Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Студия Дмитрия Аза в Минске снимает портретные фотографии в старинной технике мокрого коллодия – амбротипии, которой уже больше ста лет. TUT.BY побывал в мастерской и своими глазами увидел долгий и дорогостоящий (в зависимости от размера фотосессия на стекле обойдется от 1,3 до 5 млн руб) процесс создания фотографии на стекле в единственном экземпляре.

Фото: Евгений Ерчак

Амбротип – вариант коллоидного процесса, в результате которого на стекле получается негатив. Если приложить к нему черный фон, снимок выглядит как позитивное изображение. В зависимости от используемых химикатов фото имеет желтый, красный или синий оттенок. При этом на фотографии нет чисто белого цвета, получаются приглушенные мягкие переходы от света к полусвету и контрастному черному, от чего снимок приобретает особую глубину. Благодаря живости процесса фотография получается "несовершенной": с потертостями, царапинами в месте крепления стекла, подтеками химикатов. Но это делает каждый портрет уникальным.
Мокрый коллоидный процесс открыл и представил научному сообществу Фредерик Скотт Арчер в 1851 году. С тех пор фотография стала массовым явлением и люди смогли сохранять свой образ в серебре на стекле.
 
Спустя три года Джеймс Ансон Каттинг изобрел способ закрепления коллоидных фотографий. Снимок покрывался лаком или канадским бальзамом, накрывался вторым стеклом, и таким образом фотография оказывалась между двумя стеклами. Без доступа воздуха она становилась практически вечной, поэтому методика стала называться амбротипией (в переводе с греческого - "бессмертный отпечаток"). Впоследствии так стали называть и позитивные снимки на стекле на черном фоне, то есть те фото, к которым привык зритель.
 
Считается, что благодаря длительной экспозиции, позы и выражения моделей приобретали благородные черты. Современники на амбротипах также выглядят словно гости из будущего в 1851 году. Суть техники заключается в получении негативных изображений на стеклянных пластинах с коллоидной эмульсией. На то, чтобы налить эмульсию, закрепить, сделать снимок и проявить его, у фотографа 10-15 минут, иначе коллодий высыхает.
 
Амбротипы – уникальные фотографии, на которые влияют любые мелочи, даже настроение модели и фотографа. Именно из-за капризности процесса сложно фотографировать на улице, ведь химия реагирует на температуру и влажность воздуха. Амбротипия – дорогостоящий и длительный процесс, который требует от фотографа мастерства, вкуса, теоретических знаний о фотографии и дара психолога.
 
Фото: Евгений Ерчак
Вопреки ожиданиям, Дмитрий фотографирует камерами 1960-х годов и объективом 1920-х годов. Хотя у него есть и объектив 19-го века. Фото: Евгений Ерчак
  
"Я начал изучать технику для специального проекта и так увлекся, что за год так и не приступил к его реализации. Амбротип ни на что не похож. Даже печать со стекла на бумагу не показывает всю глубину изображения, каждую деталь, ворсинки, которые есть в самом снимке. Такое ощущение, что перед тобой живой человек, только замерший на секунду", – объясняет Дмитрий, почему занялся столь капризной техникой.

Дмитрий впервые посетил семинар и начал изучать технику год назад. Он обратил внимание на амбротип благодаря сериалу ВВС "Дух фотографии". Одна из серий посвящена Салли Манн, которая снимала умирающего от рака мужа в технике мокрого коллодия. Друзья порекомендовали Дмитрию питерских фотографов, один из которых научил его снимать. "С момента изучения до получения первой фотографии прошло почти четыре месяца, а до получения первой качественной фотографии – полгода", – говорит Дмитрий.
 
Начинается процесс с чистки стекла и срезания кромки. Это необходимо, чтобы не порезаться, но и пологий край не позволяет жидкости стекать. Затем стекло натирают раствором мела, дистиллированной воды и спирта. В целом подготовка стекла для двух-трех съемок занимает два часа. Стекло высыхает – смесь легко стирается, затем стекло обезжиривается, с него снимаются пятна. Отполированную сторону стекла поливают эмульсией (коллодием). Коллодий – ядовитое вещество, и можно отравиться его испарениями, если снимать много раз за день. Но фотографы надевают специальные маски и прячут волосы, чтобы они не попадали на стекло.

Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
 
Затем наступает этап сенсибилизации: пластину на четыре минуты опускают в ванну с нитратом серебра. Благодаря химической реакции, соли, имеющиеся в коллодии, становятся светочувствительными. При красном свете из ванны с серебром пластину достают и помещают в кассету фотоаппарата. Заранее подготовленный фотоаппарат и наведенную резкость перепроверяют: в этот момент можно поправить позу модели. Затем затвор снимают на 4-5 секунд, в течение которых модель замирает.

Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
 
К модели есть определенные требования. На ее лицо наносят белую пудру, потому что любой оттенок на амбротипе превратится в затемнение. Именно поэтому нежелательно фотографироваться загорелым или с мороза, с красными щеками. Перед началом съемок модели дают инструкции, как правильно сидеть и вести себя перед камерой. Дмитрий говорит, что надо расслабиться и заглянуть в свое сердце. По его словам, не каждый сможет держать маску, оставаясь неподвижным в течение 4-5 секунд. Поэтому амбротип он сам называет взглядом души, а снимок показывает, каким на самом деле является позирующий.

Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
 
После пятисекундного замирания снимок проявляют. При свете красной лампы пластину достают и наливают на нее проявитель. Снимок проявляется примерно 10-15 секунд, в течение которых пластина начинает темнеть – и прямо на глазах появляется изображение. Затем на несколько секунд стекло помещают в фиксирующий раствор, после этого промывают и сушат. Чтобы предохранить пластину от повреждений и увеличить срок ее жизни, поверхность лакируют.

Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак
Фото: Дмитрий Аз

Амбротипию постепенно осваивают и другие фотографы в Беларуси. На прошедшем Месяце фотографии состоялась выставка Алексея Шлыка и Олега Шобина "Реконструкция №1" в технике мокрого коллодия с печатью на дереве. В рамках мероприятия презентовали проект "Дремлющий лес". Фотографы Алексей Шлык и Михаил Лещенко планируют в течение года фотографировать в старинной технике Беловежскую пущу.