Национальный павильон Беларуси в третий раз будет представлен на 56-й Венецианской биеннале современного искусства, которая пройдет с 9 мая по 22 ноября 2015 года – для посетителей, а c 6 по 8 мая состоится конкурс национальных павильонов и кураторских проектов. В связи с этим Министерство культуры Беларуси объявило прием заявок на конкурс кураторских концепций для павильона. Победитель получит возможность реализовать собственный проект в Венеции в 2015 году.

Фото: artaktivist.org
Инсталляция "Тайная вечеря" Артура Клинова на 54-й Венецианской биеннале. Фото: Андрей Дурейко, artaktivist.org

Девиз биеннале 2015 года  "Все судьбы мира" (All the World's Futures). Главный куратор – поэт, писатель, искусствовед и директор Мюнхенского Дома искусств Оквуи Энвезор определил три темы:
  • "Живучесть: на эпический срок"  программа непрерывных живых мероприятий, структурированных по логике развертывания;
  • "Капитал: устное чтение"  программа чтений и конференций, основной частью которой станет библиографический проект, посвященный "Капиталу" Маркса;
  • "Сад беспорядка", посвященный изменениям в глобальной окружающей среде.
 
Энвезор хотел бы видеть эту биеннале глобальной, чтобы художники и кураторы осмыслили тревоги нашего времени в их полноте, сделали их понятными, исследовали и выразили, отметила комиссар павильона и руководитель Центра современных искусств Наталья Шарангович, на чьи плечи лягут организационные вопросы на биеннале.

Предпочтение в конкурсе будет отдаваться самым актуальным, креативным, неожиданным проектам, в которых осмысливаются вызовы современности и присутствуют медиатехнологии. "В последние десятилетия "Золотого льва" получают неожиданные креативные проекты, в основе которых лежит глубокая философская или социальная тема. Это цепляет жюри и зрителей",  сказала Шарангович.

Ассистент куратора национального павильона на 54-й Венецианской биеннале Александр Зименко добавил, что при оценке кураторских концепций большое внимание будет уделяться оригинальным идеям и необычному видению: "Сам подход зачастую более важен в проекте, чем его конкретная техническая реализация. Мы хотим найти партнера, куратора, который не только представит один интересный проект на биеннале, но и позволит продолжать дискуссию о современном искусстве в более широких массах населения".
 
Организаторы призывают участвовать в конкурсе всех желающих, так как стремятся открыть новые имена. Оценивать проекты будет жюри в составе известных белорусских искусствоведов, художников и дизайнеров. Заявки будут представлены им анонимно, и организаторы обещают, что оцениваться будет не имя и заслуги, а исключительно концепция проекта.
 
Одна из целей проведения конкурса, по словам Зименко, чтобы в результате сложилась новая система отношений между куратором и художником, способная подтолкнуть все культурное пространство к поиску своего зрителя. Он обратил внимание, что участие в биеннале – это не выставка достижений народного хозяйства, а поле для экспериментов и полилог между авторами: "Нельзя сказать, что они (авторы. - TUT.BY) жестко привязаны к странам, которые представляют. В заявках на конкурсе мы хотим увидеть широту мышления, которую смогут оценить люди со всех стран мира". Организаторы надеются, что участие в такой крупной выставке откроет Беларусь на карте мира современного искусства. 
 
Архитектор национального павильона на 54-й Венецианской биеннале Михаил Шиков обратил внимание, что побеждают проекты, "где-то уже апробированные, к которым уже подготовлена публика, жюри и которые могут гулять по Европе несколько лет и только затем выставиться на биеннале". Поэтому сроки подачи заявки не подразумевают создание принципиально нового проекта с нуля, хотя не исключают такую возможность полностью.
 
В конкурсной заявке надо описать концепцию, выделить идею, составить приблизительную, но обоснованную смету проекта и представить имена авторов и художников, участвующих в проекте. Других ограничений нет: куратором может выступить искусствовед, критик, это может быть даже приглашенный иностранный куратор. Но организаторы подчеркнули, что одна из целей конкурса и вообще участия в биеннале – дать толчок белорусским кураторам вырастить белорусскую идею современного искусства.
Впервые Беларусь участвовала в Венецианской биеннале в 2005 году. Тогда были представлены работы Леонида Хоботова, Руслана Вашкевича, Игоря Тишина, Валерия Шкарубо, Владимира Цеслера и Сергея Войченко, Андрея Задорина и Натали Залозной. В 2011 году на 54-й Венецианской биеннале Беларусь представила современную интерпретацию оформления Kodex. Участвовали Юрий Алисевич, Артур Клинов, Константин Костюченко, Виктор Петров и Денис Скворцов. 
-10%
-10%
-20%
-20%
-20%
-30%
-10%
-50%