Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Фото: artmuseum.by
Фото: artmuseum.by
21 ноября в Национальном художественном музее открылось сразу две выставки: "Искусство реставрации – магия мастерства" и "Спасенные ценности". Первая приоткрывает завесу тайны работы реставраторов, показывая картины до и после реконструкции, процесс восстановления и лица тех, кому мы обязаны тем, что можем посмотреть на культурное достояние. Вторая демонстрирует лишь малую часть ценностей, которые задержали таможенники на границе. TUT.BY узнал, как и куда пытались вывезти ценные экспонаты и как удается этому препятствовать.

"Мы постарались показать, какими различными путями, часто сложными и неисповедимыми, в музей попадали иконы, живопись, деревянная скульптура", - рассказала куратор выставки "Спасенные ценности" Ирина Карпенко. Один из таких путей – поступления в музей после задержания экспонатов при незаконном вывозе на таможне. Благодаря работе Государственного таможенного комитета в фонд Нацмузея попало более 300 экспонатов. В основном это русские иконы, медное художественное литье и алтарная живопись Беларуси.
 
Заведующий кафедрой таможенного дела Виктор Острога рассказал TUT.BY, что пик попыток незаконного вывоза пришелся на 90-е. Тогда, после распада СССР, был ослаблен контроль над хранением ценностей в музеях и церквях, и люди хотели заработать. Везли в основном из России через Беларусь в Западную Европу, где были коллекционеры, которые не гнушались покупать вещи у контрабандистов. Стоимость редких предметов на Западе была высокой, особенно икон XV-XVII века. Хотя Острога отметил, что с начала 2000-х годов появилась обратная тенденция. Монеты, старинное оружие, коллекционные доспехи стали везти из Западной Европы в Россию через Беларусь. При легальном ввозе надо платить большие налоги и объяснять, как тебе достался экспонат, поэтому попытки незаконного ввоза случаются и сейчас.
 
В 90-е на таможне задерживались огромные, полутораметровые иконы, распиленные на четыре, шесть частей. "Складывали их в чемоданчик и считали, что таким образом незаметно можно пройти через границу", - комментирует Острога. Обычно подобные находки делала гродненская и брестская таможня. "Это были вандалы, которые понимали, что цена икон в связи с тем, что они изуродованы, упадет. Но им было достаточно и тех денег. Люди не верили ни в Бога, ни в кого, у них был только меркантильный интерес", - вспоминает Острога.
 
Картины пытаются незаконно вывозить скрученными. А бывали случаи, когда на полотно наносили новый рисунок и говорили, что это картина современного художника. Художники, которые продают свои картины за рубеж, получают разрешение на вывоз у Министерства культуры. "У тех, кто хочет сделать это законно, проблем не возникает. Возникают они у тех, кто хочет вывезти и на этом нажиться", - объясняет Острога.
 
В таможенной практике бывали случаи, когда человек открыто вывозил старинную швейную машинку "Зингер", которую ему подарила бабушка. Но незнание законодательства не освобождает от ответственности, напомнил Острога. "Если человек явно не злоумышленник, ему объясняют, что он может пользоваться машинкой, хранить ее у себя, но вывозить этот предмет без разрешения не имеет права. Это уже историческая собственность белорусского народа. Иначе все бы развезли, а Беларусь и так много потеряла в войнах", - отмечает Острога.
 
Наказание за незаконный вывоз культурных ценностей зависит от того, что вывозится и каким образом. Предусмотрена административная ответственность (штраф) или уголовная. До 1973 года в соответствии со специальным постановлением все культурные ценности, которые изымались таможней, уничтожались. И только с 1973 года они стали копиться без права экспонирования в музейных фондах. В середине 80-х впервые в СССР в Бресте открыли экспериментальную выставку спасенных ценностей, на которой были выставлены иконы, картины, декоративные предметы и украшения. Выставка получила широкий резонанс, после чего было решено открыть специальный музей, и спасенные ценности разрешили экспонировать.
 
Фото: Белта
Зал выставки "Искусство реставрации - магия мастерства". Фото: БЕЛТА
 
Таможенники не являются искусствоведами, поэтому при необходимости к границе вызывают эксперта из музея. Есть установленный правительством перечень предметов, запрещенных для вывоза за пределы страны. Например, к вывозу запрещены все предметы, выпущенные до 1945 года. Но Национальный художественный музей и ГТК тесно сотрудничают. Раньше музей проводил для таможенников курсы, в которых их обучали идентификации культурных ценностей. Специалисты, в том числе Ирина Карпенко, рассказывали таможенникам, из чего состоит икона, как определить, старинная она или новодел. Сейчас на кафедре таможенного дела на Факультете международных отношений есть два курса: "Таможенный контроль. Культурные ценности" и "Атрибуция культурных ценностей". "Наши студенты на третьем курсе изучают в музеях, архивах и библиотеках культурные ценности, которые выставлены в музеях Беларуси. Поступив на службу, они уже будут готовы эффективно противодействовать нелегальному вывозу", - рассказывает о современной системе образования заведующий кафедрой.
 
В каждом музее есть так называемая "таможенная коллекция". Специальный отдел создан в Гродненском историко-архитектурном музее. В Бресте открыт музей спасенных художественных ценностей, экспонаты которого поступили исключительно с таможни. У самой таможни также есть свои музеи, самая крупная экспозиция - у Гомельской таможни.
 
Выставки продлятся до 12 февраля.