Ксения Тарасевич, фото: автора,

Проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" проведет экскурсию по Музею древнебелорусской культуры. Это уникальное место, где можно познакомиться с историей развития искусства и материальной культуры в Беларуси от древности до современности. Хранящаяся здесь самая большая в стране коллекция икон, художественных тканей, в том числе слуцких поясов, уникальных народных костюмов, бытовой керамики и стекла, и многое другое доказывает, что белорусам есть чем гордиться.

Музей древнебелорусской культуры был создан в 1977 году на базе Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР (сейчас Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси). Собрания музея рассказывают об основных вехах исторического развития искусства и культуры белорусов, о наиболее значимых памятниках от каменного века до конца XX столетия. Кстати, все без исключения экспонаты музея – оригинальные.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Экспозиция музея размещается в трех залах: археологии, сакральных и этнографических коллекций.

Первый зал – это археологическая коллекция, в которую входят находки с раскопок древних стоянок и поселений людей каменного, бронзового и железного веков. Они характеризуют наиважнейшие археологические культуры на территории Беларуси. Некоторые предметы труда и быта, украшения показывают связь с кельтской, скифской, прибалтийской и скандинавской культурами. В этом зале можно увидеть изделия ремесленников, народных мастеров от V до XVII веков. С помощью них можно узнать, как жили наши предки тысячу лет и несколько веков тому назад.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BYФото: Ксения Тарасевич, TUT.BYФото: Ксения Тарасевич, TUT.BYФото: Ксения Тарасевич, TUT.BYФото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Второй зал демонстрирует экспонаты сакрального значения: иконы, колокола, скульптуру и декоративную резьбу из церквей и костелов. В музее находится самое большое в Беларуси собрание икон. Эта коллекция поражает не только своим размером, но и культурной значимостью. В неё входят образы и алтарные картины, созданные в период XVI-XIX веков, написанные на дереве и полотне. Собрание икон XVI-XIX веков отражает особенности, становление и развитие белорусской школы сакральной живописи.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

В этом же зале можно увидеть и коллекцию скульптуры. Она включает в себя фигурную пластику, художественную резьбу, надгробия XV-XIX веков, которые раньше находились в православных, униатских или католических храмах. Экспонаты в большинстве своем были обнаружены во время научных экспедиций. XVII-XVIII века принято считать периодом расцвета белорусской скульптуры и художественной резьбы. Об этом свидетельствуют уникальные примеры алтарной и мемориальной пластики, декор иконостасов.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Но не только профессионалы занимались изготовлением скульптур. Изображения для храма делали и народные мастера. Эти скульптуры интересны тем, как авторы по-своему интерпретировали общеизвестные сюжеты и показывали христианских святых в другом образе, более простом и понятном.

Также в XVI веке большое распространение получила художественная обработка металла. Она стала значимой отраслью, в которой работали многочисленные ремесленники. В технике литья, чеканки, гравировки, скани, эмали выполнялись и бытовые предметы, и предметы искусства, создавался декор интерьеров, оклады икон и книг, даже оружие.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Во втором зале размещена коллекция художественных тканей, экспонаты которой датируются XVII-XIX веками. Многие из них – белорусского производства. В XVIII веке в некоторых белорусских городах были основаны предприятия по выпуску предметов роскоши, в том числе тканей, шпалер, ворсовых ковров и килимов (гладких двусторонних ковров). Известные мануфактуры такого типа находились в Гродно, Кореличах, Ружанах, Несвиже, Поставах и Слониме.

Но самой известной мануфактурой стала Слуцкая, получившая название "персиарня" (так иногда назывались мастерские, где повторяли восточные или персидские ткани). На ней изготавливались знаменитые слуцкие пояса. Слуцкий пояс представлял собой длинную, до 3,5-4 метров ткань, шириной в 30-40 см. Большая популярность слуцких поясов подтолкнула другие мануфактуры к их копированию, созданию так называемых поясов "слуцкого типа". Такие предприятия существовали в России, Франции, Польше. В музее представлен двусторонний четырехлицевой пояс слуцкого производства, а также пояс слуцкого типа, вытканный в Лионе. Он был подарен известным меценатом и собирателем предметов белорусского искусства Анджеем Техановецким.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

В музее древнебелорусской культуры также можно увидеть коллекцию изразцов. В нее входят разные по времени и стилю изделия. Большая часть из них была найдена при раскопках в замковых и дворцовых комплексах, бывших шляхетских имениях. Изразцами обкладывали стены отопительных сооружений (печей и каминов), на них размещали различные изображения – орнаменты, гербы, фантастические существа, портреты, бытовые сцены.

Третий зал музея посвящен народному творчеству и этнографии Беларуси. Именно тут можно увидеть традиционные костюмы, ручники, покрывала, скатерти, пояса, расписные ковры, музыкальные инструменты, игрушки, посуду из дерева, керамики, предметы, рассказывающие о ремеслах и промыслах белорусов.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Одной из наиболее интересных частей экспозиции является коллекция "Памятники этнографии и народного искусства Чернобыльской зоны". Она собиралась в деревнях, население из которых было отселено после аварии на ЧАЭС. Экспонаты там интересны в первую очередь своей аутентичностью. Юг Беларуси (особенно Полесье) отличается своими традициями, во многом сохранившими древнейшие формы народного быта, за что и ценятся исследователями.

Экспозиция состоит из нескольких частей, самая большая из которых посвящена теме земли и земледелия и обработке урожая. В ней представлены экспонаты, которые показывают повседневный быт жителей районов Гомельщины, Могилевщины и Брестчины в XX веке.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Интерес посетителей вызывают изделия из соломы. Это традиционное крестьянское искусство, характерное только для Беларуси. Исследователи считают, что его возникновение связано с культом хлеба и колосьев. Снопы, которые стояли в доме на протяжении года, являлись своеобразными амулетами-оберегами, которые приносили в семью благополучие и богатство. Изделия из соломы белорусских мастеров отличаются разнообразием видов, приемов плетения, композиционной и декоративной выразительностью и самобытностью.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Традиционный костюм – один из наиважнейших элементов народной культуры белорусов. Его сдержанная эстетика хорошо передает особенности менталитета этноса – скромность, доброжелательность, трудолюбие и тонкое чувство прекрасного. В начале XX века народная одежда белорусов еще сохраняла многие архаичные черты, которые в древности были характерны для одежды всех славянских народов. Исключительность белорусского народного костюма – в его рукотворности. При изготовлении использовались разные техники ручного узорного ткачества, вышивки.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY
Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Народная одежда, пошитая вручную из натуральных материалов, была комфортной, удобной и гармонично сочеталась с крестьянским домом и природным окружением. Женский костюм был более богатым по сравнению с мужским, а орнамент на нем, как правило, имел не только декоративное, но и обереговое, этическое значение.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

В конце XIX – начале XX века традиционный комплекс женской одежды состоял из полотняной сорочки с длинными рукавами, льняной или шерстяной юбки, передника (фартуха), пояса и головного убора. Именно по манере завязывать на голове намитку, платок, можно было понять, из какого региона женщина родом. Мужской костюм состоял из полотняной сорочки, полотняных или шерстяных штанов, тканого или плетеного пояса. По его виду, способу повязывания также можно было судить о семейном положении мужчины, его происхождении.

Фото: Ксения Тарасевич, TUT.BY

Музей древнебелорусской культуры показывает всю уникальность и многообразие культуры и искусства наших предков. Богатство и уникальность экспозиции никого не оставит равнодушным.

Адрес: Минск, ул. Сурганова, д. 1, к. 2

Телефон: 80172841882
Время работы: 10:00 – 16:00 по будням, суббота и воскресенье – выходные
Вход: бесплатный; экскурсии – по предварительной записи.


Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ"
-16%
-15%
-40%
-20%
-30%
-5%
-25%
-21%
-50%