Марина Панасюк, фото автора,

Дзержинском в свое время мог стать совсем другой город. Дело в том, что имение Дзержиново, где родился "железный Феликс", находится всего в 15 км от Ивенца. Когда в честь основателя КГБ решили назвать какой-нибудь городок, Ивенец на то время (1932 год) был в составе Польши, поэтому Дзержинском в итоге стало Койданово. Но музей им. Феликса Дзержинского уже в 1950-е гг. открыли именно в Ивенце. Сегодня это музей традиционной культуры, и о нем мы расскажем в рамках проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ".

Здание с башенкой, где расположился музей, когда-то принадлежало мяснику. По воспоминаниям его внучки, жили богато. Продукцию поставляли в Польшу. Летом мясо держали в подвале на льду, который зимой заготавливали на реке за домом.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Сейчас о бывшем владельце ничего не напоминает. Музей разделен на несколько экспозиций. В первой – историко-этнографической – собраны редкие фотографии, книги, документы, предметы конца XIX – начала XX вв. Здесь рассказывается о быте и культуре местечка Ивенец, его знаменитых уроженцах, народных музыкантах и местных учителях.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY Фото: Марина Панасюк, TUT.BY
Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Жители Ивенца были людьми хозяйственными и мастеровитыми. И всегда считали себя шляхтой. Есть стереотип, что белорусский крестьянин конца XIX в. - это темный бедный человек в лаптях. Так вот по крайней мере жители местечка Ивенец ему никак не соответствуют. На найденном во Франции альбоме фотографий "Литва. Вялое" местного пана Тышкевича хорошо видно, какие "строi" носили в то время. И это не лапти. Конечно, для фото наряжались (как и "да касцёла", и "на свята"), но и в повседневной жизни одевались очень пристойно. Часто это даже покупное – не домотканое.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Местная керамика известна еще с XVI века. А в XIX-XX вв. Ивенец называли "столицей гончарства". Из глины здесь лепили даже органные трубы. "Кафля" с анималистическими узорами разъезжалась от Вильнюса, Варшавы до Санкт-Петербурга.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Еще 100 лет назад в Ивенце было до 20 "заводзiкаў" – так назывались частные гончарные мастерские, на которых могли работать всего 2-3 человека. Глина использовалась местная, а "палiва" (ударение на "i"; специальный состав, который делает глину блестящей визуально, а изделие из нее более крепким) польская.
Ивенецкая керамика узнаваемая – блестящая и "полосатая". Узор называется "фляндроўка". "Фляндр" - это роспись по сырому. Когда сразу на глину наносится пигмент – зеленый, белый, черный – и "расчесывается" специальными гребешками.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY
Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Делали и шикарные вещи, совершенно не характерные для керамики. Букетники в виде стволов дерева, подсвечники, пепельницы.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Два соединенных между собой горшочка - это "спарышы", чтобы носить обед в поле, когда жатва или уборка картофеля: в один горшочек - одно блюдо, в другой - другое. Носили чаще всего дети. Керамическая сковорода на ножках – "рынка". "Рукамый" – "збан" с двумя горлышками, который можно было наклонять в разные стороны и мыть руки вдвоем одновременно. Есть и банки, где отстаивали сливки, даже керамическая маслобойка (и не боялись же размолотить)!

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY
Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

"Збаны" – самые популярные. А вот гладышей (гладких кувшинов, которые брали за горлышко) почти нет, говорит директор музея Валентина Адамович:

– Я как-то спросила у умельцев, почему мало делали гладыши. Это были мастера высокого уровня, конкуренция была сумасшедшая. И в ответ услышала: "Гладышы рабiлi там, дзе не ўмелi ручку прымацаваць. А што ж мы, ручку не прыклеiм?". Оказывается, ручку приделать – тоже особое мастерство. У каждого мастера был свой способ, форма, другой просто пальцем прижмет. Интересные были варианты. По этой особенности можно установить авторство.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY
Фото: Марина Панасюк, TUT.BY
У Якуба Коласа была коллекция ивенецких свистулек.

За залом керамики – выставка работ Аполлинария Пупко – народного мастера, резчика по дереву. Образы его скульптур – герои поэм, сказок и мифов. Есть в его работах и бытовые, исторические, даже юмористические сюжеты.

Фасад своего дома Пупко укрепил деревянными кариатидами, которые сохранились до сих пор.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Есть в экспозиции и старинные резные деревянные фигуры (среди них черт, стоявший раньше у алтаря того самого францисканского костела и смотревший, искренне ли молятся прихожане). Я хотела его сфотографировать, но фотоаппарат отключился. Чертовщина какая-то.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY Фото: Марина Панасюк, TUT.BY Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Казимир и Люция Дзержинские помогали партизанам – и польским, и советским. В 1943 году в Ивенце было восстание, и город на 3 дня стал свободным. Когда немцы восстановили контроль над городом, они согнали всех жителей к церкви и собирались их расстрелять за участие в восстании. Люция Дзержинская (она была австрийкой) вышла к немцам на переговоры и поручилась своей жизнью, что местные жители к этому не имеют отношения. Всех отпустили. Люцию с Казимиром горожане очень чтили. Когда предатели их выдали и супругов расстреляли, за могилой всегда ухаживали.

• Под Ивенцом родился отец Ядвиги Поплавской – Константин Поплавский. В музее есть фото, где он, еще мальчик, стоит в военной одежде. Он сбежал из дома, и его приняли в военный оркестр учиться музыке, видя его способности. Позже он стал заслуженным деятелем искусств, известным дирижером и фольклористом.

• Недалеко от Ивенца похоронен Винцент Дунин-Марцинкевич.
О том, что местные умельцы славились на всю округу, свидетельствует и недавняя находка. В администрацию музея были переданы документы, письма, почтовые карточки и открытки мастера-печника Викентия Анисько. Из переписки видно, как много предложений о работе получал мужчина. Подтверждает его мастерство и целый список "пасведчанняў", рекомендаций.

В музее действуют мастерские "Ткачество", "Гончарство", "Кузница". Здесь работают опытные мастера, созданы условия для изучения основ ремесла.

Фото: Марина Панасюк, TUT.BY Фото: Марина Панасюк, TUT.BY
Фото: Марина Панасюк, TUT.BY

Кроме того, по предварительной заявке проводятся интерактивные экскурсии. Например, "Майстэрня ўражанняў" – игровая программа, построенная на легендах об Ивенце. И "Таямнiцы старасвецкага мястэчка Iвянец" – гибкая анимационная программа, в которую (это оговаривается предварительно) может входить встреча "чаркай и шкваркай" или конфетами, возможность попробовать себя в ремеслах, музыка (музей сотрудничает с Касей Радзивиловой) и обед в таверне.

Ивенецкий музей традиционной культуры находится по адресу:
Минская область, Воложинский район, г. п. Ивенец, ул. Музейная, 2. Тел: +375-1772-53-5-41.

Музей открыт для посещений ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме воскресенья и понедельника.

Стоимость для взрослых - 15 000, для школьников - 9000. Экскурсионная плата для группы до 20 человек - 90 000 рублей.


Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>
-40%
-20%
-50%
-15%
-20%
-50%
-20%