Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
Общество
В мире
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311

Кругозор


Павел Стаяновский, фото: автора и архив музея,

Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» приглашает прогуляться по музею белорусского народного искусства в «Раубичах». Это одно из немногих мест в Беларуси, где можно увидеть столько шедевров народного творчества. Уникальные горшки, ковши, соломенные ворота, куклы для батлейки — все эти изделия действительно удивляют.

Музей белорусского народного искусства был открыт 12 декабря 1979 года в 20 километрах от Минска. Размещается он в бывшем Крестогорском костеле (построенном в 1862 году), в живописном месте на территории олимпийского спортивного комплекса «Раубичи».

Согласно легенде, первый храм на этом месте построили в 1650 году после возникновения тут иконы Божьей Матери, которая защитила местного шляхтича Лукаша Халяву во время страшной грозы.

Со временем количество верующих увеличилось, и возникла потребность в уже более основательном храме. В 1858 году был освящен краеугольный камень в фундаменте будущей святыни, и к 1862 году строительство нового каменного костела было завершено.

С 1866 года храм переосвятили в православную Успенскую церковь, которая и действовала до начала 30-х годов XX века. Во время Второй мировой войны и позднее здание серьезно пострадало. Фактически до 1970-х годов не предпринималось никаких шагов по его восстановлению.

Идея создания Музея белорусского народного искусства в стенах разрушенного костела принадлежала заместителю директора по науке Государственного художественного музея БССР И.Н. Паньшиной и старшему научному сотруднику отдела декоративно-прикладного искусства Т.И. Степиной. Концепцию реставрации и размещения экспозиции в культовом здании поддержала директор Государственного художественного музея Е.В. Аладова. Первоначально планировали снести фундамент и стены, поскольку степень разрушенности здания составляла свыше 80%. Только письмо Е.В. Аладовой на имя П.М. Машерова, а также личное вмешательство тогдашнего руководителя БССР помешали полному уничтожению Крестогорского костела.

Группу реставраторов возглавила архитектор Л.В. Павлова. По проекту заслуженного архитектора БССР В.Н. Аладова к основному объему костельного здания со стороны апсиды был добавлен прямоугольный в плане объем, где разместились дополнительные выставочные площади и бытовые помещения.

Сегодня экспозиция музея знакомит с традиционным народным искусством ХVI — начала XX веков и с произведениями современных мастеров, работающих в ткачестве, гончарстве, резьбе и росписи по дереву, плетении из соломы и лозы.

Ткачество — один из древнейших видов народного искусства. Столетиями складывались способы обработки льна и шерсти, техники и приемы ткачества, типы одежды, а также обычаи и обряды, в которых домотканым скатертям, полотенцам, рубахам, плетеным и тканым поясам отводилось значительное место. В экспозиции представлены традиционные костюмы конца XIX — начала XX века, полотенца и декоративные ткани ХХ века из разных регионов страны. Неповторимость народной одежды продиктована ее назначением и региональными особенностями традиций. В целом для Беларуси характерно использование льняной ткани с вышитым либо тканым узором красного цвета.

Белорусские мастера внесли значительный вклад в историю искусства резьбы по дереву. «Белорусская резь» упоминается в документах ХVII века, когда в Московском государстве при «Палате резных и столярных дел» стали работать белорусские мастера, украшая иконостасы в Измайлове, Донском и Новодевичьем монастырях, выполняя работы в Коломенском дворце.

Гончарные изделия в коллекции музея относятся к ХХ веку. Горшки и макитры для приготовления пищи, миски для еды, кувшины и кринки для молока, «гляки» и «слоики» для хранения продуктов, свистульки и глиняные игрушки мастера украшали самыми простыми способами, известными всем гончарам мира: обваркой, томлением, росписью по терракотовой поверхности, покрытием глазурью.

Достаточно разнообразны и привлекают своей функциональностью и простотой декора чернолощеная керамика Пружан; светлые, терракотовые с красной росписью из концентрических кругов и «запятых» сосуды из деревни Городной; городокская утварь, покрытая свободно разлившейся по форме цветной глазурью.

Особую группу в экспозиции составляют изделия Ивенецкой фабрики, которая из небольшой кустарной артели превратилась в ведущий центр художественного гончарства в Беларуси. В музее представлены работы одного из создателей артели в Ивенце — В.Ф. Куликовского, а также И.М. Молчановича, М.М. Зверко, А.В. Прокоповича, работающих в традициях старой ивенецкой керамики и возрождающих забытое искусство изготовления фигурных сосудов в виде баранов, медведей, зубров.

Разумеется, шедевры народного творчества для экспозиций белорусских музеев не новость. Но есть в экспозиции музея в «Раубичах» уникальные экспонаты, настоящие жемчужины народного творчества.

Один из таких экспонатов — царские врата конца ХVIII — начала ХІХ века. Соломенные узоры крепятся на основу из лозы и дерева. Мастер использовал несколько элементов плетения, из которых складывается замысловатый узор — плетенка, зубчики, квадраты разных размеров. В середину каждого квадрата помещен кусочек яркого цветного сукна, который в сочетании с золотистой соломой создает эффект дорогого самоцвета. Царские врата — это подлинное свидетельство высоко развитого искусства плетения из соломы, которым издавна владели белорусские мастера. К слову, на сегодняшний день в Беларуси насчитывается только три подобных артефакта.

Большой интерес представляют находящиеся в экспозиции произведения сельских умельцев, работавших по заказу односельчан из деревень Негневичи, Заболотье, Межевичи и создававших резные скульптуры в период с ХVIII до начала ХХ века. В них при различии творческих манер сохраняются общие черты, свойственные всем произведениям народных мастеров, создававших скульптуры для сельских каплиц, а также кукол для народного театра — батлейки.

Уже к XI — XIII векам белорусы владели всеми способами обработки дерева — резьбой, бондарным ремеслом, знали токарный станок. Большинство дошедших до нас памятников из дерева составляют домашняя крестьянская утварь и орудия труда.

Еще одна жемчужина экспозиции — ковш XVI века, выдолбленный из большого куска капо-корня. На внешней поверхности его — роспись с изображением сцен охоты, птиц и животных, внутри — более поздний растительный орнамент.

Народное искусство белорусов неповторимо. Ему присущи мягкость и лиризм в решении образов, удивительная деликатность колористического решения, тщательность работы, умение простыми приемами из самого доступного материала создавать подлинные шедевры. В этом можно в полной мере убедиться, посетив музей белорусского народного искусства в «Раубичах»!

Адрес: 223 054 Минская обл., Минский р-н, Острошицкий Городок, с/к «Раубичи»

Музей открыт с 10.00 до 17.00 (касса работает с 10.00 до 16.00)

Выходные дни: понедельник, вторник.

Телефоны: (017) 507−44−68, (017) 507−44−69

Стоимость входного билета — 20 тыс. рублей.

Справка о проекте:

Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.

Все материалы проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ»