное социальное положение. Здесь и мелкая шляхта, и военные, чиновники судебных ведомств, их жены и дочери. Портреты передают облик, характер, одежду, уровень культуры изображаемых персонажей.

Однако не этим завораживает застывшая во времени усадьба. Здесь все еще осталось легкое, еле уловимое дыхание самих владельцев, осталось ощущение того, что вот-вот откроется дверь — и в покои вернется хозяйка дома или в рабочем кабинете послышится легкое покашливание хозяина. Такой необычный эффект присутствия создают подлинные вещи, которых касались сами Ваньковичи.

В рабочем кабинете Эдварда Ваньковича располагается усадебная библиотека. Безусловно, шляхтичи были людьми образованными и прекрасно владели польским и рядом других языков. Особенно любили французский язык. На нем часто вели переписку, светские беседы. Особой популярностью также пользовалась французская литература. Большинство изданий из коллекции музея напечатаны именно на французском языке. В музей эти книги переданы Национальной библиотекой Беларуси. Одна из этих книг, имеющих особую ценность, лежит отдельно на зеленом сукне столешницы шкафа-бюро. Это «Опыты» авторства Мишеля де Монтеня, изданные в 1802 году в Париже. На титульной странице рукой Эдварда Ваньковича сделана запись по-французски: «Из библиотеки Эдварда Ваньковича».

Следующее открытие ждет посетителей в парадной гостиной — месте торжественных приемов и досуга дворян. Она всегда обставлялась изысканной мебелью, украшалась живописью и скульптурой. Именно здесь расположилась скульптура «Поцелуй Амура». Она является репликой известной композиции итальянского скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея». Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже. Сюжет для скульптуры «Амур и Психея» взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Миф повествует об истории любви самой прекрасной из смертных женщин Психеи и Амура. Эта история имеет счастливый конец: Амур добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму богов. История самой скульптуры не менее драматична. Ведь и она претерпела определенные метаморфозы, пробудившись после долгого сна. Скульптура долгое время была укрыта одеялом из… слоя земли! Ее совершенно случайно обнаружили во время реставрационных работ во дворе усадьбы уже в наше время. Логичным будет предположить, что последний хозяин усадьбы, уезжая в эмиграцию, приказал спрятать скульптуру в землю в надежде скорого возвращения домой.

Еще один неотъемлемый атрибут усадьбы Ваньковичей — это вяз, растущий на ее территории. Посаженный в начале XX века, он был свидетелем и сбора всех родственников на съезды рода, и горечи их прощания с Родиной перед отъездом в эмиграцию. Дождался он и возрождения усадьбы, и сегодня, словно умудренный годами и жизненными невзгодами привратник, встречает всех гостей музея.

Адрес музея: 220 030, г. Минск, ул. Интернациональная, 33А

Время работы: с 10.00 до 18.00 (касса работает с 10.00 до 17.30). Воскресенье, понедельник — выходные.

Телефоны: (017) 327−88−78, 327−87−97.

Стоимость входных билетов в 2015 году: взрослый — 30 000 рублей, льготный — 15 000 рублей.

Стоимость экскурсионного обслуживания — от 40 000 на группу.

Справка о проекте:

Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.

Все материалы проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ»

-20%
-30%
-10%
-30%
-10%
-15%
-30%
-20%
-20%
-10%