Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


До 4 ноября в трамвае № 1 в вагоне номер 118 проходит выставка фотографов Сергея и Дмитрия Брушко "МЫ" в рамках Месяца фотографии. Это попытка реконструировать легендарную выставку Сергея Брушко 1987 года, о которой не осталось документальных свидетельств, только воспоминания очевидцев. Журналист TUT.BY побывал на монтаже выставки и узнал о профессиональных взаимоотношениях отца и сына, диалог которых в фотографии увидят пассажиры маршрута "ДС "Зеленый луг" – Мясникова". 

Фото: Сергей Балай

О легендарной выставке отца рассказал сын. По словам Дмитрия, 27 лет назад в трамвае проходила рекламная акция газеты "Чырвоная змена". "Должна была быть бесплатная раздача газет в трамвае, и для этого должны были оформить трамвай. Так как отцовские фотографии были хороши и качественно распечатаны, Плыткевич предложил наклеить их на стены трамвая. Раньше фотографии были отпечатаны на полукартонной бумаге, и они хорошо легли на клей ПВА. Наверное, потом их очень долго отдирали". Выставка должна была длиться месяц, но, по воспоминаниям очевидцев, трамвай с фотографиями ездил потом еще очень долго. "Я был в том трамвае, катался на нем, видел выставку, но подробностей не помню", – говорит Дмитрий, которому тогда было примерно 6 лет.
 
Сейчас фотографии в трамвае № 1, разумеется, не те, что были в 1987 году: за столько лет стерлось из памяти, какие конкретно это были снимки. Выставка 2014 года – диалог отца и сына в фотографии. "Мы – емкое и неперсонифицированное слово, включающее эгоистичное "Я". Что такое "мы"? Это огромное понятие, которое может относиться к двум людям и к 5 миллионам", – толкует название выставки Дмитрий. По замыслу соавтора, фотографии работают в паре, дополняют друг друга, а порой сталкивают различные события с разницей больше чем в 20 лет. "Поменялась эпоха, сама фотография, сменилось поколение. Хотелось посмотреть, чем мы отличаемся от нас 20-летней давности, а что у нас общего".
 
"Фотография слева очень нравилась отцу своей ассоциативностью. Она сделана в 1993 или 1996 году в заброшенной деревне. Кот всегда ассоциировался со счастьем, а черный кот, переходящий дорогу, – со знаком беды. А этот кот еще и оскаливается. Эти фото, на мой взгляд, должны быть вместе: там была одна беда, а сейчас другая. "Тени как люди и люди как тени, и нету души, хотя веры на километр квадратный завались..." О пустоте человеческой". 

 Фото: dmitry-brushko.livejournal.com
"Эта пара фотографий с чувством юмора: на обеих работают, но бабушки убирают зерно, а мужчины отдыхают. Село остается селом: эти хлебосольные лица и бабушки".

Фото: dmitry-brushko.livejournal.com
"Слева на фото одна из последних деревень, которую выселяли из чернобыльской зоны. Это Могилевская область в 1993 году. Это прощание с соседями, они прощались навсегда, забирали все свои вещи и уезжали. А справа - фотография 2002 года, та же чернобыльская зона, только соседи встречаются на Радуницу".


Фото: dmitry-brushko.livejournal.com
"Это лица белорусов. Два лица с сигареткой, в кепочке, с ухмылкой. Почти 14 лет прошло, а ничего не поменялось. Белорусское лицо осталось таким же. Фактура та же, эти люди из одного теста".
Отец непосредственно повлиял как на выбор профессии сына, так и отчасти на уровень мастерства. На третьем курсе Дмитрий устроился работать в "Знамя юности" и стал работать с отцом в одной лаборатории в Доме прессы, на одном этаже с фотожурналистами всех ключевых изданий.

"Отец воспринял это очень серьезно. Он видел все мои фотографии, и то, как я плохо снимал, слышал весь этаж. Можно было писать учебник, как надо было снимать в тот или иной момент. На этаже была единая система вентиляции, и все, что было сказано громко, слышали в другом конце. Сейчас это забавно вспоминать, но тогда мне было не до смеха. Я помню съемку на 9 Мая, отец был в очень плохом настроении, у него болели руки (Сергей Брушко болел синдромом Рейно, который поражает мелкие концевые артерии и артериолы верхних конечностей. – TUT.BY). Мы сняли, пришли проявлять пленки, отец смотрит еще по негативам и начинает ругать. А потом дошел до какого-то кадра, успокаивается, сворачивает пленку и говорит: "Вот, наконец-то кадр!" Потом мне рассказали, что он высушил пленки, распечатал кадр, пришел в соседнюю лабораторию, показал тот кадр со словами: "Ну как после такого на него ругаться?". Отец был очень жестким в плане работы. Он понимал фотографию, чувствовал, что надо. Я понимаю, что он пытался настроить меня на такую же работу. У него было очень мало времени, и он очень хотел этого".
 
Фото: znyata.com
Сергей Брушко. Работал фотокорреспондентом газет "Калійшчык Салігоршчыны", "Чырвоная змена", "Народная газета". Участник белорусско-швейцарского выставочно-издательского проекта "У пошуках Беларусі. Год дванаццаты пасля Чарнобыля". Выставлялся в Германии, Швейцарии, Беларуси, Ирландии. Умер в 2000 году, оставив после себя бесценную коллекцию документальной фотографии. Фото: znyata.com

Фото: Сергей Балай
Дмитрий Брушко. Фото: Сергей Балай
 
Один из организаторов выставки Анна Самарская рассказала о ходе согласования проекта. Она подчеркнула, что никакой цензуры со стороны трамвайного депо не было: "Просто это новый формат выставочного проекта. Мы вторгаемся в общественное пространство  место, которое не предполагает артистических высказываний". По ее словам, директор трамвайного депо сразу поддержал инициативу Месяца фотографии. Но так как депо подчиняется "Минсктрансу", надо было оформить все надлежащим образом: согласовать с "Минсктрансом", и в частности с рекламным отделом, какой будет проект. Затем было отправлено письмо в трамвайный парк.

Фото: Сергей Балай
Фото: Сергей Балай
Фото: Сергей Балай
Фото: Сергей Балай
Фото: Сергей Балай
Фото: Сергей Балай

Фото: Сергей Балай

В депо работа уже велась с начальником технического отдела, который объяснял, что можно позволить по технике безопасности, а что - нет. Например, на окна нельзя ничего вешать, именно поэтому работы размещены между ними и потолком транспорта. Еще один нюанс: выставочный проект не является рекламой, поэтому нет оплаты. "Путь труден был тем, что надо было пробивать стены, которые ранее не были пробиты. Для трамвайного депо это был прецедент. Все поддержали проект, но важно было, чтобы все было законно оформлено", – объяснила Анна.

Фото: Сергей Балай
 
В ходе организационной работы член арт-группы "Белорусский климат" Игорь Корзун рассказывал, что в конце 80-х – начале 90-х в трамваях систематически проходили выставки фотографии. "Вроде как он помнит, что директор трамвайного депо очень любил фотографию и проводил выставки вместе с фотоклубом "Минск", – говорит Анна. В трамвайном депо ей подтвердили, что ходил выкрашенный в синий цвет трамвай, где постоянно проходили выставки. Однако документов об этом не сохранилось.
 
Трамвай № 1 курсирует с 6.14 до 10.13 и с 15.11 до 19.25. Цена за вход – пробитый талон.